УРОК «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – САМАЯ ЖИВАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ».

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Беркутская средняя общеобразовательная школа»
627032, Тюменская область, Ялуторовский район, с. Беркут ул. Первомайская 29 тел. 91-1-70
Berkutskajaschkola@yandex.ru ОКПО 45782164, ОГРН 1027201463695, ИНН/КПП 7228002294/720701001

Козлова Ольга Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

УРОК «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – САМАЯ ЖИВАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ».

Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи.

Задачи урока:

1.​ Отработать умения и навыки по правописанию и употреблению в речи имен прилагательных;

2.​ Формировать умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже;

3.​ Развивать самоконтроль, мышление, речь учащихся;

4.​ Повторить навыки различных видов разбора.

Оборудование урока: экран, ИТК, раздаточный материал.

  1. Организационный момент.

— Добрый день, шестиклассники!

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит!   (садитесь)

— Ребята, сегодня у нас гости. А это значит, что мы должны показать, как мы умеем быстро, дружно и чётко работать на уроке. А какими же качествами обладают мои шестиклассники? Подумайте, пожалуйста, хорошенько, назовите своё имя и одну значимую черту вас как личности, как человека при помощи прилагательного.

Итак, я – Ольга, требовательная…

Я рада, что на уроке мне будут помогать красивые, умные и любознательные шестиклассники.

(вместе) Мы хороший дружный класс

               Всё получится у нас

2. Взаимодиктант (РАБОТА В ПАРЕ)

— Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число «Восемнадцатое января». Обратите внимание, пожалуйста, на орфограммы.

— Во все времена, ребята, ценилась культурность и грамотность. И поэтому начнём мы наш рабочий урок с написания словарных слов, проверку которых вы проведёте при помощи взаимодиктанта. Напоминаю его правила: вы работаете с соседом по плечу справа. Откройте учебники на странице …. Повторите словарные слова на букву «П», затем приступаете к работе.

1) первый ученик из пары читает текст, другой пишет;

2) второй ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет;

3) затем каждый берёт тетрадь своего партнёра и проверяет диктант, ставит оценку

5) ученик, допустивший ошибки, под контролем диктовавшего производит работу над ошибками, прописывая каждое неверно написанное слово 3 раза.

Работаем в парах, а я буду наблюдать за тем, как:

  • вы слушаете друга;

  • помогаете друг другу;

  • вместе решаете возникшую проблему. Итак приступаем!

3. РАБОТА СО СТИХОТВОРЕНИЕМ.

— Ребята, а сейчас я прошу вас послушать замечательное стихотворение «Сказка про краски». (слайд + видеоролик), именно оно поможет нам окунуться в атмосферу урока, поможет сформулировать тему, цели, задачи. Его нам прочитает Андес Аделина. Пожалуйста, Аделина!

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.

4. Формулирование темы и целей урока.

— Вы прослушали стихотворение, попробуйте определить его тему. О чем оно? (слайд)

— Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль стихотворения? (прилагательные) Назовите прилагательные, которые вам запомнились.

— А как вы считаете, для чего автор использует столько много имен прилагательных?

— Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в языке? КЛАСТЕР

(обозначают признаки предмета; украшают речь; чтобы рассказать об окружающем мире, описать удивительное и разное — для этого понадобятся имена прилагательные; они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств, настроений, душевных переживаний; особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы).

— Итак, как вы поняли, сегодня на уроке мы говорили и будем беседовать о прилагательных. Давайте сформулируем тему урока. Какие будут ващи предложения?

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ -УКРАШАЮЩАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – САМАЯ ЖИВАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ.

— Сформулируйте цель урока, опираясь на тему, используя опорные слова на доске:

  1. повторить, что такое…

  2. уточнить, как изменяется…

  3. в предложении выполняет роль …

  4. учиться отличать …

  5. УЧИТЕЛЬ. Итак, тема урока сформулирована, цель и задачи поставлены. Приступаем к их реализации. РАБОТАЕМ В ГРУППАХ. Задание, которое вам предстоит выполнить группой, называется «Подари предмету признак».

Задание: вставьте в текст на месте скобок подходящие по смыслу имена прилагательные, согласуйте с именами существительными. Подчеркните, как члены предложения качественные прилагательные.

Здравствуй, гостья зима!

Мы вышли из школы на прогулку. Взглянули кругом и увидели, что земля покрыта (мягкий, серебристый, пушистый) снегом. Вверху над нами (хмурый, зимний) небо. Оно покрыто (небольшой серовато — белый) облаками. Только в одном месте проглядывает (узенький) полоса голубого (чистый)неба.

Входим в сад. Деревья разукрашены (прихотливый) узорами инея. Ели выделяются своим (зеленый) убранством. (Глубокий) тишину сада нарушают наши голоса. (Чистый зимний) воздух бодрит нас. Мы играем в снежки, бегаем, кувыркаемся. Впереди еще настоящая зима с ее (жгучий)морозами, (сильный) ветрами, (снежный) заносами, но мы рады ей!

УЧИТЕЛЬ. Молодцы, группы, постарались, порадовали своими текстами! Что изменилось с текстом, когда мы ввели прилагательные? А по разряду это какие прилагательные? (КАЧЕСТВЕННЫЕ)

Ученики. Текст становится красивым, образным, индивидуальным, интересным. Значит, нам чаще и больше нужно употреблять их в речи.

6.УЧИТЕЛЬ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Сейчас мы описывали природу, а можно описывать и человека. Попробовать себя самостоятельно в описании предметов вы сможете дома. Откройте дневники, запишите домашнее задание: описать одноклассника(-цу), используя прилагательные, характеризующие внешность и черты характера, соблюдая тактичность и толерантность (не упоминая имени).

  1. УЧИТЕЛЬ. Игра «ДЕРЕВО»

Работаем дальше в ритме сотрудничества и в то же время соперничества. Я считаю, что наиболее сложной темой по теме «Имя прилагательное» является написание одной -Н- и двух –НН-. Как вы её усвоили, мы сейчас и проверим. Игра называется «ДЕРЕВО». Вы видите на доске нарисовано 3 дерева с одинаковым количеством веток для каждой группы. В группе -4 человека. От каждой команды в любом порядке по 1 человеку к доске выбегают ученики и записывают слова на заданную орфограмму, например: «Написание – Н, — НН- в суффиксе прилагательного». Обязательное условие победы: Побеждает та команда, которая без ошибок напишет больше слов на веточках дерева.

УЧИТЕЛЬ. Ещё раз назовите правила «Написания – Н, — НН- в суффиксе прилагательного». А по разряду это какие прилагательные? (ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ)

Ученики. Правило проговаривают.

  1. УЧИТЕЛЬ. МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ.

Ребята, вы изучаете много школьных предметов, а как вы думаете, а русский язык с какими предметами взаимосвязан? Давайте заглянем на уроки географии и математики.

Задание. Письменно составьте свой список терминологических словосочетаний, которые используются в научной речи. Докажите, что с помощью прилагательных достигается точность в описании предмета.

(Слайд . Примеры терминологических словосочетаний)

Следующие картинки помогут вам в этом сложном исследовании математических и географических терминов.

Примерные ответы учащихся:

Прямоугольный параллелепипед, обыкновенная дробь, одинаковый знаменатель;

Окружающий мир, географическая карта, горный рельеф, мировой океан и т.д.

УЧИТЕЛЬ. Вот мы с вами и доказали, что школьные предметы можно объединить при помощи прилагательных.

9.УЧИТЕЛЬ. ИТОГ.

Пришло время подвести итог нашей плодотворно работы по теме «Имя прилагательное».

У каждой группы на столе цветок в виде ромашки разных цветов. На лепестках написаны разные признаки. И только на одном лепестке верные признаки прилагательного. Каждая группа, посоветовавшись, выбирает лепесток и приклеивает его к цветку на доске. Таким образом, собирается ромашка с признаками имени прилагательного.

1 группа.

Прилагательное –часть речи, которая обозначает признак предмета.

2 группа.

Прилагательные отвечают на вопросы какой? Чей?

3 группа.

Прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

4 группа.

В предложении прилагательное является определением и сказуемым.

5 группа.

В художественном тексте прилагательное выступает в роли эпитета.

Итог урока.

РЕФЛЕКСИЯ. «Игра со шляпами»

Вы видите у меня в руках шляпы разного цвета. Напоминаю, значения цветов:

Жёлтая шляпа: преимущества, «плюсы»

Синяя шляпа: – недостатки, «минусы» размышления, управление процессом. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.

Красная шляпа: эмоции, чувства и интуиция. Что я чувствовал на уроке рассматривая данную тему? Комфортно было или нет.

Сейчас вы выбираете шляпу и начинаете анализировать урок.

Учащиеся высказывают своё мнение, преподаватель делает обобщение.

УЧИТЕЛЬ. Дорогие ребята и уважаемые гости, я желаю вам: «Пусть же всё вокруг вас будет удивительным и разным! И вокруг вас и вы сами употребляли только добрые, красивые, приятные слова – прилагательные. Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Гостям за внимание».

Самостоятельная работа

1. Найдите неверное утверждение:

1) имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

2) имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением и сказуемым

3) имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам

4) имя прилагательное—служебная часть речи

2. Сколько имён прилагательных в предложении:

Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы.

1) шесть

2) пять

3) четыре

4) семь

3. Укажите качественное прилагательное:

1) кожаный

2) великолепная

3 ) беличий

4) малиновый

4. Найди ошибку в написании прилагательных.

1) соловьиный

2) серебрянное (блюдо)

3) деревянная

4) ветреный

Взаимопроверка:

  1. 4

  2. 2

  3. 2

  4. 2

Критерии:

Нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся