Аннотация к уроку
«Обобщение по теме «Морфемика» в 5а классе
Цель урока: Систематизировать и проверить знания учащихся по теме « Морфемика».( закрепить понятие морфемы, умение выделять морфемы, повторить отличия между формой слова и однокоренными словами, правописание приставок на –з, -с, чередующихся гласных в корне слова, букв ё-о после шипящих в корне слова, и-ы после ц.)
Задачи:
— обучающие:
научить грамотному письму слов с данными орфограммами; формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;
— развивающие:
развивать умение выявлять различия в правописании изученных орфограмм, развивать умение работать над правилом и его применением в новой ситуации; развивать орфографическую зоркость, исследовательские способности детей: умение видеть проблему и предлагать пути её решения ; содействовать развитию у обучающихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
— воспитательные:
воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, толерантности, умение работать коллективно и в паре.
Прогнозируемые результаты:
— предметные: знание орфографических правил, умение применять изученные правила на письме;
— метапредметные: умение определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, сравнивать, делать вывод, работать индивидуально и в коллективе;
— личностные: осознание ценности изучаемых правил, практической его важности, ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Тип урока: урок обобщения
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в паре
Ход урока
-
Орг.момент.
-Здравствуйте, ребята и гости нашего урока! На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали интереснейший раздел языкознания. Итак, посмотрите на экран. Какие слова вы видите? На какие темы эти слова?Из какого раздела данные темы?
Давайте, сформулируем тему нашего урока!
Обобщение по теме «Морфемика».
Что мы должны знать?
Что должны уметь?
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.
2. Фронтальный опрос.
1.Что составляет основу слова? (Приставка, корень, суффикс)
2.Какие части слова служат для образования новых слов? (Приставка, суффикс)
3.Это главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов. (Корень)
4.Это значимая часть слова, которая находится перед корнем. (Приставка)
5.Эта часть слова служит для связи слов в предложении и словосочетании. (Окончание)
6.Какой частью слова похожи слова: соловушки, воробушка, бабушка, дедушка? (Суффиксом)
7.Какой частью слова похожи слова: весна, веснушки, весенний, по-весеннему? (Корнем)
8. Какой частью слова похожи слова: подсвечник, подоконник, подставка, подложить? (Приставкой)
— Молодцы! На все вопросы ответили верно.
3. Морфемный разбор.
Работа в парах.
Давайте вспомним порядок разбора слова по составу. Выделите морфемы в словах.
1)Лекарственное растение, которое растет у дороги
2)Слегка сырой.
3)Мороженое со вкусом малины
4)Лес из сосен
5)Человек, играющий в баскетбол
6)Салат из овощей
7)Гриб небольшого размера
Первый весенний цветок
Проверяем работу в парах.
4. Слайд №4 Игра «Третий лишний" Почему эти слова лишние? Как называются такие корни?
Ученик 1: Задание на формы и однокоренные слова
Напишите формы и однокоренные слова
(Белый, побелка, белого, белизна, отбелить, белые)
Проверка: Где формы слова, а где однокоренные слова?
В каком столбике лексические значения слов одинаковы?
5. На какие группы делятся приставки?
Неизменяемые на –з, -с. От чего зависит написание приставок на –з, -с?
Предлагаю вам в парах заполнить кроссворд.
1) Кощей…
2) Отсутствие сна.
3) Отсутствие страха.
4) Суп с солеными огурцами.
5) Бунт.
6) Отсутствие силы.
7) Восход солнца.
Ростки помидоров или огурцов, предназначенные для пересадки из теплицы в открытый грунт.
9) Большое количество жемчуга или других драгоценных камней.
10) Небольшое повествование.
6. Физминутка. 2 минуты
Ребята, а вы не устали?
Тогда давайте сделаем короткую остановку в работе и проведём физминутку. Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете, если рядом два однокоренных слова – хлопаете в ладоши.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
7. Работа с учебником. (10 мин)Сейчас пришло время поработать с учебником. Откройте, пожалуйста,468 упр. На 42 стр
Ребята! Если бы природа умела говорить, то впервые слова благодарности она высказала бы М.М.Пришвину за то, что он сумел ее воспеть в своих произведениях.
Уч.1
Выполним морфемный разбор слова ОХРАНЯТЬ.
Водоёмы цифра 1.
8. Тест «Орфография» Работа в парах.
1. Буква О пишется в слове:
А) пч..лы
Б) ш..рох
В) ж..рдочка
Г) ж..лудь
2. Буква А пишется в слове:
А) р..сток
Б) выр..сли
В) выр..щенный
Г) подр..сла
3. Буква И пишется в слове:
А) лисиц..
Б) птиц..
В) ц..ган
Г) ц..нга
4. Буква Ё пишется в слове:
А) крыж..вник
Б) ж..нглер
В) ш..колад
Г) щ..тка
5. Буква А пишется в слове:
А) изл..жение
Б) сл..жение
В) предпол..жение
Г) предл..гать
6. Буква Ы пишется в слове:
А) ц..ферблат
Б) ц..ркуль
В) ц..стерна
Г) ц..ц
9. Составьте рекламу в парах из слов на изученные орфограммы:
1. Что мы повторили сегодня на уроке?
2. Что вызвало затруднения
3. Как вы думаете, над чем нам еще надо поработать?
Шарада.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вместе все – стоит теперь в журнале.
Оценки за урок
Домашнее задание на выбор
А)Составить диктант из 25 слов на изученные орфограммы.
Б) Составить словосочетания из слов на изученные орфограммы.
В) Составить предложения из слов на изученные орфограммы.