Заглавная буква З

  1. Тема «Письмо заглавной буквы З»

  1. Результаты деятельности:

    1. Личностные (ЛР): самоопределение (познавательная инициатива открытия нового знания (умения)

смыслообразование (ценностное отношение к умению писать правильно и красиво заглавную букву З).

    1. Метапредметные (МПР):

П — ориентироваться в учебной тетради: находить нужную страницу к теме урока, страницы с образцом письма букв под счёт, «ключ» к конструированию письменных букв; ориентироваться на странице темы урока: видеть рабочую строку, точку начала письма.

-осуществлять анализ буквы, выделение элементов;

-осуществлять сравнение букв, находить общие элементы;

Р — принимать и сохранять учебную задачу, целеполагать под руководством учителя с опорой на интригу (Учебная задача — научиться красиво и правильно писать заглавную букву З);

-планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать по алгоритму написания буквы, списывания слов и предложений с заглавной буквой З;

-осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль, самооценку.

К -строить понятные высказывания;

взаимодействовать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, выполнять взаимоконтроль, взаимооценку.

    1. Предметные (ПР): — писать заглавную букву З);употреблять заглавную букву З для написания имён.

3. Цель: Формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению способа действий для правильного написания заглавной буквы З в ходе парной, коллективной и самостоятельной работы под руководством учителя.

Этап урока

/учебная ситуация

Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающегося

1. Самоопределение к деятельности

Формальная готовность к уроку.

Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль Оценка, самооценка.

Формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке

Организую ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Управляю ситуацией самооценки.

Ребята, сейчас урок русского языка. Вам необходима тетрадь по письму, конверт с элементами букв, дневник, пенал. Проверьте и оцените свою готовность.

Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-эмоциональный настрой на урок.

Высказываются о своей готовности

Я готов к уроку, потому что приготовил тетрадь по письму, пенал, конверт с элементами букв, на моей парте порядок, я готов работать, внимательно слушать учителя и одноклассников.

2. Актуализация знаний, мотивация

Воспроизведенные знания и способы действия.

Осознание необходимости получения новых знаний

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний

Определение границ знания и незнания

Организую ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний.

— Откройте тетрадь по закладке. Чему научились на прошлом уроке?

Переложите закладку на следующую страницу.

-Рассмотрите страницу, определите, какой будет урок (тип урока).

Организую ситуацию практического затруднения для определения границ знания — незнания, умения — неумения.

-Ребята, прочитайте слово. Как вы считаете, сможете ли вы все уверенно красиво и правильно написать это слово? (открываю запись на доске Зина)

Почему?

Находят страницу по закладке, рассматривают, слушают, отвечают на вопросы.

Мы научились писать строчную букву з.

-Выполняют задание, рассматривают страницу.

Пробуют определить тип урока.

-Сейчас будет урок открытия нового знания.

Читают слово. Формулируют свое затруднение (неумение правильно писать заглавную букву З)

3. Постановка учебной задачи

Сформулированная и зафиксированная с помощью модели учебная задача и тема урока.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения

Какая тема нашего урока? (выслушиваю несколько мнений, спрашиваю о согласии с удачным мнением)

— Я согласна, Тема урока «Письмо заглавной буквы З».

Фиксирую тему урока (прикрепляю готовую карточку с заглавной буквой З)

Организую ситуацию формулирования проблемы и цели для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы.

— В таком случае, какая перед вами цель? Чему нужно научиться?

-Я согласна с вами, необходимо научиться красиво и правильно писать заглавную букву З.

Фиксирую учебную задачу (указываю на таблице с темой урока образец написания письменной заглавной буквы З)

Будет ли полезным новое знание (умение)?

-В чём ценность (польза) нового знания и умения?

Предлагаю спланировать нашу деятельность для того, чтобы достичь цели урока.

-Рассмотрите страницу 27, составьте план действий.

Предлагаю обсудить формы работы

-Какие задания можно выполнить в парах, а какие – всем вместе?

Предлагаю обсудить критерии.

-Что мы будем оценивать в течение урока?

-Что значит «аккуратно?»

-Поднимите руку, кто настроен только на успех.

-Ну, тогда за дело! Желаю всем удачи!

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики

Высказываются, слушают друг друга, реагируют на высказывания условными знаками.

-Тема урока «Заглавная буква З»

Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.

-Я не уверен, что могу красиво и правильно написать имя Зина, потому что правильно писать заглавную букву З я еще не учился.

С помощью учителя формулируют и фиксируют учебную задачу.

Наша цель: научиться красиво и правильно писать заглавную букву З.

-Если научимся писать заглавную букву З, то сможем писать разные имена, начало предложения.

-Сможем написать имя Зина.

Сможем писать разные имена и фамилии с заглавной буквой З.

Предполагают свои действия, ориентируясь на приобретённый ранее опыт

-Мы выполним задание

Выберем нужные элементы

Напишем букву под счёт в рамке, а после будем писать в рабочей строке букву, слоги, слова и предложения.

Поработаем в парах.

Подумаем и выполним задание.

-Давайте в парах будем выбирать элементы и конструировать букву.

-Все вместе напишем букву под счет.

-Мы будем оценивать правильность и аккуратность написания.

-Это значит «Ах, как красиво!», Ах, как хорошо!

-Реагируют на призыв учителя.

4. Решение учебной задачи

Сформулированные особенности заглавной буквы З, способ (алгоритм) написания буквы

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по анализу и алгоритму написания буквы З

Организую ситуацию решения учебной задачи, используя предложенный план действий

Какое первое действие?

Найдите и рассмотрите задание

-О чём обязательно нужно помнить?

-Выполните самоконтроль и взаимоконтроль посадки и приступайте к выполнению задания.

Организую ситуацию текущей самооценки

-Поднимите руки, кто доволен своей работой. –Кто заметил, что допустил ошибки?

Организую ситуацию анализа буквы.

-Рассмотрите заглавную букву З.

-Из скольких элементов она состоит?

-Как называются эти элементы?

В парах выберите нужные элементы и сконструируйте заглавную букву З. Используйте «ключ» для проверки.

Организую ситуацию текущей оценки.

-Расскажите, как удалось поработать в парах. Как договаривались, что делали?

Физминутка.

Самоконтроль посадки.

Найдите и рассмотрите букву в рамке. В каком направлении нужно писать заглавную букву З? Составим алгоритм написания буквы З.

Прочитаем, как пишется буква под счёт.

Организую ситуацию письма элементов и целой буквы под счёт с проговариванием учителя в громко-речевой форме.

Организую ситуацию текущей оценки.

-Поднимите руки, кто доволен собой, написано правильно и аккуратно.

-Организую письмо в воздухе для повторения алгоритма.

Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (парной) деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.

Находят нужное задание. Высказываются о его пользе

— Это задание помогает укрепить и разработать руку, чтобы буквы получились лучше.

Необходимо проверить посадку, положение тетради.

Выполняют самоконтроль и взаимоконтроль посадки. Определяют действия и их последовательность (прямая спина, постановка ног, наклон головы, положение тетради и ручки).

-Подают сигналы.

Рассматривают, анализируют букву.

-Буква З состоит из двух правых полуовалов.

Выполняют задание в парах. Выбирают элементы и конструируют букву.

Проговаривают ход выполнения задания.

-Мы работали дружно, я нашел верхний элемент, а ….-нижний элемент. По «ключу» проверили работу.

Находят и рассматривают букву.

Определяют алгоритм написания буквы.

-Начинаем писать верхний полуовал, потом напишем нижний полуовал.

-Нужно писать букву сверху вниз.

Находят и читают алгоритм написания буквы под счёт. –и-раз-и-два-и З

Пишут букву под счёт с проговариванием учителя.

-Выполняют самооценку. Подают сигнал.

Пишут в воздухе, проговаривая алгоритм

и-раз-и-два-и

5.

Первичное закрепление

(Применение алгоритма на практике)

Умение действовать по алгоритму написания буквы З

Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму.

Организую ситуацию первичного закрепления и применения алгоритма написания буквы.

Предлагаю следовать далее по плану.

-Какое действие нашего плана нужно выполнить сейчас?

Выполните задание самостоятельно, проговаривая счёт.

Организую ситуацию оценки и взаимооценки.

Ребята, оцените работу, подчеркните зелёным цветом самую удачную букву.

-Оцените соседа, подчеркните простым карандашом самую правильную и красивую букву.

-Расскажите о своей работе в парах. Какие действия выполнили? Как работали?

-Подайте сигнал те пары, которые остались довольны своей работой.

Гимнастика для снятия усталости глаз.

Проговаривают следующее действие.

Нужно написать букву З под счёт в рабочей строке.

Выполняют задание самостоятельно. Пишут букву под счёт, проговаривая.

Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах.

В парах осуществляют взаимопроверку.

Рассказывают о том, как осуществляли взаимопроверку и оценку.

-Подают сигналы.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Умение применять алгоритм написания буквы З в слогах

Формирование и развитие ЦО к умению применять алгоритм разучивания скороговорок

Организую ситуацию отработки применения алгоритма написания буквы.

Предлагаю написать букву З в слогах, используя верхнее и нижнее соединения.

— Прочитайте и напишите слоги с заглавной буквой З, обратите внимание на соединения.

Организую ситуацию текущей самооценки.

Предлагаю вернуться к имени Зина.

-Сможете ли вы теперь написать это имя уверенно правильно, красиво?

Выполняют задание, читают и пишут слоги. Осуществляют самоконтроль.

Осуществляют самооценку действий.

Осмысливают, строят понятные высказывания. Реагируют на слова одноклассников.

-Я уверен, что теперь сумею правильно и красиво написать имя Зина, потому что научился писать заглавную букву З.

8. Оценка

Умение определять уровень овладения алгоритмом разучивания скороговорки

Формирование и развитие ЦО к самооценке умения быстро и правильно рассказывать скороговорки

Предлагаю выполнить контрольное задание, оценить результаты, способы их достижения.

Напишите имя Зина, разделите слово на слоги, поставьте ударение. Помните, ЧТО вы будете оценивать.

Организую итоговую самооценку усвоения и применения детьми алгоритма написания буквы в соответствии с критериями.

то будем оценивать?

Оцените свою работу по цветовой шкале.

Цели достиг, ошибок нет, доволен собой – зелёный. Было трудно, с ошибками справился – жёлтый.

Не справился, не доволен собой – красный.

-Объясните свой выбор оценки.

Кто оценил себя зеленым цветом? Почему?(заслушиваю 1-2 ребят) Кто оценил себя также? Кто иначе?

Высказываю согласие-несогласие с самооценкой ребёнка, комментирую выбор.

Выполняют предложенное контрольное задание.

Пишут имя Зина, делят на слоги, ставят ударение. Осуществляют самоконтроль.

Называют критерии оценки.

В тетради, а после в дневнике оценивают результаты, способы их достижения (закрашивают клетку самооценки по критериям)

Комментируют самооценку.

Поднимают руки.

отмечают самооценку (закрашивают клетку нужным цветом).

Самооценка

9. Итог занятий. Рефлексия деятельности

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.

Ребята, какова тема урока? Какую цель мы поставили перед собой?

-Как вы считаете, достигли ли цели? ПОЧЕМУ?

Каким образом вы научились писать заглавную букву З?

-Пригодилось ли новое умение?

Стало ли для вас новое знание ценным (полезным)? В чём его ценность?

— Действительно, новое знание и умение сделало вас еще умнее, более самостоятельнее!

На следующем уроке нас ждут новые открытия! Вы будете писать диктант, в котором встретится буква З. Вам поможет упорство и терпение! Урок окончен.

Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения.

-Тема урока «Заглавная буква З»

-Мы научились писать заглавную букву З правильно и красиво.

Всё получилось, потому что мы работали старательно, сумели договориться в парах.

-Мы работали и в парах, и самостоятельно, и все вместе.

-Я научился писать еще красивее и другие буквы, я собой доволен!

2

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся