Устный журнал «Конституция России: история, события, факты»

МБУК г. Шахты «ЦБС»

Библиотека им. М.А. Шолохова

Конституция России:

история, события, факты

Устный журнал

Головачева М.А.

Библиотекарь

г. Шахты

2018

Цель: формирование у учащихся понимания сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации. Воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции и символики для нашего государства. Расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся.

Читательское назначении: молодёжь

Оборудование и технические средства: ноутбук, проектор, медиа оборудование.

Ход мероприятия:

Страница 1 «Вступление»

У каждого из нас есть любимый праздник – день рождения. В этот день принято получать поздравления и подарки, а потом, загадав желание, задуть свечи на праздничном пироге. Но этот праздник только ваш, семейный, домашний, на который собираются близкие и друзья.

А есть праздники общие для всего народа, для всей нашей многонациональной страны. И сегодня один из таких праздников – День Конституции. Этот день можно назвать днём рождением самого главного закона нашей страны. Сегодня конституции исполняется 25 лет.

Прежде, чем начнём говорить о юбиляре, давайте немного пофантазируем.

Вот решили вы поиграть в футбол. А ваши соперники стали играть и ногами, и руками, да ещё в свои ворота поставили не одного вратаря, а сразу пять. Вы будете играть с таким соперником?

(Подводим к ответу: «Нет»)

Почему?

(Ждём, пока кто-то скажет, что это не по правилам)

Вы правы, потому что любая игра имеет свои правила, каждое учреждение, от больницы до школы, работает по установленным для него правилам, даже улицу надо переходить по правилам.

Жизнь всего народа и государства, разумеется, нельзя сравнивать с игрой, но в ней обязательно есть свои нормы и законы. И главный закон – Конституция – делает жизнь каждого человека удобнее, безопаснее, защищает её.

Для начала предлагаю познакомиться, с краткой историей возникновения Конституции.

Страница 2 «История Конституции»

(Воспроизводится видео «История Конституции», ссылка на видео в «Использованной литературе»)

Страница 3 «Сказка о рыбаке и рыбке»

Конституция сама по себе – это небольшая книжка, в которой всего 2 части, 9 глав и 137 статей. Однако, именно она определяет какими правами и обязанностями обладает человек и гражданин в нашей стране. Сейчас разберём некоторые из них.

С самого детства мы учимся жить по Конституции. Сейчас вспомним с вами, что же мы читали, когда были младше.

(Воспроизводится фрагмент мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, где старуха захотела стать Владычицей морской. Ссылка на видео в «Использованной литературе»).

Этот фрагмент сказки наглядно поясняет статью 3 Конституции: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ».

Народ сам осуществляет свою власть путём выборов и референдумов. И никто не может по своему желанию присвоить власть и властные полномочия. Конечно реальная жизнь не сказка, но если кто-то нарушает конституционные законы, то рискует оказаться «у разбитого корыта». Листаем дальше.

От сказок А.С. Пушкина переходим к басням И. А. Крылова.

Страница 4 «Волк и ягнёнок»

(Зачитывается отрывок басни «Волк и ягнёнок»)

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим…

Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться

И надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягнёнка видит он, на добычу стремится.

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питьё моё

С песком и илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву»…

«Ах, я чем виноват?» — «Молчи, устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», —

Сказал и в тёмный лес Ягнёнка поволок.

Вот такая печальная история… Но если вернуться к нашей теме беседы о Конституции, то на примере этой басни мы увидим массу нарушений прав и свобод. Например, Конституция гласит: «Каждый имеет право на жизнь. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» — статьи 20, 21 и 22.

Страница 5 «Чиполлино»

А сейчас совершим небольшое путешествие в сказочную страну, которую придумал итальянский писатель Джанни Родари. Здесь совсем как люди живут разные овощи и фрукты. Например, отважный мальчик-луковка Чиполлино и его сосед, и друг кум Тыковка.

(Воспроизводится фрагмент мультфильма «Чиполлино», где сеньор помидор отбирает дом кума Тыковки и отдаёт его злой собаке. Ссылка на видео в «Использованной литературе»)

Вот такой сказочный, но очень наглядный пример.

А теперь заглянем в конституцию: «Жилище неприкосновенно. Никто не в праве проникать в жилище против воли проживающих там лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища» — статьи 25 и 40.

Страница 6 «Айболит»

Наше необычное путешествие продолжается. И следующим писателем, который расскажет нам о наших правах, будет К.И. Чуковский в произведении «Айболит».

