Статья «Организация внеурочной деятельности по математике».

Статья «Организация внеурочной деятельности по математике».

Учитель Зайцева Н.В.

Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»

«…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства». 

Внеурочная деятельность более эффективно, чем урочная, позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные потребности обучающихся, организовать деятельность, направленную на развитие конкретного ученика, достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы.

В Концепции математического образования  значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входит привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, массовые мероприятия, в ходе которых они научатся логически размышлять, изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. А это в свою очередь означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого.

Впервые в документах такого уровня уделяется столь значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков. При этом подчеркивается важность занятий по интересам, отвечающие потребностям учащихся разных возрастов, потребностей, возможностей здоровья.

Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий по математике и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности:

 расширение общекультурного кругозора;

-формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;

— включение в личностно значимые творческие виды деятельности;

— формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

— развитие социальной активности и желания реального участия в общественно значимых делах;

— создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.

В современной школе изменилась роль учителя как единственного носителя знаний. Современный учитель – это координатор идей, мотивирующий учащихся к интеллектуальному развитию, исследовательской деятельности.

Формула, которой я руководствуюсь в работе: заинтересовать – выявить — научить – развить!

Работа с детьми ведется по направлениям:

— проведение кружковых занятий с учетом дифференциации материала для разных групп обучающихся;

— проведение дополнительных занятий и индивидуальных консультаций;

— включение детей в исследовательскую и проектную деятельность, выполняемую под руководством учителя;

— подготовка к олимпиадам, конкурсам, викторинам, чемпионатам различного уровня;

— ведение элективных и учебных курсов, разработанных и скорректированных педагогом.

На занятиях я использую элементы следующих технологий обучения:

— технологию развивающего обучения;

-технологию личностно-ориентированного обучения;

— технологию продуктивного обучения;

-технологию творческих мастерских;

-проектное обучение;

-инновационные компьютерные технологии.

На занятиях с обучающимися ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Целенаправленная и систематическая работа с детьми, которые проявляют интерес к творческой деятельности, позволяет более эффективно управлять формированием комплексных характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ), активизировать работоспособность и темпы познавательной и творческой деятельности обучающихся.

Основными формами внеурочной деятельности массового характера по математике   являются математические   вечера, фестивали математических боев и  математические карусели, КТД,  а также   математические игры, тренинги, флешмобы, конкурсы инсценированной математической задачи, выставки газет и фотогалерей, которые могут быть центральным ядром, объединяющим различные сферы жизнедеятельности школы (учебную и внеурочную деятельность, дополнительное образование, неформальную социокультурную деятельность).

Специфической чертой внеурочной работы по математике, с учетом решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся, является то, что формы ее организации делятся на постоянные и непостоянные (временные).

Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер, хотя и ограничены определенными хронологическими рамками. К постоянным формам относятся, например, математический кружок, творческая группа математиков, научное математическое общество школьников, математическая лаборатория, школа юного математика и др.

Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года – проведению предметной декады (недели), концу четверти, полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его. К временным формам относятся, например, математический вечер, математическая олимпиада, математический бой, математический КВН и др. По своей дидактической задаче временные формы имеют приоритетно диагностический характер.

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся