Контрольная работа №2
«Страны Западной Европы и Америки в конце XIXв»
8 класс
Пояснительная записка
-
Назначение работы
Контрольная работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся 8 класса по предмету «Новая история», раздел «Страны Западной Европы и Америки в конце XIXв», выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.
- Документ, определяющий содержание контрольной работы
Контрольная работа составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта, Историко-культурного стандарта. Содержание контрольной работы соответствует учебнику А.Я. Юдовская, П.А. Баранов. Л.М. Ванюшкина, Всеобщая история. История Нового времени, 1800 — 1900. 8 класс.
-
Подходы к отбору содержания и структуры КИМ
Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учетом требований указанных выше документов, и включают требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учет:
-
требований федерального государственного образовательного стандарта;
-
требований историко-культурного стандарта;
-
целей исторического образования в основной школе;
-
специфики курса истории основной школы;
-
ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.
- Характеристика структуры и содержания контрольной работы
Работа охватывает содержание курса Новая история, раздел «Страны Западной Европы и Америки в конце XIXв»
Общее число заданий – 13.
Работа содержит 12 заданий с кратким ответом и 1 задание с развёрнутым ответом.
- Распределение заданий контрольной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Задания условно разделены на тематические блоки: 1) Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества 2) Две Америки.
Таблица 1. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности (для заданий, направленных исключительно на проверку знаний, указаны проверяемые знания).
|
Проверяемые элементы подготовки |
Код |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за всю работу, равного 20 |
|
Знание терминов |
1.1 |
1 |
2 |
10 |
|
Знание фактов |
1.2 |
11 |
16 |
80 |
|
Знание дат |
1.3 |
3 |
4 |
20 |
|
Знание имен |
1.4 |
2 |
3 |
15 |
|
Отличать факты от суждений, мнений и оценок |
2.1 |
1 |
1 |
5 |
|
Объяснять явления, процессы, связи и отношения |
2.3 |
1 |
3 |
15 |
|
Выявлять и называть причины события, явления |
2.4 |
1 |
3 |
15 |
|
Определять логические связи между предметами и/или явлениями |
2.7 |
2 |
4 |
20 |
|
Интерпретировать текст |
2.9 |
1 |
2 |
10 |
|
Преобразовывать текст |
2.12 |
1 |
2 |
10 |
|
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл |
2.14 |
1 |
1 |
5 |
|
Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения |
3.1 |
1 |
3 |
15 |
|
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее |
3.11 |
1 |
3 |
15 |
|
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
3.16 |
1 |
3 |
15 |
- Продолжительность контрольной работы
На выполнение работы отводится 45 минут.
- Распределение заданий КИМ по уровню сложности.
В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующих заданий.
К заданиям базового уровня сложности относятся те здания, где учащимся 8 класса предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию.
К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность учащегося является по преимуществу репродуктивной.
К высокому уровню сложности относятся задания, где учащиеся выполняют частично-поисковые действия, используя приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию. К высокому уровню сложности относится задание 13.
Обобщенный план варианта контрольных измерительных материалов для проведения контрольной работы в 8 классах
№ |
Коды контролируемых элементов содержания |
Проверяемое содержание |
Проверяемые виды деятельности |
Коды планируемых результатов обучения |
Примерн ое время выполнен ия задания (мин.) |
Максималь ный балл за задание |
1 |
4.4 |
Реформы и революции в XVIII – XX вв |
Знание фактов Знание дат |
1.2 1.3 |
1–2 |
1 |
2 |
4.4 |
Реформы и революции в XVIII – XX вв |
Знание фактов Отличать факты от суждений, мнений, оценок |
1.2 2.1 |
1-2 |
1 |
3 |
4.4 |
Реформы и революции в XVIII – XX вв |
Знание фактов Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл |
1.2 2.14 |
1-2 |
1 |
4 |
4.4.2 |
Гражданская война в США. А. Линкольн |
Знание фактов Знание дат |
1.2 1.3 |
1-2 |
1 |
5 |
4.4.2 |
Гражданская война в США. А. Линкольн |
Знание фактов |
1.2 |
1-2 |
1 |
6 |
4.4.2 |
Гражданская война в США. А. Линкольн |
Знание фактов Знание имен |
1.2 1.4 |
1-2 |
1 |
7 |
4.4.2 |
Гражданская война в США. А. Линкольн |
Знание фактов Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл |
1.2 2.14 |
1-2 |
1 |
8 |
4.4 |
Реформы и революции в XVIII – XX вв |
Знание имен |
1.4 |
2-3 |
2 |
9 |
4.5 |
Индустриальное общество Нового времени |
Знание фактов Интерпретировать текст Преобразовывать текст |
1.2 2.9 2.12 |
2-3 |
2 |
10 |
4.4 |
Реформы и революции в XVIII – XX вв |
Знание фактов Знание дат Определять логические связи между предметами и/или явлениями |
1.2 1.3 2.7 |
2-3 |
2 |
11 |
4.4 |
Реформы и революции в XVIII – XX вв |
Знание терминов |
1.1
|
2-3 |
2 |
12 |
4.4 |
Реформы и революции в XVIII – XX вв |
Знание фактов Определять логические связи между предметами и/или явлениями |
1.2 2.7
|
2-3 |
2 |
13 |
4.4.2 |
Гражданская война в США. А. Линкольн |
Знание фактов Объяснять явления, процессы, связи и отношения Выявлять и называть причины события, возможные последствия Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
1.2 2.3 2.4 3.1 3.11 3.16 |
7 |
3 |
- Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Задания с выбором ответа 1 – 7 оцениваются в 1 балл если правильно указан ответ. Задания 8 — 12 оценивается в 2 балла если правильно указаны последовательность цифр. Если допущена 1 ошибка ставится 1 балл, 2 и более ошибок – 0 баллов.
Задание 13 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Таблица 2. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Отметка по |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
пятибалльной |
||||
шкале |
||||
Работа 1 |
0-9 |
10-13 |
14-17 |
18-20 |
Контрольная работа №2
«Страны Западной Европы и Америки в конце XIXв»
8 класс
-
вариант
-
Какое событие произошло позднее других?
-
Третья парламентская реформа в Великобритании
-
Принятие «Исключительного закона против социалистов» в Германии
-
Провозглашение Третьей республики во Франции
-
Преобразование империи Габсбургов в двуединую монархию Австро-Венгрию
-
Укажите общую черту развития, характерную для Германии, Великобритании и Франции в конце XIX века
-
Высокая концентрация промышленного капитала
-
Конституционная монархия с верховенством власти парламента
-
Передача государственных предприятий в частные руки
-
Участие в колониальном разделе Африки
-
Прочитайте текст и определите страну, о которой идет речь:
«В стране существовала постоянная армия безработных. Нищета и безработица вынуждали многих покидать родину, эмигрировать главным образом в Америку. С 70-х гг. XIX в. до 1914 г. страну покинуло более 5,5 млн человек».
-
Великобритания
-
Италия
-
Германия
-
Франция
-
Гражданская война в США закончилась в
-
1862 г.
-
1863 г.
-
1865 г.
-
1890 г.
-
Укажите черту, характеризующую гражданскую войну в США
-
Осуществлена отмена рабства
-
Результатом явился переход власти в руки американской буржуазии и плантаторов
-
Провозглашен принцип народного суверенитета, как основы государственного устройства
-
Снят запрет свободного доступа к западным землям
-
Какому историческому деятелю принадлежат следующие слова:
«Независимость – это единственное благо, которого мы достигли, за счет всех других»?
-
А. Линкольну
-
Р. Ли
-
Дж. Брауну
-
С.Боливару
-
Прочитайте текст и определите событие, о котором идет речь:
«На американском броненосце «Мэйн», стоявшем в Гаванском порту, произошел взрыв. Во время катастрофы погибло 260 человек команды, а броненосец затонул».
-
Повод к провозглашению независимости Кубы
-
Начало захвата Кубой Гавайских островов США
-
Повод к объявлению США войны Испании
-
Повод для провозглашения США «доктрины открытых дверей»
-
Найдите в приведенном ниже списке имена двух английских политических деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.
-
Ф. Лассаль
-
П. Лагарф
-
У. Гладстон
-
Р. Макдональд
-
А. Бебель
-
Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начало и варианты завершения.
Производство алюминия в ведущих странах Европы (в т)
Страны |
Годы |
|
1899 |
1913 |
|
Германия |
1 600 |
15 000 |
Великобритания |
600 |
7 500 |
Франция |
800 |
13 000 |
Начало суждения
А) В 1913 г. второе место по производству алюминия среди ведущих стран Европы занимала…
Б) за 14 лет наиболее быстрые темпы роста производства алюминия среди ведущих стран Европы продемонстрировала…
В) С 1899 по 1913 г. в ведущих странах Европы производство алюминия…
Варианты завершения суждения
-
Не изменялось
-
Германия
-
Великобритания
-
Франция
-
Увеличивалось
-
Сокращалось
-
Установите соответствие между событиями и их годами: к каждому элементу из первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
События |
годы |
А) избрание А. Линкольна президентом США Б) провозглашение независимости Мексики В) принятие антитрестовского закона Шермана |
1) 1804 2) 1824 3) 1860 4)1890 |
-
Запишите термин, о котором идет речь.
Этим термином в Латинской Америке обозначалась диктаторская, тираническая власть, устанавливаемая небольшой группой, господствующих слоев населения
-
Сравните особенности развития Франции и США в конце XIX в. выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
-
Аграрно-индустриальная страна
-
Республиканская форма правления
-
Двухпартийная система
-
Преобладание политики буржуазного реформизма над политикой кнута.
Черты сходства |
Черты различия |
|||
|
|
|
|
-
Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 1, 2. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса новой истории.
Последняя речь американского фермера – противника рабства
Я должен сказать несколько слов. Во-первых, я отрицаю все, кроме того, в чем я признался, т.е. моего намерения освободить рабов. Я хотел осуществить это мирным путем, как это было сделано прошлой зимой, когда я пришел в Миссури, вывел оттуда рабов, без единого ружья, провел их через всю страну, и оставил в Канаде. Я хотел сделать тоже самое, только в большем масштабе. Это все что я задумал. Никогда не замышлял я ни убийства, ни предательства, ни уничтожения имущества…
Библия учит меня, что я не должен делать людям того, чего я не хочу, чтобы люди делали мне. Далее, она учит меня «помнить тех, что в оковах, как будто бы и ты закован с ними». Я пытался действовать согласно этому учению. Может быть я еще слишком молод, чтобы понять, что Бог не беспристрастен в отношении к людям. Я верю, что мои действия, а я выступил в защиту его презираемых бедных, были правильными.
А теперь, если уж необходимо, чтобы я поплатился жизнью для поддержания правосудия и пролил свою кровь вместе с кровью моих детей и кровью миллионов рабов в этой стране, чьи права попираются порочными, жестокими и несправедливыми указами, я подчиняюсь. Пусть будет так!..
-
Назовите американского фермера, которому принадлежит эта речь, и укажите год события, о котором в ней говорится.
-
В первом абзаце текста найдите и запишите предложение, где описана ситуация, обоснования которой названы во втором абзаце. Выпишите два обоснования указанной ситуации
Контрольная работа №2
«Страны Западной Европы и Америки в конце XIXв»
8 класс
-
вариант
-
Какое событие произошло раньше других
-
Образование итальянской социалистической партии
-
Принятие конституции Германии, закреплявшей руководящую роль Пруссии
-
Вторая парламентская реформа в Великобритании
-
Создание Рабочей партии Франции
-
Укажите общую черту развития, характерную для Германии, Великобритании и Франции
-
Превращение в государство-кредитора
-
Создание системы социального обеспечения
-
Устойчивое развитие двухпартийной системы
-
Большая доля иностранного капитала в промышленности страны
-
Прочитайте текст и определите страну, о которой идет речь
«После соглашения окончательно сложилась нация, занимавшая господствующее положение в стране, тогда как большую часть ее населения составляли народы других национальностей, боровшиеся за свои права».
-
Германия
-
Италия
-
Франция
-
Австро-Венгрия
-
Гражданская война в США началась в
-
1854 г.
-
1859 г.
-
1861 г.
-
1863 г.
-
Укажите черту характеризующую гражданскую войну в США
-
Целью являлось обретение независимости от Англии
-
Участниками выступали буржуазия, плантаторы, фермеры, рабочие против английского правительства
-
Удалось уничтожить препятствия на пути развития капитализма
-
Результатом стало сохранение целостности страны
-
Какому историческому деятелю принадлежат следующие слова
«Моя высшая цель в этой борьбе – это спасение Союза, а не спасение или уничтожение рабства»
-
Дж. Брауну
-
А. Линкольну
-
С. Боливару
-
У. Гранту
-
Прочитайте текст и определите событие, о котором идет речь
«Восстание, осуществленное неграми, полностью ликвидировало рабство. Оно принесло стране независимость, которая являлась единственной гарантией свободы ее населения, и освобождения страны от экономического господства метрополии».
-
Восстание Н. Тернера
-
Восстание Дж. Брауна
-
Восстание на Гаити
-
Восстание на Кубе
-
Найдите в приведенном ниже списке имена двух французских политических деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.
-
В. Либкнехт
-
Б. Дизраэли
-
П. Гед
-
К. Меттерних
-
Ж. Жорес
-
Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начало и варианты завершения
Производство электроэнергии в ведущих странах Европы (в млн кВт*ч)
Страны |
Годы |
||
1901 |
1907 |
1913 |
|
Германия |
1280 |
3200 |
8010 |
Франция |
340 |
670 |
1800 |
Италия |
220 |
950 |
2200 |
Начало суждения
А) За 12 лет лидером в производстве электроэнергии среди ведущих стран Европы являлась
Б) В 1907 г. второе место по производству электроэнергии среди ведущих стран Европы занимала
В) С 1901 по 1913 г. в ведущих странах Европы производство электроэнергии
Варианты завершения суждения
-
Увеличивалось
-
Германия
-
Франция
-
Италия
-
Сокращалось
-
Не изменялось
-
Установите соответствие между событиями и их годами: к каждому элементу из первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
События |
Годы |
А) принятие закона о гомстедах Б) образование Великой Колумбии В) Испано-американская война |
1) 1819 2) 1862 3) 1895 4) 1898 |
-
Запишите термин, о котором идет речь.
Этим термином в США обозначалась территория, отведенная для проживания коренного населения страны – индейцев.
-
Сравните особенности развития Германии и США в конце XIX в. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
-
Практически неограниченная монархия
-
Быстрое развитие монополистического капитализма
-
Агрессивность внешней политики
-
Разработка антитрестовского законодательства
Черты сходства |
Черты различия |
|||
|
|
|
|
-
Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 1, 2. Используйте в ответах информацию текста, а так же знания из курса новой истории
Из послания президента США конгрессу
… Американские континенты ввиду свободного и независимого положения, которого они добились и которое они сохранили, не должны впредь рассматриваться в качестве объекта для будущей колонизации любой европейской державой.
В войнах европейских держав, в вопросах, касающихся их самих, мы никогда не принимали участия, и это согласуется с нашей политикой. С событиями в этом полушарии мы по необходимости связаны более непосредственно по причинам, которые должны быть очевидны для всех просвещенных и беспристрастных наблюдателей. Политическая система союзных (т.е. европейских. – Авт.) держав в этом отношении существенно отличается от политической системы Америки… Поэтому… искренние и дружественные отношения, существующие между Соединенными Штатами и этими державами, обязывают нас заявить, что мы будем рассматривать любую попытку с их стороны распространить их систему на любую часть нашего полушария опасной для нашего спокойствия и безопасности. Мы не вмешивались и не будем вмешиваться в дела существующих колоний или зависимых территорий любого европейского государства. Но что касается правительств, которые провозгласили свою независимость и сумели ее сохранить и независимость которых мы признали при зрелом размышлении и согласно с принципами справедливости, то мы не можем рассматривать вмешательство в их дела со стороны какой-либо европейской державы с целью их подчинения или контроля любым другим способом их судьбы иначе как проявление недружелюбного отношения к Соединенным Штатам.
-
Назовите президента США – автора послания конгрессу и укажите год появления данного документа.
-
В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, условия обеспечения которой названы во втором абзаце. Выпишите три условия, обеспечивающие указанную ситуацию.
Ключи КИМ
№№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 вариант |
1 |
4 |
2 |
3 |
1 |
4 |
3 |
34 |
425 |
324 |
Каудильизм |
2413 |
2 вариант |
3 |
2 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
35 |
241 |
214 |
Резервация |
2314 |
Критерии оценивания заданий с развернутым ответом
№13
1 вариант
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа не искажающие его смысл) |
Баллы |
Примерное содержание ответа В ответе должны быть названы:
Могут быть указаны следующие обоснования: — Библия учит не делать людям того, чего я не хочу, чтобы люди делали мне; — Библия учит «помнить тех, кто в оковах, как будто бы и ты закован с ними»; — выступление в защиту презираемых бедных. |
|
Верно указан год события, автор речи. Дан полный ответ на второй вопрос. |
3 |
Верно указан год события, автор речи. Дан неполный ответ на второй вопрос. ИЛИ Дан неполный ответ на второй вопрос. Верно указан год события или имя автора речи. |
2 |
Верно указан год события, автор речи. Нет ответа на второй вопрос ИЛИ Нет ответа на первый вопрос, ответ на второй вопрос неполный. |
1 |
Нет ответа на вопрос или ответ не верный. |
0 |
Максимальный балл |
3 |
-
вариант
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа не искажающие его смысл) |
Баллы |
Примерное содержание ответа В ответе должны быть названы:
Могут быть указаны следующие обоснования: — США никогда не принимали участие в войнах европейских держав, которые касались их самих — отличие политической системы европейских держав от политической системы Америки — США не вмешивались и не будут вмешиваться в дела существующих колоний или зависимых территорий любого европейского государства — США будут рассматривать вмешательство в дела независимых государств американского континента со стороны какой-либо европейской державы как проявление недружелюбного отношения к Соединенным Штатам |
|
Верно указан год события, автор речи. Дан полный ответ на второй вопрос. |
3 |
Верно указан год события, автор речи. Дан неполный ответ на второй вопрос. ИЛИ Дан неполный ответ на второй вопрос. Верно указан год события или имя автора речи. |
2 |
Верно указан год события, автор речи. Нет ответа на второй вопрос ИЛИ Нет ответа на первый вопрос, ответ на второй вопрос неполный. |
1 |
Нет ответа на вопрос или ответ не верный. |
0 |
Максимальный балл |
3 |