Учитель начальных классов
Кусаинова Кунсулу Толегеновна
Класс: 3 «Г»
Предмет: русский язык
Тема урока: «Роль существительного в речи»
Цель: ознакомление с обобщённым лексическим значением имен существительных (являются названием людей, вещей, событий и др.)
Задачи:
закрепление ранее полученных знаний по теме: “Имя существительное”;
-
совершенствование умения находить в текстах имена существительные, отличать их от других частей речи;
-
развитие внимания, мышления;
-
формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи;
-
активизирование познавательной деятельности учащихся:
Оборудование: учебник, карточки, иллюстрации, ребусы.
Ход урока:
1.Организационный момент ( встали, улыбнулись друг другу, пожелали удачи)
2. Повторение:
Ответьте на вопросы:
— Что помните о существительном?
— Что мы понимаем под словом предмет?
3.Сообщение темы и цели урока.
Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имена существительные в художественном тексте могут быть очень выразительными: именами существительными можно нарисовать картины природы, окружающего мира.
Например, так, как В.Маяковский.
Вечер. Поле.
Огоньки.
Дальняя дорога.
Имена существительные дают названия всем предметам.
Назовите имена существительные, которые видите на картинке.
Дополните ряды существительных:
-
живые существа: девочка . . .
-
явления природы: гроза . . .
-
явления общественной жизни: митинг . . .
-
признак как предмет: синева . . .
-
действие как предмет: бег . . .
-
абстрактные понятия: счастье . . .
-
конкретные понятия: дверь . . .
И ВСЁ ЭТО – ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
4) Закрепление нового материала :
Задание 1. ( по учебнику с 103 у.229)
Цель: — развитие умения находить в тексте имена существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай путаницу. Расставь существительные по своим местам: где живут мыши? Кто бродит по поляне? Кто залез в камыши? Кого испугался щуренок?Спиши.
Ежики живут в чулане.
Мышки бродят по поляне.
В камыши залез зайчонок-
Напугал его щуренок.
( В.Волина)
Задание 2. ( по карточкам , самостоятельно)
Цель: — развитие умения определять число существительных.
Методический комментарий для учащихся:1. Запиши существительные в 2 столбика по числам.
Крики, воин, рыбак, гусь, бегемоты, крабы, зеркало, джунгли, гараж, шорты.
— как изменяются имена существительные?
-как отличить существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?
Задание3.
Цель: — развитие умения образовать существительные от имен прилагательных..
Методический комментарий для учащихся: 1. От имён прилагательных образуй и запиши имена существительные. 2. Выдели суффиксы.
Жёлтый, белый, волшебный, новый, привычный, весёлый.
Физминутка
( если называю существительное – хлопаем в ладоши, если называю прилагательное – топаем)
Задание 4.( карточки)
Цель: — учить правильно находить противоположные по смыслу имена существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1.Слова из первого столбика соедини с противоположными по смыслу словами из второго столбика.
белизна разлука
богач глупец
встреча чернота
мудрец бедняк
— как называются слова противоположные по смыслу?
Задание 5. ( работа с комментированием у доски)
Цель: — развитие умения находить в тексте имена существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай стихотворение, используя слова для справок. 2. Что ещё вы добавите, чтобы стихотворение восстановить полностью? 3. Спиши. 4. Подчеркни имена существительные.
Что где?
Дерево прячет корни __ ____________ .
Искры таятся __ тёплой ____________ .
__ ____________ зрелом спрятан дубок.
__ белой _____________ спрятан желток.
О.Дриз
Слова для справок: золе, скорлупке, земле, жёлтым
Задание 6.
Методический комментарий для учащихся:
Закрасьте в таблице имена существительные красным цветом.
парта |
школьник |
ветер |
запел |
птица |
книга |
писать |
нарисовали |
спит |
солнышко |
Задание 7. (устно)
Что нужно отбросить у слова ТРАКТОРИСТ, чтобы получилось название машины?
СЛО
Отгадай ребус.
Отгадай ребус. РУ
ГИ
Методический комментарий для учащихся: (творческое задание)
Из двух существительных составьте новое слово, соединив слова из правого столбика и слова из левого столбика. Например, пост+ель=постель.
вол рак
приз овод
вино рис
сено окно
сад град
кипа вал
Определи части речи выделенных слов.
В доме топилась большая русская ПЕЧЬ.
ПЕЧЬ блины, пироги, торты – настоящее искусство.
РОЙ пчёл кружится над липой.
РОЙ яму поглубже.
Методический комментарий для учащихся:
Впиши в пустые клетки пять разных букв так, чтобы получилось пять разных имён существительных.
|
О |
С |
Т |
Ь |
|
О |
С |
Т |
Ь |
|
А |
С |
Т |
Ь |
|
А |
С |
Т |
Ь |
|
А |
С |
Т |
Ь |
4) Выходной контроль
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
5) Обобщение:
— с какой темой мы работали на уроке?
-какова роль существительного в речи?
6) Выставление оценок . Итог урока .
Д/з : с.106 у.236
Самоанализ урока
Класс: 3 «Г»
Кол-во учащихся: 28
Предмет: русский язык.
Тема: « Роль существительного в речи»
Цель урока: ознакомление с обобщенным лексическим значением имен существительных.
Обучающие задачи урока:
— закрепление ранее полученных знаний ;
Развивающие задачи урока:
— развитие внимания, мышления;
— интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи;
Воспитательные задачи урока:
—воспитывать интерес учащихся к русскому языку;
— умение слушать, уважать мнение товарища;
-разширять кругозор учащихся;
Ход урока:
1 этап – организационный (мобилизующий)- включение уч-ся в работу
2 этап- подготовительная фаза. (повторение)
Состоит из двух частей: определение и формулирование темы урока учащимися. Это происходит в атмосфере общения детей и учителя, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление и обобщение.
3 этап- сообщение темы и цели урока.
На данном этапе урока учащиеся читают стихотворение В. Маяковского. В итоге подводим к тому, что имена существительные в художественном тексте могут быть очень выразительными: именами существительными можно нарисовать картины природы, окружающего мира. Также проводится работа по учебнику. Развитие речи. На данном этапе урока учащиеся читают путаницу. Расставляют существительные по местам. В итоге подводим к тому, что роль существительного важна. На этом же этапе проводится самостоятельная работа по карточкам. Записывают существительные в 2 столбика по числам. Развивается умение определять число имен существительных. Также на этом этапе дается задание, в котором нужно от имен прилагательных образовать имена существительные. Используется частично- поисковый метод- совместная поисковая деятельность учащихся. Индивидуальная работа. Учащиеся работают по карточкам. Слова из первого столбика соединить с противоположными по смыслу из второго столбика. В итоге вспоминают, что такое антонимы. Работа у доски ( с комментированием). Развитие умения находить в тексте имена существительные. Восстанавливают стихотворение. Вспоминают, какую роль в предложении играет имя существительное.
Выполняются задания творческого характера.
1ряд- закрасить в таблице имена существительные красным цветом.
2 ряд- из двух существительных составить новое слово, соединив слова из правого столбика и слова из левого столбика. Например, пост+ ель = постель.
3 ряд- впиши в пустые клетки пять разных букв так, чтобы получилось пять разных имен существительных.
На данном этапе используется поисковый метод.
4 этап-выходной контроль. Учащиеся устанавливают обратную связь, определяют уровень усвоения учащимися темы урока.( Заверши тезис…)
5-этап – обощение, учащиеся делают выводы.
6 этап— подведение итогов, выставление оценок.
На уроке использовались методы и приемы : наглядные, словесные, практические, поисковые методы, дедуктивные методы.
Формы познавательной деятельности учащихся: в парах, фронтальная, индивидуальная. В течение всего урока мои действия , как педагога, включали способы поддержания нравственного здоровья учащихся Было организовано чередование учебной нагрузки, частная смена видов деятельности.
Внимание учащихся на уроке было мобилизовано различными способами: через прямое требование, с помощью использования занимательной информации. На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению. Характер общения с учениками строится с учетом возрастных особенностей и на основе сотрудничества.
Каждый этап уроке не только способствует усвоению знаний, умений и навыков, но и обеспечивает развитие интеллектуальных важнейших качеств учащегося: внимания, памяти, речи.