Методические разработки по русскому языку

Комплексные контрольные и разноуровневые задания по русскому языку

для учащихся

5 класса с казахским языком обучения

Составитель: Самаликова Б.Т., учитель русского языка и литературы

г.Аксу

СОШ № 2

Методический сборник разработан в соответствии с Госстандартом образования РК. Содержание сборника представляет собой материал, требующий разноуровневого обучения в работе с учащимися 5 класса, в казахской общеобразовательной школе.

Введение

На основе «Стандарта образования РК» и учебной программы по русскому языку в казахской школе, утвержденной Министерством образования и науки, данное пособие составлено по предмету «Русская речь» за 5 класс в казахской общеобразовательной школе.

Данное пособие представляет собой серию комплексных работ по русской речи

за 5 класс в казахской школе, которое составлено на основе учебника «Русская речь» авторов Жанпеисовой У.А. ,Кожакеевой Ш.Т. Предназначается учителям, работающим по технологии разноуровневого дифференцированного обучения, чтобы проверить знания учащихся по основным темам программы.

Каждая самостоятельная работа состоит из 4-уровней:

1.Ученический

2.Алгоритмический

3.Эвристический

4.Творческий

Первые три уровня направлены на реализацию требований Госстандарта РК. Четвертый уровень предполагает работу с одаренными детьми, при котором идет подготовка и реализация исследовательской деятельности учащихся.

Все задания направлены на развитие памяти , мышления, активности на уроке.

Разноуровневые задания позволяют проверить динамику знания каждого ученика, учитывая его возможности.

Результативное обучение второму языку достигается при системном разноуровневом подходе в изучении конкретных тем.

Материалы данного пособия рассчитаны на повышение интереса к предмету, что является ценным в учебном процессе.

Стартовый срез

Тема: Состав слова

Цель: выявить степень (уровень) сформированности знаний, умений, навыков

по теме: Состав слова

Учащиеся должны знать: состав слова; основу и окончание; приставку и суффикс; однокоренные слова и формы одного т того же слова; производить морфемный разбор слова.

Должны уметь: отличать приставки от предлогов.

Диктант

Муравей и голубка

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула муравья и чуть не потопила.

Голубка несла ветку. Она бросила муравью ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

Охотник расставил сеть и хотел поймать голубку.

Муравей подполз к нему и укусил охотника за ногу.

Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Грамматические задания:

  1. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

  2. Разобрать слова по составу: охотник 1- в, голубка 2-в.

  3. К слову вспорхнула подбери слово, которым его можно заменить и придумай с ним предложение.

Самостоятельная работа

Тема: Правописание звонких и глухих согласных на конце слов.

Цель: проверить умение писать слова со звонкими и глухими согласными на конце слов; проверять конечные звонкие и глухие согласные; умение распознавать изученную орфограмму.

1 уровень

1.Дополни таблицу недостающими согласными.

звонкие

б

ж

д

л

н

й

глухие

п

ф

к

с

ц

щ

2. Подбери пару. Замени звонкие согласные парными глухими в словах: груба, злой ,удочка, ночка, гость, обрызгать, визит, день.

2 уровень

1.Подчеркни звонкие согласные одной, а глухие согласные двумя черточками.

Книга ,тетрадь, портфель, ручка, закладка, обложка.

2.Сделай фонетический разбор слова: флаг

  1. уровень

1.Спиши. Вставь пропущенные слова

Мой папа совершил героический ———————- .

———— дряхлая моя.

Старик поймал золотую ——————-.

Зимой в берлоге спит бурый —————.

  1. уровень

К данным словам из первого столбика подбери по смыслу слова из второго столбика. Составь с полученными словосочетаниями 2-3 предложения.

ветер мя…кая

зайчик у…зкая

лед ре…кий

дорога кре…кий

подушка ро…кий

Самостоятельная работа

Тема: Безударные гласные в корне слова

Цель: Проверить умение писать слова и формы слов с безударными гласными в корне ,умение подбирать проверочные слова, распознавать орфограмму.