(Воспроизводится фрагмент мультфильма «Айболит» со слов: «Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит…». Ссылка на видео в «Использованной литературе»)

Хорошо, когда встречаешь такого врача, бескорыстного и добросердечного. Но ещё лучше, когда забота о нашем с вами здоровье становится одной из высших ценностей общества и утверждается Основным законом. Именно это провозглашает Конституция России: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно» — статья 41.

Страница 7 «День знаний»

Отложим в сторону сказки и вспомним самое, что ни на есть реальное – первый день первого месяца осени. Скажите, какой праздник приходится на эту дату?

(Должны назвать праздник «День знаний», а число 1 сентября)

И этот праздник как нельзя лучше отражает написанное в Конституции: «Каждый имеет право на образование. Основное общее образование обязательно. Родители или лицо, их заменяющее, обеспечивают получение детьми основного общего образования» — статья 43.

Конституция Российской Федерации провозглашает и другие права, свободы, которыми пользуемся. Например, право на прикосновенность частной жизни и защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки и телефонных переговоров, право на пользование родным языком, на свободу совести и свободу вероисповедания. Каждый имеет право на труд и отдых. Каждому гарантируется свобода слова. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления…

Это перечисление можно продолжать очень долго. Однако, у каждого гражданина, есть не только права, но и обязанности.

Страница 8 «Обязанности»

Самый наглядный пример, связанный с обязанностями – это семья. В семье у каждого есть свои обязанности. И если у тебя есть право уплетать за обе щеки бабушкины пироги с малиновым вареньем, то твоя обязанность – помыть посуду.

Так и в «большой семье» — нашем государстве – у каждого есть не только права, но и обязанности. Список их небольшой, и в основном все они сводятся к соблюдению законов и священной обязанности хранить своё Отечество.

«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии федеральным законом» — статья 59.

Но хранить и беречь надо и свою малую родину – свой дом и двор, парк, лес и речку.

«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» — статья 58.

Если люди будут бездумно тратить природные богатства, живому миру планеты грозит большая беда. Но ведь и сам человек – часть этого мира. Там, где гибнет природа, нет места и человеку.

Беречь и сохранять надо и памятники культуры, истории в памятниках истории и культуры, великих произведениях искусства – душа народа, его представление о добре и красоте.

«Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» — статья 44.

Давайте ещё раз вернёмся к семье. Раньше мы с вами выяснили, что каждый имеет право на образование. Но в тоже время эта статья указывает, что родители или лица их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования. В Конституции сказано: «основное общее образование обязательно». А ваша обязанность хорошо учиться.

Но не только взрослые имеют обязанности перед детьми, но и дети имеют обязанности перед родителями: «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» — статья 38.

Заботиться о престарелых и больных родителях – наша личная обязанность, ведь все мы со временем станем бабушками и дедушками.

Страница 9 «Три кита»

Мы с вами сейчас говорили о статьях в Конституции. Но кто следит за исполнением этих статей, и кто вносит в них поправки? Давайте разбираться.

В древности люди считали, что земля плоская и держится на трёх китах. И как в легенде в нашей стране тоже есть эти мифические животные. Именно они высшая власть в нашем обществе, выполняют важную и ответственную работу – управление страной. Эти киты называются: исполнительная власть, судебная и законодательная, а вместе они государственная власть.

Итак, власть законодательная власть – Федеральное собрание, в которое входит Совет Федерации и Государственная дума. Именно они принимают и рассматривают все законы и законопроекты, по которым будет жить страна.

Исполнительная власть осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, а также осуществляют меры по обеспечению обороны страны, проводят единую политику в образовании, культуре и многое другое.

«Исполнительская власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров» — статья 110.

Судебная власть – это голос закона.

Основная её задача – разрешение конфликтов и споров, возникающих в общественной и государственной жизни страны, восстановление нарушенных прав, наказание тех, кто преступил закон. Судебная власть осуществляется только судом, и никто другой по своему желанию не вправе вершить правосудие, «казнить или миловать».

«Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства».

А кто же следит за этими «тремя китами»?

(В ходе обсуждения должны назвать Президента РФ)

Под обязанности президента отведена вся 4 глава Конституции. Именно он отвечает за дела касающиеся жизни всей страны и её граждан: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина» — статья 80.

Страница 10 «Государственные символы России»

Конституция не только рассказывает нам о том какие у нас вами есть права и обязанности, но и закрепляет на своих страницах такие важные вещи как государственные символы страны. В России их три: герб, флаг, гимн.

«Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом» — статья 70.

Страница 11 «Герб»

Скажите, как выглядит герб России?

(Ребята должны примерно описать герб)

Наш герб ведёт свою историю ещё с XV века. И на протяжении многих веков выглядел по-разному.

(На экране показаны варианты гербов от первого XV века до современного)

Современный вид герб России был утверждён в 1993 году после распада СССР. А в 2000 году президент В.В. Путин подписал закон о Государственном гербе, флаге и гимне России.

Страница 12 «Флаг»

Не менее длинная, чем у герба, история флага России.

История именно трёхцветного российского флага насчитывает около трёхсот лет. Появился флаг благодаря российскому флоту, он понадобился для обозначения русских кораблей.

Именно трёхцветный вариант появился во время правления Петра I в конце XVII века. С тех пор он много раз менялся.

(На экране показаны варианты флага разных лет)

Но, в конце концов, был утверждён петровский вариант флага.

Страница 13 «Гимн»

Самым молодым, но при этом не менее значимым является гимн России. Как и остальные символы России, он часто менялся, но сегодняшний гимн был написан С.М. Михалковым и А.В. Александровым.

(Если время позволяет, воспроизводим часть гимна РФ)

Страница 14 «Территориальное устройство»

А ещё Конституция нам наглядно показывает, какая у нас большая страна. Не зря наша страна называется Российская Федерация. Слово «федерация» означает «союз, объединение». В нашей стране это союз из разных субъектов страны.

А что такое субъект страны? Это области (например: Ростовская), края (Краснодарский), автономные области (Еврейская), автономные округа (Ненецкий), города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) – всего их 85.

Все мы когда-нибудь играли в игру «Города». Давайте проверим, насколько хорошо вы учили географию. Вспомним, какие города в России вы знаете.

(Игра продолжается по настроению группы)

Страница 15 «Заключение»

Вот и закончилось наше путешествие по страницам Конституции Российской Федерации. Ваше знакомство с главным законом страны состоялось. Конституция – это тот государственный документ, к которому мы будем обращаться постоянно, чтобы сделать не только свою жизнь лучше, но и всю нашу страну, Россию, великой и процветающей.

Использованная литература:

  1. Конституция Российской Федерации с изменениями, внесёнными Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 г. №1-ФКЗ. Официальный текст и справочные материалы. – М.: Эксмо, 2006. – 64с. – (Карманный справочник юриста).

  2. Государственные символы России: история и современность //Детская энциклопедия АиФ. – 2009. — №12. – 48с.

  3. Главный закон нашей жизни //Детская энциклопедия АиФ. – 2013. — №8. – 56с.

  4. О чём рассказывают флаги //Детская энциклопедия АиФ. – 2014. — №2. – 64с.

  5. Синова, И.В. Конституция: основной закон России /И.В. Синова. – СПб.: Литера, 2007. – 64с. – (Моя Родина — Россия).

  6. Смоленский, М.Б. Конституция Российской Федерации с комментариями для школьников /М.Б. Смоленский. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 316с. – (Библиотека школьника).

  7. Крылов, И.А. Басни /И.А. Крылов. – М.: Худож. лит., 1983. – 303с. – (Классики и современники. Поэтическая б-ка).

  8. Родари, Дж. Чиполлино /Дж. Родари. – М.: Пушкинская библиотека, Вагриус, 2004. – 368с. – (Внеклассное чтение).

  9. Чуковский, К.И. Доктор Айболит /К.И. Чуковский. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2010. – 80с.

  10. Пушкин, А.С. Сказки /А.С. Пушкин; рис. В. Конашевича. – Л.: Дет. лит., 1984. – 77с., ил.

  11. Калашников, Г.В. Гимны России /Г.В. Калашников. – М.: Музыка, 2005. – 80с.

  12. Хочу быть владычицей морскою. Сказка о рыбаке и рыбке https://www.youtube.com/watch?v=UZfbzGHIg78

  13. Сказки для детей – Чиполлино https://www.youtube.com/watch?v=o6xQDChpUR0

  14. Песенка "Добрый доктор Айболит" на стихи Корнея Чуковского Золотая коллекция https://www.youtube.com/watch?v=CUzQkrbNAEU

  15. 20 лет принятия Конституции РФ https://www.youtube.com/watch?v=u3LOe67Trfw

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся