Диспут «Отцы и дети 21 века»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2 города Смоленска»

Сценарий открытого мероприятия

«Отцы и дети 21 века»

Разработала:

Ермолович Мария Алексеевна,

старшая вожатая

Смоленск, 2019 г.

Диспут — «Отцы и дети 21 века»

Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или не намеренно…

Ребенок говорит языком окружающих – высказывает их взгляды, повторяет их жесты, подражает их поступкам.

Януш Корчак.

Цель мероприятия: формирование у учащихся уважительного отношения к семье, родителям; демонстрация отношений между родителями и детьми в различных ситуациях; воспитание духовно-нравственных чувств, таких как любовь, добро, человечность, единение.

Ведущий 1.

Семья! Начало всех начал,

В душе всегда оставит след,

Родился где и возрастал,

Любовью нежной был согрет!

В семье глава всегда отец,

Союз двух любящих сердец

Способен сохранить свою

В любые годы всю семью!

Ведущий 2.

Семья, где рядом бабушка и дед,

Их мудрый и простой совет,

Слова ЛЮБВИ и УВАЖЕНЬЯ

Помогут внукам все решенья

С достоинством всегда принять,

Чтоб с детских лет могли познать,

В чем сила духа всей семьи.

Чтоб устоять они смогли

В житейском море и во всем

Их сохранит родимый дом!

Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся, я рада вас приветствовать на нашем мероприятии. Сегодня мы будем говорить о взаимоотношениях между родителями и детьми. Эта проблема актуальна во все времена. В нашем диспуте, который называется «Отцы и дети 21 века» принимают участие учащиеся 9 класса и их родители. Уважаемые родители и ребята, я рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. 

Ход диспута:

Ведущий 2: Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям.

Ведущий 1: Советы и наставления родителей — драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети. Но далеко не все почитают своих родителей, некоторые не слушают родителей, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. С другой стороны, родители не всегда понимают своих детей, особенно частыми становятся конфликты, когда дети вступают в пору взросления, в так называемый "подростковый период".

Ведущий 2: Сейчас мы представим вашему вниманию спектакль школьной театральной студии "Вселенная" "Вам и не снилось", который затрагивает проблемы отцов и детей. А вот какие конкретные проблемы он ставит, мы предлагаем выявить вам после просмотра спектакля.

Спектакль школьной театральной студии "Вселенная" "Вам и не снилось",

Ведущий 1: Вы посмотрели наш спектакль. Предлагаем вам, родители и дети, обозначить проблемы, которые он ставит перед нами. На обсуждение вам дается 5 мин. Потом представитель от каждой группы (от группы родителей и группы детей) озвучит эти проблемы.

Выступления представителей каждой группы.

Слайд с обозначенными проблемами в спектакле:

1. Опасна ли подростковая влюблённость? Если да, то чем?

2. Каковы роли отца и матери в семье? Кто в ответе за атмосферу в семье?

3. Как нужно относиться к ребёнку? Где предел его самостоятельности?

4. Как правильно влиять на решения подростка? И нужно ли это?

5. Как верно расставить приоритеты: быт и уют, социальная реализация, муж, жена, родственники?

Ведущий 2: А теперь давайте выясним, как персонажи спектакля решают эти вопросы (проблемы) и почему возникает между ними конфликт, который привёл к трагедии?

Ведущий 1: Вам предлагается работа в группах: нужно заполнить таблицу, расписав поступки и поведение, характеры персонажей, которые способствуют возникновению конфликта (они будут обозначены знаком "-"), и те, которые его урегулируют (обозначены знаком "+").

На слайде незаполненная таблица

Выступления представителей групп.

Итог. Заполненная таблица

Персонаж

+

Рома и Юля

Просто дружат, мечтают о будущем, наслаждаются обществом друг друга. Открыты родителям

Импульсивность, неосторожность

(привели к трагедии)

Вера (мама Ромы)

Любит сына, но любовь её эгоистична

Создала неверный климат в семье, сделала из мужа подкаблучника, не уважает его. Рому считает недостаточно самостоятельным и состоятельным, чтобы принимать решения. Не имеет уважения к сыну. Не откровенна с мужем и сыном. Имеет «синдром сильной женщины».

Костя (муж Веры)

Терпеливый муж

Поддался влиянию «сильной женщины», потерял себя как личность. Ищет тепло и внимание там, где получить его не может.

Людмила Сергеевна (мама Юли)

Слышит свою дочь, понимает, даёт ей право выбора. Смогла построить счастливую семью.

Бабушка Ромы

Лжет внуку, оправдывает неправильное поведение своей дочери, матери Ромы. Показательно, что у неё нет мужа.

Ведущий 2: А теперь давайте смоделируем поведение персонажей, которое не привело бы к конфликту. Как должен был поступать каждый, чтобы трагедия не случилась?

Работа в группах. Выступления представителей групп.

На слайде новая таблица.

Персонаж

Поведение, которое поможет избежать трагедии

Рома и Юля

Вера (мама Ромы)

Костя (муж Веры)

Людмила Сергеевна (мама Юли)

Бабушка Ромы

Ведущий 1: Наша семейная жизнь, к сожалению, полна различных конфликтных ситуаций. Причины их различны и кроются они в нашем поведении, как мы уже выяснили.

Подумайте, из-за чего в вашей семье чаще всего возникают конфликты?
(вначале вопрос детям, а потом родителям)

Ответы представителей групп.

Ведущий 2: Давайте попробуем выявить кодекс поведения родителей и детей в семье, который сведёт все возможные семейные конфликты до минимума. Вам предлагается заполнить таблицу.

Родители

Дети

Не навязывать ребёнку определённую линию поведения, которая соответствует их принципам и идеалам.

Доверять родителям — они самые близкие люди, только они могут помочь вам в любой ситуации, дать мудрый совет

Не ограждать детей от своих горестей и радостей взрослого человека, а делать соучастником своих переживаний.

Рассказывать им о своих проблемах, неудачах

Стараться говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

Заботиться о родителях: у них много трудностей

Опасаться получения вашим ребенком информации из чужих уст

Стараться их понимать, помогать им. 

Быть открытыми для общения с ребенком, даже если вы чего-то или в чем-то сомневаетесь, не стесняться сказать ему об этом

Не огорчать родителей и не обижаться на них понапрасну

Рассказывать о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети

Не во всем потакать родителям, т.к. каждый человек индивидуален, имеет право на свою точку зрения.

НЕ высказываться негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы

Не повышать голос в споре: ничего, кроме раздражения родителей это не вызовет.

В период полового созревания мальчикам особенно важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап

Чаще разговаривать с родителями, постараться понять их.

Проявлять ласку к своим детям, демонстрировать им свою любовь

Равноправно участвовать во всех решениях семьи

Быть особенно внимательными и наблюдательными, обращать внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

Стараться защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

Научиться владеть своими эмоциями

Стремиться изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой

Всё должно быть общим: и радость, и слёзы, и смех. Совместные мечты, переживания, надежды – все это сплачивает семью, укрепляют её.

Стремиться к такому типу семьи, как партнёрство

Ведущий 1: Итак, если предложенный кодекс поведения родителей и детей будет соблюдаться, то отношения между родителями и детьми улучшатся. Это позволит сгладить конфликтные ситуации и улучшить психологическую атмосферу в семье.

Ребята со временем вы тоже станете родителями. Какими вы будете мамами и папами? Задумывались ли вы об этом?

Игра «Если бы я был взрослым». 

Ведущий 2: В мыслях поменяйтесь ролями. Теперь, ребята, вы родители. А вы, уважаемые родители, дети. Внимательно послушайте, что говорят наши дети в роли родителей.

Презентация.

Если бы я был взрослым…

— Какие фразы вы не скажете своим детям?

— Чего вы не будете делать? 

— Как вы будете разрешать возникший конфликт с вашими детьми?

Как вы думаете, уважаемые родители, хорошими родителями будут наши дети? А сейчас вы получите задания, которые необходимо обыграть.

Родители и дети получают задания в конвертах

Задания для детей, исполняющих роль родителей.

1) Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребенка двойка. Вам надо выяснить причину этого и принять решение.
2) Ребенок пришел домой без сменной обуви, потерял ее в школе. Ваша реакция?
3) Вы поручили ребенку прибраться и помыть посуду, а он (она) проиграл все это время в компьютер, ничего не сделал. Ваша реакция?
4) Ваш ребенок пробовал курить, о чем вам сказали соседи. Ваша реакция?
5) Ваш ребенок нецензурно выражается. Что делать?
6) Ваш ребенок опоздал в школу, и вам сказали об этом одноклассники. Ваша реакция?

Задания для родителей, исполняющих роль детей.

1) Вы получили двойку, и вам надо объяснить родителям, за что и почему. Они будут ругаться.

2) Вы идете домой без сменной обуви, в школе забыли, а маме говорить не хотите, надеясь завтра найти.

3) Мама попросила вас убрать комнату и помыть посуду, а пришел друг с интересным диском и вы заигрались. Как объяснить это маме или папе?

4) Вы пробовали курить. Вам надо объяснить, почему вы это сделали и как-то смягчить родителей.

5) Ваш учитель позвонил и рассказал маме (папе), что вы нецензурно выражаетесь. Вам идти домой.

6) Вам надо объяснить, почему вы опоздали в школу.

Во время выполнения задания звучит мелодия

Ведущий 1: Решая эти ситуации, каждый из вас посмотрел на себя со стороны и, возможно, узнал свои поступки, свои слова, может быть, даже и свое поведение. И каждый наверняка сделал для себя определенные выводы.

А сейчас я хотела бы, что бы вы послушали Китайскую притчу «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. 

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. 
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: 

— И всё? 

— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. 
И сегодня хотелось бы пожелать всем вам и вашим семьям Любви, прощения и терпения! 

Ведущий 1:
Давайте семейные ценности чтить, 
Давайте всегда своих близких любить, 
Ведь только в семье мы поддержку найдем, 
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом! 

Ведущий 2:
Пусть дети и взрослые помнят всегда – 
Семья – это главное! Через года 
Сумейте вы счастье свое пронести, 
Пускай только лучшее ждет впереди!

8

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся