Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 2 города Смоленска»
Сценарий открытого мероприятия
«Отцы и дети 21 века»
Разработала:
Ермолович Мария Алексеевна,
старшая вожатая
Смоленск, 2019 г.
Диспут — «Отцы и дети 21 века»
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или не намеренно…
Ребенок говорит языком окружающих – высказывает их взгляды, повторяет их жесты, подражает их поступкам.
Януш Корчак.
Цель мероприятия: формирование у учащихся уважительного отношения к семье, родителям; демонстрация отношений между родителями и детьми в различных ситуациях; воспитание духовно-нравственных чувств, таких как любовь, добро, человечность, единение.
Ведущий 1.
Семья! Начало всех начал,
В душе всегда оставит след,
Родился где и возрастал,
Любовью нежной был согрет!
В семье глава всегда отец,
Союз двух любящих сердец
Способен сохранить свою
В любые годы всю семью!
Ведущий 2.
Семья, где рядом бабушка и дед,
Их мудрый и простой совет,
Слова ЛЮБВИ и УВАЖЕНЬЯ
Помогут внукам все решенья
С достоинством всегда принять,
Чтоб с детских лет могли познать,
В чем сила духа всей семьи.
Чтоб устоять они смогли
В житейском море и во всем
Их сохранит родимый дом!
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся, я рада вас приветствовать на нашем мероприятии. Сегодня мы будем говорить о взаимоотношениях между родителями и детьми. Эта проблема актуальна во все времена. В нашем диспуте, который называется «Отцы и дети 21 века» принимают участие учащиеся 9 класса и их родители. Уважаемые родители и ребята, я рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Ход диспута:
Ведущий 2: Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям.
Ведущий 1: Советы и наставления родителей — драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети. Но далеко не все почитают своих родителей, некоторые не слушают родителей, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. С другой стороны, родители не всегда понимают своих детей, особенно частыми становятся конфликты, когда дети вступают в пору взросления, в так называемый "подростковый период".
Ведущий 2: Сейчас мы представим вашему вниманию спектакль школьной театральной студии "Вселенная" "Вам и не снилось", который затрагивает проблемы отцов и детей. А вот какие конкретные проблемы он ставит, мы предлагаем выявить вам после просмотра спектакля.
Спектакль школьной театральной студии "Вселенная" "Вам и не снилось",
Ведущий 1: Вы посмотрели наш спектакль. Предлагаем вам, родители и дети, обозначить проблемы, которые он ставит перед нами. На обсуждение вам дается 5 мин. Потом представитель от каждой группы (от группы родителей и группы детей) озвучит эти проблемы.
Выступления представителей каждой группы.
Слайд с обозначенными проблемами в спектакле:
1. Опасна ли подростковая влюблённость? Если да, то чем?
2. Каковы роли отца и матери в семье? Кто в ответе за атмосферу в семье?
3. Как нужно относиться к ребёнку? Где предел его самостоятельности?
4. Как правильно влиять на решения подростка? И нужно ли это?
5. Как верно расставить приоритеты: быт и уют, социальная реализация, муж, жена, родственники?
Ведущий 2: А теперь давайте выясним, как персонажи спектакля решают эти вопросы (проблемы) и почему возникает между ними конфликт, который привёл к трагедии?
Ведущий 1: Вам предлагается работа в группах: нужно заполнить таблицу, расписав поступки и поведение, характеры персонажей, которые способствуют возникновению конфликта (они будут обозначены знаком "-"), и те, которые его урегулируют (обозначены знаком "+").
На слайде незаполненная таблица
Выступления представителей групп.
Итог. Заполненная таблица
Персонаж |
+ |
— |
Рома и Юля |
Просто дружат, мечтают о будущем, наслаждаются обществом друг друга. Открыты родителям |
Импульсивность, неосторожность (привели к трагедии) |
Вера (мама Ромы) |
Любит сына, но любовь её эгоистична |
Создала неверный климат в семье, сделала из мужа подкаблучника, не уважает его. Рому считает недостаточно самостоятельным и состоятельным, чтобы принимать решения. Не имеет уважения к сыну. Не откровенна с мужем и сыном. Имеет «синдром сильной женщины». |
Костя (муж Веры) |
Терпеливый муж |
Поддался влиянию «сильной женщины», потерял себя как личность. Ищет тепло и внимание там, где получить его не может. |
Людмила Сергеевна (мама Юли) |
Слышит свою дочь, понимает, даёт ей право выбора. Смогла построить счастливую семью. |
|
Бабушка Ромы |
|
Лжет внуку, оправдывает неправильное поведение своей дочери, матери Ромы. Показательно, что у неё нет мужа. |
Ведущий 2: А теперь давайте смоделируем поведение персонажей, которое не привело бы к конфликту. Как должен был поступать каждый, чтобы трагедия не случилась?
Работа в группах. Выступления представителей групп.
На слайде новая таблица.
Персонаж |
Поведение, которое поможет избежать трагедии |
Рома и Юля |
|
Вера (мама Ромы) |
|
Костя (муж Веры) |
|
Людмила Сергеевна (мама Юли) |
|
Бабушка Ромы |
|
Ведущий 1: Наша семейная жизнь, к сожалению, полна различных конфликтных ситуаций. Причины их различны и кроются они в нашем поведении, как мы уже выяснили.
Подумайте, из-за чего в вашей семье чаще всего возникают конфликты?
(вначале вопрос детям, а потом родителям)
Ответы представителей групп.
Ведущий 2: Давайте попробуем выявить кодекс поведения родителей и детей в семье, который сведёт все возможные семейные конфликты до минимума. Вам предлагается заполнить таблицу.
Родители |
Дети |
Не навязывать ребёнку определённую линию поведения, которая соответствует их принципам и идеалам. |
Доверять родителям — они самые близкие люди, только они могут помочь вам в любой ситуации, дать мудрый совет |
Не ограждать детей от своих горестей и радостей взрослого человека, а делать соучастником своих переживаний. |
Рассказывать им о своих проблемах, неудачах |
Стараться говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. |
Заботиться о родителях: у них много трудностей |
Опасаться получения вашим ребенком информации из чужих уст |
Стараться их понимать, помогать им. |
Быть открытыми для общения с ребенком, даже если вы чего-то или в чем-то сомневаетесь, не стесняться сказать ему об этом |
Не огорчать родителей и не обижаться на них понапрасну |
Рассказывать о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети |
Не во всем потакать родителям, т.к. каждый человек индивидуален, имеет право на свою точку зрения. |
НЕ высказываться негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы |
Не повышать голос в споре: ничего, кроме раздражения родителей это не вызовет. |
В период полового созревания мальчикам особенно важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап |
Чаще разговаривать с родителями, постараться понять их. |
Проявлять ласку к своим детям, демонстрировать им свою любовь |
Равноправно участвовать во всех решениях семьи |
Быть особенно внимательными и наблюдательными, обращать внимание на любые изменения в поведении своего ребенка. |
|
Стараться защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается. |
|
Научиться владеть своими эмоциями |
|
Стремиться изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой |
|
Всё должно быть общим: и радость, и слёзы, и смех. Совместные мечты, переживания, надежды – все это сплачивает семью, укрепляют её. |
|
Стремиться к такому типу семьи, как партнёрство |
Ведущий 1: Итак, если предложенный кодекс поведения родителей и детей будет соблюдаться, то отношения между родителями и детьми улучшатся. Это позволит сгладить конфликтные ситуации и улучшить психологическую атмосферу в семье.
Ребята со временем вы тоже станете родителями. Какими вы будете мамами и папами? Задумывались ли вы об этом?
Игра «Если бы я был взрослым».
Ведущий 2: В мыслях поменяйтесь ролями. Теперь, ребята, вы родители. А вы, уважаемые родители, дети. Внимательно послушайте, что говорят наши дети в роли родителей.
Презентация.
Если бы я был взрослым…
— Какие фразы вы не скажете своим детям?
— Чего вы не будете делать?
— Как вы будете разрешать возникший конфликт с вашими детьми?
Как вы думаете, уважаемые родители, хорошими родителями будут наши дети? А сейчас вы получите задания, которые необходимо обыграть.
Родители и дети получают задания в конвертах
Задания для детей, исполняющих роль родителей.
1) Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребенка двойка. Вам надо выяснить причину этого и принять решение.
2) Ребенок пришел домой без сменной обуви, потерял ее в школе. Ваша реакция?
3) Вы поручили ребенку прибраться и помыть посуду, а он (она) проиграл все это время в компьютер, ничего не сделал. Ваша реакция?
4) Ваш ребенок пробовал курить, о чем вам сказали соседи. Ваша реакция?
5) Ваш ребенок нецензурно выражается. Что делать?
6) Ваш ребенок опоздал в школу, и вам сказали об этом одноклассники. Ваша реакция?
Задания для родителей, исполняющих роль детей.
1) Вы получили двойку, и вам надо объяснить родителям, за что и почему. Они будут ругаться.
2) Вы идете домой без сменной обуви, в школе забыли, а маме говорить не хотите, надеясь завтра найти.
3) Мама попросила вас убрать комнату и помыть посуду, а пришел друг с интересным диском и вы заигрались. Как объяснить это маме или папе?
4) Вы пробовали курить. Вам надо объяснить, почему вы это сделали и как-то смягчить родителей.
5) Ваш учитель позвонил и рассказал маме (папе), что вы нецензурно выражаетесь. Вам идти домой.
6) Вам надо объяснить, почему вы опоздали в школу.
Во время выполнения задания звучит мелодия
Ведущий 1: Решая эти ситуации, каждый из вас посмотрел на себя со стороны и, возможно, узнал свои поступки, свои слова, может быть, даже и свое поведение. И каждый наверняка сделал для себя определенные выводы.
А сейчас я хотела бы, что бы вы послушали Китайскую притчу «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
— И всё?
— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И сегодня хотелось бы пожелать всем вам и вашим семьям Любви, прощения и терпения!
Ведущий 1:
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!
Ведущий 2:
Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья – это главное! Через года
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
8