-
Тема «Письмо заглавной буквы З»
-
Результаты деятельности:
-
Личностные (ЛР): самоопределение (познавательная инициатива открытия нового знания (умения)
—смыслообразование (ценностное отношение к умению писать правильно и красиво заглавную букву З).
-
Метапредметные (МПР):
П — ориентироваться в учебной тетради: находить нужную страницу к теме урока, страницы с образцом письма букв под счёт, «ключ» к конструированию письменных букв; ориентироваться на странице темы урока: видеть рабочую строку, точку начала письма.
-осуществлять анализ буквы, выделение элементов;
-осуществлять сравнение букв, находить общие элементы;
Р — принимать и сохранять учебную задачу, целеполагать под руководством учителя с опорой на интригу (Учебная задача — научиться красиво и правильно писать заглавную букву З);
-планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
-работать по алгоритму написания буквы, списывания слов и предложений с заглавной буквой З;
-осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль, самооценку.
К -строить понятные высказывания;
— взаимодействовать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, выполнять взаимоконтроль, взаимооценку.
-
Предметные (ПР): — писать заглавную букву З); —употреблять заглавную букву З для написания имён.
3. Цель: Формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению способа действий для правильного написания заглавной буквы З в ходе парной, коллективной и самостоятельной работы под руководством учителя.
Этап урока /учебная ситуация |
Результаты этапа |
Цель этапа |
Взаимодействие в образовательном процессе |
|||
Действия педагога |
Действия обучающегося |
|||||
1. Самоопределение к деятельности
|
Формальная готовность к уроку. Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль Оценка, самооценка. |
Формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке |
Организую ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке. Управляю ситуацией самооценки. —Ребята, сейчас урок русского языка. Вам необходима тетрадь по письму, конверт с элементами букв, дневник, пенал. Проверьте и оцените свою готовность. |
Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -эмоциональный настрой на урок. Высказываются о своей готовности — Я готов к уроку, потому что приготовил тетрадь по письму, пенал, конверт с элементами букв, на моей парте порядок, я готов работать, внимательно слушать учителя и одноклассников. |
||
2. Актуализация знаний, мотивация |
Воспроизведенные знания и способы действия. Осознание необходимости получения новых знаний |
Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний Определение границ знания и незнания |
Организую ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний. — Откройте тетрадь по закладке. Чему научились на прошлом уроке?
Переложите закладку на следующую страницу. -Рассмотрите страницу, определите, какой будет урок (тип урока). Организую ситуацию практического затруднения для определения границ знания — незнания, умения — неумения. -Ребята, прочитайте слово. Как вы считаете, сможете ли вы все уверенно красиво и правильно написать это слово? (открываю запись на доске Зина) Почему? |
Находят страницу по закладке, рассматривают, слушают, отвечают на вопросы. —Мы научились писать строчную букву з.
-Выполняют задание, рассматривают страницу. Пробуют определить тип урока. -Сейчас будет урок открытия нового знания.
Читают слово. Формулируют свое затруднение (неумение правильно писать заглавную букву З)
|
||
3. Постановка учебной задачи |
Сформулированная и зафиксированная с помощью модели учебная задача и тема урока.
Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. |
Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения |
—Какая тема нашего урока? (выслушиваю несколько мнений, спрашиваю о согласии с удачным мнением) — Я согласна, Тема урока «Письмо заглавной буквы З». Фиксирую тему урока (прикрепляю готовую карточку с заглавной буквой З)
Организую ситуацию формулирования проблемы и цели для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы.
— В таком случае, какая перед вами цель? Чему нужно научиться? -Я согласна с вами, необходимо научиться красиво и правильно писать заглавную букву З. Фиксирую учебную задачу (указываю на таблице с темой урока образец написания письменной заглавной буквы З) — Будет ли полезным новое знание (умение)? -В чём ценность (польза) нового знания и умения?
Предлагаю спланировать нашу деятельность для того, чтобы достичь цели урока. -Рассмотрите страницу 27, составьте план действий.
Предлагаю обсудить формы работы -Какие задания можно выполнить в парах, а какие – всем вместе?
Предлагаю обсудить критерии. -Что мы будем оценивать в течение урока? -Что значит «аккуратно?»
-Поднимите руку, кто настроен только на успех. -Ну, тогда за дело! Желаю всем удачи! Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики |
Высказываются, слушают друг друга, реагируют на высказывания условными знаками. -Тема урока «Заглавная буква З»
Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания. -Я не уверен, что могу красиво и правильно написать имя Зина, потому что правильно писать заглавную букву З я еще не учился.
С помощью учителя формулируют и фиксируют учебную задачу.
—Наша цель: научиться красиво и правильно писать заглавную букву З.
-Если научимся писать заглавную букву З, то сможем писать разные имена, начало предложения. -Сможем написать имя Зина. Сможем писать разные имена и фамилии с заглавной буквой З.
Предполагают свои действия, ориентируясь на приобретённый ранее опыт -Мы выполним задание Выберем нужные элементы Напишем букву под счёт в рамке, а после будем писать в рабочей строке букву, слоги, слова и предложения. Поработаем в парах. Подумаем и выполним задание. -Давайте в парах будем выбирать элементы и конструировать букву. -Все вместе напишем букву под счет.
-Мы будем оценивать правильность и аккуратность написания.
-Это значит «Ах, как красиво!», Ах, как хорошо!
-Реагируют на призыв учителя. |
||
4. Решение учебной задачи |
Сформулированные особенности заглавной буквы З, способ (алгоритм) написания буквы |
Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по анализу и алгоритму написания буквы З |
Организую ситуацию решения учебной задачи, используя предложенный план действий
—Какое первое действие? Найдите и рассмотрите задание
-О чём обязательно нужно помнить?
-Выполните самоконтроль и взаимоконтроль посадки и приступайте к выполнению задания.
Организую ситуацию текущей самооценки
-Поднимите руки, кто доволен своей работой. –Кто заметил, что допустил ошибки?
Организую ситуацию анализа буквы. -Рассмотрите заглавную букву З. -Из скольких элементов она состоит? -Как называются эти элементы?
В парах выберите нужные элементы и сконструируйте заглавную букву З. Используйте «ключ» для проверки.
Организую ситуацию текущей оценки. -Расскажите, как удалось поработать в парах. Как договаривались, что делали?
Физминутка. Самоконтроль посадки.
—Найдите и рассмотрите букву в рамке. В каком направлении нужно писать заглавную букву З? Составим алгоритм написания буквы З.
—Прочитаем, как пишется буква под счёт.
Организую ситуацию письма элементов и целой буквы под счёт с проговариванием учителя в громко-речевой форме.
Организую ситуацию текущей оценки.
-Поднимите руки, кто доволен собой, написано правильно и аккуратно.
-Организую письмо в воздухе для повторения алгоритма.
|
Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (парной) деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.
Находят нужное задание. Высказываются о его пользе — Это задание помогает укрепить и разработать руку, чтобы буквы получились лучше.
—Необходимо проверить посадку, положение тетради. Выполняют самоконтроль и взаимоконтроль посадки. Определяют действия и их последовательность (прямая спина, постановка ног, наклон головы, положение тетради и ручки).
-Подают сигналы.
Рассматривают, анализируют букву. -Буква З состоит из двух правых полуовалов.
Выполняют задание в парах. Выбирают элементы и конструируют букву.
Проговаривают ход выполнения задания. -Мы работали дружно, я нашел верхний элемент, а ….-нижний элемент. По «ключу» проверили работу.
Находят и рассматривают букву. Определяют алгоритм написания буквы. -Начинаем писать верхний полуовал, потом напишем нижний полуовал. -Нужно писать букву сверху вниз. Находят и читают алгоритм написания буквы под счёт. –и-раз-и-два-и З
Пишут букву под счёт с проговариванием учителя.
-Выполняют самооценку. Подают сигнал.
Пишут в воздухе, проговаривая алгоритм –и-раз-и-два-и
|
||
5. Первичное закрепление (Применение алгоритма на практике) |
Умение действовать по алгоритму написания буквы З |
Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму. |
Организую ситуацию первичного закрепления и применения алгоритма написания буквы. Предлагаю следовать далее по плану. -Какое действие нашего плана нужно выполнить сейчас?
—Выполните задание самостоятельно, проговаривая счёт.
Организую ситуацию оценки и взаимооценки. —Ребята, оцените работу, подчеркните зелёным цветом самую удачную букву.
-Оцените соседа, подчеркните простым карандашом самую правильную и красивую букву.
-Расскажите о своей работе в парах. Какие действия выполнили? Как работали? -Подайте сигнал те пары, которые остались довольны своей работой.
Гимнастика для снятия усталости глаз. |
Проговаривают следующее действие. —Нужно написать букву З под счёт в рабочей строке.
Выполняют задание самостоятельно. Пишут букву под счёт, проговаривая.
Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах.
В парах осуществляют взаимопроверку.
Рассказывают о том, как осуществляли взаимопроверку и оценку.
-Подают сигналы. |
||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. |
Умение применять алгоритм написания буквы З в слогах |
Формирование и развитие ЦО к умению применять алгоритм разучивания скороговорок |
Организую ситуацию отработки применения алгоритма написания буквы. Предлагаю написать букву З в слогах, используя верхнее и нижнее соединения. — Прочитайте и напишите слоги с заглавной буквой З, обратите внимание на соединения. Организую ситуацию текущей самооценки. Предлагаю вернуться к имени Зина. -Сможете ли вы теперь написать это имя уверенно правильно, красиво?
|
Выполняют задание, читают и пишут слоги. Осуществляют самоконтроль.
Осуществляют самооценку действий.
Осмысливают, строят понятные высказывания. Реагируют на слова одноклассников. -Я уверен, что теперь сумею правильно и красиво написать имя Зина, потому что научился писать заглавную букву З. |
||
8. Оценка |
Умение определять уровень овладения алгоритмом разучивания скороговорки |
Формирование и развитие ЦО к самооценке умения быстро и правильно рассказывать скороговорки |
Предлагаю выполнить контрольное задание, оценить результаты, способы их достижения. —Напишите имя Зина, разделите слово на слоги, поставьте ударение. Помните, ЧТО вы будете оценивать.
Организую итоговую самооценку усвоения и применения детьми алгоритма написания буквы в соответствии с критериями. -Что будем оценивать? —Оцените свою работу по цветовой шкале. Цели достиг, ошибок нет, доволен собой – зелёный. Было трудно, с ошибками справился – жёлтый. Не справился, не доволен собой – красный. -Объясните свой выбор оценки. —Кто оценил себя зеленым цветом? Почему?(заслушиваю 1-2 ребят) Кто оценил себя также? Кто иначе? Высказываю согласие-несогласие с самооценкой ребёнка, комментирую выбор. |
Выполняют предложенное контрольное задание.
Пишут имя Зина, делят на слоги, ставят ударение. Осуществляют самоконтроль.
Называют критерии оценки.
В тетради, а после в дневнике оценивают результаты, способы их достижения (закрашивают клетку самооценки по критериям)
Комментируют самооценку. Поднимают руки.
отмечают самооценку (закрашивают клетку нужным цветом).
|
||
9. Итог занятий. Рефлексия деятельности |
Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности |
Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. |
Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу. Ребята, какова тема урока? Какую цель мы поставили перед собой? -Как вы считаете, достигли ли цели? ПОЧЕМУ? —Каким образом вы научились писать заглавную букву З? -Пригодилось ли новое умение? Стало ли для вас новое знание ценным (полезным)? В чём его ценность? — Действительно, новое знание и умение сделало вас еще умнее, более самостоятельнее! На следующем уроке нас ждут новые открытия! Вы будете писать диктант, в котором встретится буква З. Вам поможет упорство и терпение! Урок окончен. |
Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения.
-Тема урока «Заглавная буква З» -Мы научились писать заглавную букву З правильно и красиво. —Всё получилось, потому что мы работали старательно, сумели договориться в парах. -Мы работали и в парах, и самостоятельно, и все вместе. -Я научился писать еще красивее и другие буквы, я собой доволен!
|
2