1 уровень

1.Спишите слова, поставьте ударение и выделите корень. Варенье ,варить, варка, вареный. Столяр, столовая ,столик, стол. Тяжелый ,тяжесть ,тяжело .Спасение ,спасательный, спас. Дождливый, дождичек, дождь.

2.Спиши. Поставь знак ударения. Подчеркни безударные слоги.

Тетрадь, линейка, портфель, перо, доска пенал, карандаш.

2 уровень

1.Подбери однокоренные проверочные слова.

Образец: ночь — ночевать.

Н…чной, п…стух, н…бесный, п…левой, уд…вляться, к…рмить, пл…сать, ож…вать.

2. Запишите проверочные слова.

Образец: близкий -близок.

Низкий, скользкий, жуткий, легкий, мягкий, чуткий.

3 уровень

Спиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ. Вставь пропущенные буквы.

Теперь можно х…дить на лыжах, бегать на к…ньках по прозрачному льду. Пришла настоящ…я зима. П…ля, х…лмы покрылись пуш…стым белым к…вром .Замерзла р…ка, оз…ро. Тр…щ…т м…розы.

4 уровень

Составь с данными ниже словами связный текст на тему: « Мы едем в горы»

Рюкзак, завтрак, фотоаппарат, гербарий, бинокль, вагон, вокзал.

Самостоятельная работа

Тема: Гласные после шипящих.

Цель: проверить навык правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, а также ранее полученные навыки правописания.

1 уровень

1. Выпишите сначала слова с и после шипящих, затем с у, наконец , с а. Обозначьте изученную орфограмму.

Ч…деса, ш…повник, нач….льный, овч…рка, ж…рный, щ….вель, ж…вотное, рощ…, ч….жой, щ….пульцы, пищ….ть, сш….ть, ч…вствовать, ж…ри.

1.Спиши ,вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.

Ш…рь, площ…дь,ч…до, ж…знь.

2 уровень

1.Измени слова так, чтобы в них появились сочетания чк-чн. Обозначь орфограмму.

дочь — скука-

лодка- замок-

2.Подбери слова со слогами: жи-ши, ча-ща,чу-щу.

  1. уровень

  1. С сочетаниями жи-ши , ча-ща придумай и запиши новые слова.

  2. Что знаешь о звуках [ ч, щ ]?

4 уровень

Составьте предложения со словами : брошюра ,жюри, парашют.

Контрольный диктант за 1-ую четверть

Цель: проверить навык правописания слов с безударными гласными, парными согласными; умение писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу.

Учащиеся должны знать: условия правописания слов с безударными гласными, парными согласными.

Должны уметь: находить , обозначать сочетания звуков жи-ши, чу-щу, ча-ща

Диктант

Белка

Живет в лесу белочка. Гнездо у белки на сосне в дупле. Летом и осенью трудилась белочка. Она сушила грибы и ягоды.

Настала холодная зима. Снежком замело поля и тропинки. Трещат морозы. Трудно зимой искать пищу.

А наша белочка в дупле с бельчатами орешки грызет. Тепло им там.

Грамматические задания:

1.Выписать из текста 3-4 слова с проверяемой безударной гласной. Подобрать проверочные слова.

2.Сделай звуко-буквенный анализ слова: снежком

3. Напиши все, что знаешь о белке.

Самостоятельная работа

Корень.

Цель: проверить умение определять корень в однокоренных словах распознавать родственные слова, подбирать ряд родственных слов.

1 уровень

1.Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.

У Сережи отец -водитель. Он водит грузовые машины. У Наташи папа- водник. Он перевозит по реке на большом судне разные грузы.

2.Продолжи: лес, лесник; сила, сильный; вода, подводный.

2 уровень

1.Найди лишнее:

Гореть

Сгореть

Горевать

Обогревать

Пахать

Пахучий

Пахнет

Запах

Жалко

Жалеть

Жалить

Смех

летать

Полет

летчик

летний

2. Составь и запиши предложение с одним из этих слов.

3 уровень

1.Напиши ряд однокоренных слов, выдели корень.

Мир, …, … .

Брат, …, … .

Доброта, …, … .

2.Подбери к этим словам однокоренные слова и напиши.Выдели корень.

Образец: холод, холодить, холодильник, холодный.

Холодильник, светильник ,кипятильник, грелка, качели.

4 уровень

Подбери и напиши однокоренные слова с корнями: ход, уч, лёт.

Самостоятельная работа

Тема: Суффикс

Цель: проверить умение образовывать слова при помощи суффиксов; умение разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова.

  1. уровень

1.Образуй слова, используя суффиксы -ок или –ик.

Город-городок, дуб, ветер, шар, мяч, мост, куст.

2.Образуй от данных слов однокоренные слова с помощью суффиксов –ик или-к. Напиши. Выдели части слова.

Дом-домик, сад, кот, береза, осина, ягода, морковь.

  1. уровень

1.Зрительно-слуховой диктант.

Впереди шел старый большой ёж. За ним шла ежиха и маленькими комочками катались крохотные ежата.

2. Подчеркни однокоренные слова.

3 уровень

1.Образуй однокоренные слова с помощью суффиксов –ник,-ёнок. Напиши слова, выдели суффиксы.

Лыжи-…, школа-…, охота-…, тигр-…, сова-…., лось-…

2.Выпиши слова, построенные по семе: корень-суффикс-окончание.

4уровень

По образцу измени слово

Образец : паук- паучище –паучок — паучишко.

Волк——————-

Заяц———————-

Кот———————-

Самостоятельная работа

Тема: Правописание букв ъ и ь

Цель: проверить как сформировались умения писать слова с Ъ и Ь разделительными знаками, умение различать приставку и корень.

  1. уровень

1.Спиши, подчеркни согласные буквы , которые обозначают мягкие согласные звуки.

Мел ,лен, кит, няня, люк, роль, сельд , якорь, почка.

2.Спиши, вставляя , где нужно, разделительный ъ или ь .

Учен…е,лад…я, об…ект, под…ем, Ил…я, вороб…и, друз…я, сем…я, об…явление.

2 уровень

1. Напиши слова в два столбика: в левый-с ь, в правый-с ъ.

Обез…янка, об…яснение, в…ехал, в…юн, под….езд, л….ет, п…ёт, с…ёжился, мурав…и, в…ётся, об…явление ,под…ём.

2.Спиши , вставляя где нужно разделительный ъ или ь .

Не за то волка б…ют, что сер, а за то, что овцу с…ел.

Отол…ются волку овеч…и слёзки.

Не гони коня плет…ю на под…ёме в гору.

3. Разбери по составу: объяснение, семья.

3 уровень

Придумай и запиши по два-три слова разных частей с разделительными ъ с данными приставками раз, в , от.

4 уровень

Составь небольшой рассказ, используя данные слова. Запиши.

Въехали, объявление, подъезд, объезд.

Самостоятельная работа

Тема: Слова, к которым нельзя задать вопрос

Цель: проверить умение писать раздельно наиболее употребительные предлоги со словами: проследить за прочностью навыка правописания слов на все изученные правила.

1 уровень

1.Подчеркни пробел между предлогом и словом.

Неслись по дороге заехал за письмом

Шел за товарищем поплыл по реке

2.Запиши в один столбик слова с приставкой, в другой-слова с предлогом.

(з…)горой, (з…) бежать, (с) вернула,(с) крыши,(н…) конверте, (н…) резать,(н…) листе,(н….) чертила.

2 уровень

1 .Составь предложения, включая в них слова скатились с…, побежали по …, вошли во… .

Напиши предложения, выдели приставки, подчеркни предлоги.

2.Найди лишнее слово:

(по) бежал, (по) трепал, (по) дороге.

(на) дворе,(на) писал, (на) крыше.

(за) горой, (за) кричать, (за)свистеть

3 уровень

1.Вставь нужные предлоги:

—— небу птички л…тят. Они сп…шат—- теплые края. ——пути ——юг они делают передышку—— деревне. Садятся ——озера,гуляют——-лужайке. И конечно добывают корм —-земли. И ——-прощанье делают круг ——нашей деревней.

2. Придумай и запиши слова с приставками.

За——————— На——————

От——————- По——————

4 уровень

Напиши , на чем ты любишь кататься зимой, почему?

Самостоятельная работа

Тема: Состав слова

Цель: проверить умение разбирать слова по составу ; умение подбирать однокоренные слова.

1 уровень

1.Спиши и разбери слова по составу: вода ,подводный, подводник.

2. Подбери к данным словам однокоренные слова: добрый, родной, мир.

3. Спиши, вставляя пропущенные однокоренные слова. Мы ходили в лес. В…. Много ягод и грибов. … жители подают голоса. …воздух чист и ароматен. Мы повстречали… .

2 уровень

1.Напиши данные однокоренные слова в три столбика (существительные, прилагательные, глагол) Золото, золотой, красивый, позолотить, красота, родственник, родной, украсить, родители, красавица, породниться.

2.Подбери к данным словам однокоренные существительные — проверочные слова, подчеркни безударную гласную в корне.

Л…нивый к…смический

Сп…ртивный пч…линый

М…рской …сенний

3 уровень

1.Найди лишнее:

Гореть, сгореть ,горевать, обогревать.

Пахать, пахучий, пахнет, запах

Смешной, смешать, смешить, смех

Летать ,полет, летчик, летний.

2.Прочитав толкование ,напиши приставочное слово, выдели приставку.

Сделать длиннее——— Сделать короче——————

Спросить ещё раз— Прочитать ещё раз————

Закончить строительство——- Закончить рисунок—————

4 уровень

Подбери к слову мир однокоренные слова. Составь и запиши с этими словами 5-6 предложений, чтобы получился рассказ.

Контрольная работа за 2-ую четверть

Цель: проверить навык правописания слов с изученными орфограммами; проверить умение разбирать слова по составу, писать раздельно предлоги со словами.

Учащиеся должны знать: правописание слов с изученными орфограммами, морфемный состав слова и раздельное написание предлогов с частями речи.

Должны уметь: разбирать слова по составу, правильно писать слова с изученными орфограммами , различать правописание предлогов и приставок.

Диктант

Зимний лес

Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветви деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях деревьев. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.

Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

Грамматические задания:

1. Найдите и обозначьте все знакомые орфограммы.

2.Выпишите однокоренные слова, допиши ещё свои. Разбери их по составу.

3. Продолжи рассказ, написав 2-3 предложения.

Самостоятельная работа

Тема: Имя существительное

Цель: проверить умение различать имена существительные среди других частей речи, определять его морфологические признаки.

1 уровень

1.Выпишите имена существительные: Смелый, смелость; храбрость, храбрый; доброта, добрый; сухой, засуха; нежность, нежный.

2.В правый столбик запиши одушевленные имена существительные, а в левый-неодушевленные: Человек, добро, внимание, джентельмен, понимание, такт, собака, манера, кошка, ласка, корова ,друг.

одушевленные

неодушевленные

2 уровень

1. От существительных ед.ч. образуй существительные мн.ч.

Книга- лист-

Ручка- ученик-

2.К данным нарицательным существительным подбери собственные имена.

Город ,собака, озеро, улица ,гора, мальчик, магазин.

  1. уровень

1.Образуй существительное:

Храбрый- смелый-

Сильный — добрый-

Гордый — богатый-

Мудрый — крепкий-

2. Подбери к именам существительным синонимы. Любезный ,вежливый, корректный, предупредительный.

4 уровень

Запиши имена существительные в словосочетаниях, которые в зависимости от написания могут обозначать то нарицательные, то собственные имена существительные.

Самостоятельная работа

Тема: Падежи имен существительных

Цель: проверить умение определять падежи имени существительного; проверить навыки правописания безударных окончаний..

1 уровень

1.Спиши, вставив пропущенные буквы, выдели окончание.

Детств… ёжик…

Собак… белочк…

Голубям… клетк…

2.Поставь имена существительные в Р.п. ,Д.п., П.п., используя предлоги. Выдели окончание.: Разговор, приятель, сердце ,душа.

  1. уровень

1.Напиши по образцу, вставляя пропущенные гласные:

В реке — у реки

На сосн… — от сосн…

В рощ… — из рощ…

Из город… — к город…

2.Напиши 5 имен собственных с предлогами, употребляя каждое в Р.п., Д.п., Т.п..

3 уровень

1.Подчеркни слова, которые имеют только форму мн.ч.

Автобус, артист, боты, брюки, люди, будни, весы, перила, консервы, макароны, родители.

2.Подбери и запиши близкие по значению имена сущ.:

Неприятель, смех, огонь, конница, азбука.

4 уровень

Напиши небольшой рассказ о зиме, используя имена сущ. в Р.п .,Д.п, П.п.

Самостоятельная работа

Тема: Имя прилагательное

Цель: проверить умение находить имена прилагательные, определять его морфологические признаки.

1 уровень

1.Образуй от имен сущ. имена прилагательные с суффиксамиск-ов

Образец: город, городской парк, море-…. причал, береза….роща, пионер- ….галстук, село-…житель ,дерево-….стул.

2.Запиши имена прилагательные в единственном и во множественном числе.

Утренн… зарядка, стройн… березка, жгуч… ветер, низк… облака, лилов… туча, ярк… звезды, весеннн… лучи, пахуч… растение.

2 уровень

1.Каждое имя прилагательное замени близким по смыслу. Напиши словосочетания: Преданный друг, отзывчивый человек, знаменитый писатель, прилежный ученик, пытливый мальчик.

Словарь для справок: известный, верный, чуткий, любознательный ,старательный.

2.Определи род, выдели окончание.

3 уровень

1.Подбери прилагательные, противоположные по смыслу. Напиши.

Ранняя весна -поздняя, высокое дерево-…, веселая песня-…,глубокий пруд-…, солнечный день-… .

2. Запиши с данными прилагательными предложения.

Дружный, дружная, городской, городская, поздний, поздних.

4 уровень

Используя словарь эпитетов со словом « день» придумай предложения: теплый, холодный,морозный,студёный,дождливый,ненастный,пасмурный,туманный,солнечный, ясный, длинный, короткий, счастливый., зимний

Самостоятельная работа

Тема: Глагол

Цель: проверить умения в употреблении глаголов; проверить навыки правописания окончания глагола и правописание частицы Не с глаголами, знания морфологических признаков глагола.

1 уровень

1.Поставь глаголы каждой группы в неопределенной форме. Выделите корни.

Образец: Бредёшь -брести

Идёшь, бежишь, бредёшь, ползёшь. Шагает, плетется, несётся. Ходим, тащимся, мчимся. Рассержусь, разъярюсь.

2.Прочитай глаголы. Определи время. Запиши.

Качает, плавает, текла, всходила, увидел, бегу, вылечу, построю, открою.

2 уровень

1.Образуй от данных слов глаголы в неопределенной форме.

Свист, золото, грусть, лов, шум, блеск, пляс, крик ,дело

2.Придумай и запиши по 3 глагола с окончаниями 1-го л., 2-го л., 3-го., мн. ч.

3 уровень

1 Образуй от данных глаголов неопределенной формы глаголы с различными приставками. Цвести, мести, плести, вести.

Составьте с этими глаголами предложения.

2.Запиши как можно больше слов, обозначающих то, что может: рисовать, бежать, играть, идти.

4 уровень

Вспомни и запиши 5 пословиц с отрицательной частицей –НЕ-. Выдели окончания глаголов.

Контрольная работа за 3-ю четверть

Тема: Части речи

Цель: выявить сформированность и прочность умении, приобретенных ранее изученные орфограммы, морфологические признаки имени существительного, прилагательного, глагола.

Учащиеся должны знать: изученные орфограммы, морфологические признаки ЧР

Должны уметь: производить морфемный разбор изученных ЧР ; правильно писать слова с изученными орфограммами.

Диктант

Лесная загадка

Какая из себя кукушка? Мне давно хотелось разглядеть эту птицу.

Однажды побежал я в ближайший лесок. Залез в густой орешник, затаился.

Сижу, гляжу по сторонам. Потом тихонько подал голос. Смотрю, через поляну летит птица. Хвост длинный, сама серенькая, только грудка в тёмных пестринках. Подлетела и села на соседнее дерево. Вдруг птица закричала своё ку-ку. Так я отгадал лесную отгадку.

Грамматические задания:

1.В 3, 4,6 предложениях определить ЧР и надписать их сверху.

2.К данным схемам из текста подобрать однокоренные слова. Корень-суффикс-окончание.

3.Выписать из текста слово, близкое по значению слову гляжу, придумать с ними 2-3 предложения.

Самостоятельная работа

Тема: Главные члены предложения

Цель: проверить умения находить главные члены предложения, определять какой частью речи они выражены; умения распространять предложение.

1 уровень

1.Прочитай стихотворение, вставь пропущенные буквы. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Апрель!Апрель!

На дв…ре звенит капель,

По п….лям б…гут руч…и,

На д…рогах луж… .

2.Разбери по членам предложения. Завяли травы. Лето миновало .Лесные тропы осень замела.

2 уровень

1.Вставь подходящие по смыслу сказуемые. Подчеркни главные члены .

Саженцы——————,—————.

В лесу————-тишина.

Лес—————листвой.

2.Распространи предложения, подчеркни главные члены.

Камыши шуршат. Я вышел. Ветер дует.

3 уровень

Составь предложения по вопросам и запиши их.

Когда? Какой? Что? Что сделала?

Где? Что сделала? Какая? Что?

Какой? Кто? Как? Что сделает?

Кто? С кем? Что сделали? Куда? Зачем?

4 уровень

Составь небольшой рассказ на тему «Весеннее утро»

Самостоятельная работа

Тема: Второстепенные члены предложения

Цель: проверить умения определять второстепенные члены предложения, правильно использовать их при написании предложений.

  1. уровень

1.Спиши, разбери предложение по членам .

По склонам неслись дождевые п…токи. Вчера в…да с корнем вырвала м…гучий дуб. Буря сл…мала осину.

2.Найди в предложениях определения.

Вчера светило яркое солнышко. Дул слабый ветерок. Улетают последние перелетные птицы.

2 уровень

1.Распространите предложения второстепенными членами.

Звонок. Ученики разговаривали. Вошла учительница. Наступила тишина. Начался урок. Дети слушали. Вбежал Петя.

2.Составь словосочетания ,выдели окончание.

Слушать (что?) —————————- ( оком?)————————.

Написать (что?)————————— (о чём?)————————.

Нарезать (что?)——————————( чем?)————————-.

3 уровень

1.Составь и запиши предложения.

_____________ _________ — — — — — — — — .

— — — — — — — ————— ——————.

— — — — — — — ————— —————- — — — — — — -.

2.Спиши, вставив нужные определения.

Солнце погрузили под землю… ножки своего трона. …, …, … солнышко краешком своим коснулось земли. Запел свою песенку …, …, дрозд. День кончился не порывом ветра, а … … дыханием.

4 уровень

Составь и запиши 3 нераспространенных и 3 распространенных предложения. Подчеркни в них грамматическую основу.

Годовая контрольная работа

Тема: Повторение орфографии и синтаксиса простого предложения за курс 5 класса

Цель: проверить качество знаний, умений и навыков на диапазоне изученных правил.

Учащиеся должны знать: простое предложение , виды предложений по цели высказывания; ГЧП и способы их выражения.

Должны уметь: определять главные и второстепенные ЧП, правильно выполнять синтаксический разбор предложений.

Диктант

Майское чудо

Ласковое солнце согревает землю своим теплом. Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелек. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок леса!

(66слов)

Грамматические задания:

1 . 1-ое предложение разобрать по членам предложения.

2.Выписать по одному слову на известные тебе орфограммы, где нужно подобрать проверочные слова.

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся