Тест по теме «Лексикология. Фразеология» 6 класс.

Тест по теме «Лексикология. Фразеология» 6 класс.

  1. Продолжите определение, выбрав правильный ответ. 

Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий …

А) строение слов и способы их образования.

Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав.

В) слово как часть речи.

Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

  1. Продолжите определение, выбрав правильный ответ

Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий …

А) строение слов и способы их образования.

Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав.

В) слово как часть речи.

Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

3. В каком словаре можно узнать значение слова?

А) в орфоэпическом словаре

Б) в орфографическом словаре

В) в толковом словаре

Г) в словообразовательном словаре

4. Какое выражение является верным?

А) К общеупотребительным словам относят ту лексику, которая знакома не всем людям, говорящим на данном языке.

Б) К общеупотребительным словам относятся слова, известные большинству людей и употребляемые всеми.

В) К общеупотребительным словам относят лексику, связанную с особенностями работы той или иной специальности.

Г) К общеупотребительным словам относят лексику, которая образовалась непосредственно в русском языке в разные периоды ее развития.

5. В каком словаре можно узнать произношение слов?

А) толковом словаре

Б) этимологическом

В) орфографическом

Г) орфоэпическом

6. Найдите многозначное слово.

А) Адресат

Б) Брюки

В) Гребень

Г) Торт

7. Подберите антонимы к выделенным словам

А) острый (______________) нож.

Б) добрый (______________) человек.

В) долгая (_______________) ночь.

Г) теплый  (______________) вечер.

8. Какое из данных слов является устаревшим?

А) коробейники

Б) бурак

В) акварель

Г) мольберт

9. Укажите неверное утверждение

А) за бугром — жаргонизм

Б) тихий — громкий — антонимы

В) земля – необщеупотребительное слово

Г) делать из мухи слона – фразеологизм

10. Найдите соответствия

1. Диалектизмы

А. клава, домашка, трояк, ботан

2. Профессионализмы

Б. Поручик, кафтан, лакей

3. Историзмы

В. Ланиты, перс, чело

4. Архаизмы

Г. Бурак, кочет, векша

5. Неологизмы

Д. акварель, мольберт, гамма

6. Жаргонизмы

Е. селфи, спонсор, планшет

11. Как называются слова, объединенные в данные группы?

начало – конец

холод – жара

А) профессионализмы.

Б) неологизмы.

В) синонимы.

Г) антонимы.

12. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
В) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза;
Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.

  1. Установите соответствие. Подберите к словам из левой колонки антонимы из правой колонки.

    1) аккуратный

    А) безобразный

    2) трудиться

    Б) неволя

    3) жизнерадостный

    В) ослабить

    4) говорун

    Г) небрежный

    5) свобода

    Д) молчун

    6) усилить

    Е) бездельничать

    7) красивый

    Ж) угрюмый

  2. Установите соответствие. Каждой цифре может соответствовать несколько букв. 

1. прямое значение слова

А) весёлый ребёнок

2. переносное значение слова

Б) ветер воет

В) быстрый олень

Г) горит костёр

Д) горит закат

Е) золотые руки

Ж) высокие горы

15. Объясните значение фразеологических оборотов

А) кожа да кости — ________________________

Б) на всех парусах — ______________________

В) рукой подать — _________________________

16. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.

    • Встали очень рано (1) и отправились в путь.

    • Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца (2).

    • «Запомни крепко-накрепко (3): каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.

    • Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания (4)

    • Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было (5).

_____________________________________________________________________________

От корки до корки, руки не доходят, ни свет ни заря, зарубить себе на носу, закрывать глаза на что-то.

В. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.

(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.

(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.

(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!

17. Определи тему текста.

В 1.  Определите стиль и тип речи.

1) разговорный, повествование

2) научный, рассуждение

3) художественный, повествование с элементами рассуждения

4) художественный, описание

В 2. Укажи номер предложения с однородными членами

1) 3

2) 5

3) 8

4) 9

В 3. Укажи номер предложения с пунктуационной ошибкой

В 4. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм (фразеологизмы)

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся