Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Практическое право» для 11 класса

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Рассмотрена на заседании МО Утверждена

протокол № приказ по школе №

от «___» ________________2017г. от «___»__________2017 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

кружка «Практическое право»

для 11 класса

Составитель

Кайдалова И.М.

учитель обществознания

Ростов Ярославский 2017

Оглавление

  1. Пояснительная записка 3-6 с.

  2. Учебно-тематический план 7-8 с.

  3. Содержание образовательной программы 8-12 с.

  4. Обеспечение программы 12-13 с.

  5. Список литературы 11-15 с.

  6. Приложение 15-19 с.

Пояснительная записка

Один из важнейших элементов формирования правового государства и гражданского общества становления правового сознания, правовой и нравственной культуры личности. Способствовать решению этой актуальной задачи призвано знакомство школьников с принципами права, международными правовыми актами и действующими в нашем государстве законами, а также превращение общепризнанных правовых ценностей в личностно значимые ориентиры.

Настоящая программа является обучающей, и одновременно профориентационной. Программа кружка «Практическое право» разработана на основе программы Суворовой Н.Г. в соответствии с задачами модернизации содержания образования, с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников средней школы. Она включает важнейшие вопросы развития основ правовой культуры учащихся, освоение знаний о правовых принципах, формирование собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях.

Программа «Практическое право» реализует интегративный подход в обучении, объединяя правовой материал с иной информацией о человеке и обществе (мораль, политика, экономика и т.д.). Она служит дополнением к правовому блоку образовательной обла­сти «Общественные дисциплины», изучаемому в основной и средней школе и углубляет очень важный аспект правовой подготовки личности, связанный с механизма­ми защиты гражданином своих прав.

Особенность данного курса заключается в том, что он дает уча­щимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-пра­вовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства, предполагает овладение умениями применять полученные знания и основные способы деятельности для анализа социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации, выбора моделей правомерных моделей поведения. Про­блемы, которые включены в данный элективный курс, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как посто­янно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, со­ответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законода­тельстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где мож­но найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.Ученик, посещая занятия данного кружка, приобщается к различным сферам общественной жизни, а это является условием становления свободной и социально ответственной личности.

Предметом курса, т.е. областью его специального интереса является право, его место и роль в системе регулирования общественных отношений, правовые отношения, основные положения некоторых отраслей права, имеющих актуальное значение в жизни каждого человека.

Программа рассчитана на 35 часов.

Основным критерием отбора материала, является его пригодность служить основой правовой культуры школьников, способствовать развитию соответствующей мотивации поведения. Следующий критерий отбора содержания – полезность правовых знаний для практической жизни учащихся в настоящем и ближайшем будущем, а также актуальность проблемы.

Построение курса и круг включенных в него проблем подчинены главной цели – дать учащимся знания о праве и таким образом способствовать образованию гражданина демократического правового государства.

Программа предназначена для обучающихся 10-11 классов (15-17лет), состав детей постоянный и рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю (35 часов в год)

Цели:

Данная программа направлена на реализацию следующей цели:

  • Способствовать развитию правовой культуры школьников — граждан Российской Федерации — на основе освоения ими основных правовых норм.

  • Заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону.

По сути, речь идет о воспитании ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

Учебные задачи:

  • Дополнение практическими сведениями содержания курса права.

  • Объединение новых знаний и социального опыта учащихся.

  • Знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни.

  • Развитие критического мышления применительно к нашей правовой жизни.

  • Освоение социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.

Воспитательные задачи:

Согласно принципам правового обучения главными задачами данного курса должно стать формирование

  • Воспитание школьников в духе демократических ценностей, определяющих гражданское самосознание и правовое поведение личности.

  • Воспитание ответственности за собственное благополучие.

  • Уважения к праву

  • Собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества

  • Компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Развивающие задачи

Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются посредством формирования:

  • Способности к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом;

  • Способности к анализу социальных и правовых норм;

  • Коммуникативных способностей (устной речи);

  • Систематических знаний в сфере права, составляющих обнову социальных умений и навыков;

  • Конкретных умений и навыков действий в социальной сфере.

Виды деятельности:

  • работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

Форма передачи знаний

Для реализации данных задач предполагается использование активных и интерактивных методов и приемов (групповая форма, работа с документами, ролевые игры и т.д.) Наряду с традиционными формами проведения занятий, это позволит обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес к праву.

Методы обучения:

  • словесный: рассказ, беседа, учебная дискуссия;

  • частично-поисковый: работа с дополнительной литературой, интернет — ресурсами.

  • деятельностный: участие в практикумах, выполнение социальных ролей.

Формы обучения:

  • занятие-лекция,

  • дискуссия

  • практикум (работа с документами, составление таблиц и схем),

  • ролевая игра,

  • встреча с интересным человеком,

  • экскурсия, интегрированное занятие,

  • деловая игра, сюжетно-ролевая игра и др.

Методы проведения занятий: эвристическая беседа, лекция, дискуссия, работа с документами, дидактические игры, составление таблиц и схем, тест, проект, решение проблемных ситуаций, деловая игра, сюжетно-ролевая игра.

Ожидаемый результат.

В процессе обучения, работая с источниками, дополнительной литературой, Интернет – ресурсами, учащиеся закрепят навыки самообразования.

Приобретают следующие умения:

  • поиск, первичный анализ и применение информации по теме курса (например, составление искового заявления);

  • изложение и аргументация собственных суждений по правовым проблемам;

  • выбор соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях.

  • применять на практике знания по отстаиванию своих прав, находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты прав человека;

  • анализировать жизненные случаи, ситуации с точки зрения правовых норм;

  • выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать результаты, делать выводы;

  • создавать и защищать свой проект.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Всего

Теория

Практика

Право в нашей жизни

Я – гражданин страны.

1

1

Учимся читать закон

1

1

Учимся составлять нужные документы

1

1

За все ли мы в ответе

1

1

Предпринимательская деятельность (2 часа)

Право и организация бизнеса.

1

1

Как организовать свое дело

1

1

Трудовое право (3 часа)

Работодатели и работники на рынке труда

1

1

Практические советы о правилах поведения в трудовой сфере.

1

1

Трудовой договор, его содержание.

1

1

Семейное право (1 час)

Правовые основы брака. Родители и дети.

1

1

Мировое сообщество на защите прав человека

Мировое сообщество на защите прав человека.

1

1

Правоохранительные органы. Юридические профессии (7 часов)

Из мира юридических профессий.

1

1

Судопроизводство в нашей стране.

1

1

Адвокат.

1

1

Прокурор на страже закона.

1

1

Деятельность нотариуса в мире права.

1

Тайны следственной профессии.

1

Почему я должен следовать закону.

1

1

Право на образование (2 часа)

Право на образование

1

1

Доступность образовательных услуг

1

1

Права потребителей (2 часа)

Права потребителей: источники информации для потребителя

1

1

Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг.

1

1

Военная и альтернативная служба (2 часа)

Военная служба: призыв и контракт

1

1

Альтернативная гражданская служба как способ решения общественных проблем

1

1

Жилищные права граждан (2 часа)

Жилищные права граждан

1

1

Законы в сфере недвижимости

1

1

Гражданское право (5 часов)

Собственность: откуда она может взяться и как ее можно лишиться

1

1

Реализация права собственности на землю

1

Учимся читать договор

1

Наследование

1

1

Отношения с банками

1

Гражданско-правовой спор (2 часа)

Гражданско-правовой спор: суд, иск, доказательство.

1

1

Гражданско-правовой спор: стороны процесса

1

1

34-35

Итоговое занятие по курсу «Практическое право»

2

2

Содержание программы

Право в нашей жизни (4 часа)

Конституция РФ. Гражданство. Правовой статус гражданина России. Права и обязанности несовершеннолетних.

Нормы права. Источники (формы) права. Закон и подзаконный акт. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Основные отрасли права.

Правотворчество. Общие правила применения права. Толкование права. Правоприменительная практика. Правопорядок.

Необходимость соблюдения закона и уважения права в стране. Проблемы преступности, наказуемости. Юридическая ответственность.

Предпринимательская деятельность (2 часа)

Особенности правовой культуры в сфере бизнеса, юридические основы российского предпринимательства и его формы. Предпринимательство и основные формы организации предпринимательской деятельности. Виды юридических лиц, действующих в различных сферах экономики.

Трудовое право (3 часа)

Основные принципы правового регулирования труда. Правовое поведение работников и работодателей. Проблема безработицы и социальных льгот, предоставляемых трудовым законодательством.

Семейное право (1 час)

Правовое регулирование семейных отношений, в том числе порядок заключения и расторжения брака. Правовые аспекты взаимоотношений супругов , которые носят личный и имущественный характер. Правовые основы взаимоотношений родителей и детей, сущность право- и дееспособности граждан РФ.

Мировое сообщество на защите прав человека (1 час)

Права человека. Международные документы о правах человека. Всеобща я Декларация прав человека. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека.

Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответственность.

Правоохранительные органы. Юридические профессии (7часов)

Формы осуществления защиты прав и интересов личности в нашей стране. Судебная власть. Система судебной защиты прав личности. Виды судов в РФ, их компетенция. Как можно составить исковое заявление и как осуществляется судебное разбирательство дела.

Правоохранительные органы. Юридические профессии. Профессиональная деятельность юристов.

Адвокаты, их роль в истории.

Особенности профессии прокурора. Основные функции прокуратуры на современном этапе.

Профессиональная деятельность нотариуса.

Особенности профессиональной деятельности следователей.

Право на образование (2 часа)

Право каждого человека на образование в системе прав и свобод человека и гражданина. Международные документы о стандартах в сфере образования.

Закон Российской Федерации "Об образовании".

Основные принципы государственной политики в области образования. Гуманистический характер образования. Общедоступность образования. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Свобода и плюрализм в образовании. Автономность образовательных учреждений и государственный характер управления образованием.

Федеральная программа развития образования Российской Федерации.

Российское законодательство и реальная практика. Факторы фактической дискриминации в области образования: разные возможности получения образования в городской и сельской местности и в разных регионах страны; различия в качестве получаемого образования вследствие нехватки учителей в отдаленных местностях и в сельских районах; различия в уровнях материально-технической оснащенности образовательных учреждений и квалификации учителей; ограниченные возможности каждого в получении качественного образования, в том числе и на родном языке.

Материальные гарантии права граждан на образование. Государственное финансирование образования. Последствия высокого уровня недофинансированности государственного и муниципального образования.

Единый государственный экзамен: за и против.

Разнообразие видов и форм получения образования. Доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения. Система общего образования. Учреждения начального и среднего профессионального образования. Специализированные учебно-воспитательные учреждения.

Виды учебных заведений, дающих получение высшее профессионального образования в Российской Федерации: университет, академия, институт, колледж. Диплом о высшем образовании государственного образца.

Негосударственные высшие учебные заведения. Лицензирование и аккредитация негосударственных вузов.

Послевузовское профессиональное образование с целью повышения уровня образования и квалификации. Получение ученой степени.

Общедоступность и бесплатность получения образования. Порядок возмещение затрат на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.

Права потребителей: законодательство и реальная практика (2 часа)

Понятие информации. Информация как власть. Основные источники информации для потребителя.

Советы друзей — самый доступный способ получения информации. Плюсы и минусы данного источника информации для потребителя.

Информация, которую дают производитель. Сведения о продавце. Сведения о товаре. О чем говорит этикетка и упаковка товара. Плюсы и минусы данного источника информации для потребителя.

Реклама как источник информации для потребителя. Влияние рекламы на потребности. Можно ли доверять рекламе. Плюсы и минусы рекламы.

Специальные независимые издания для потребителей. Телевизионные передачи для потребителей. Рубрики «Клуб потребителей» в газетах и журналах.

Рейтинг источников информации для потребителя.

Из истории потребительского законодательства. Кто такой потребитель по российскому закону «О защите прав потребителя». Право на качественный товар или услугу — основное право потребителя.

Порядок замены товара ненадлежащего качества. Расчеты с потребителем в случае приобретения товара ненадлежащего качества.

Право на безопасность товаров и услуг.

Право на информацию. Обязательность инструкции на русском языке. Гарантийный срок и срок службы.

Порядок обмена товара надлежащего качества. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. (Постановление Правительства РФ № 55 от 20 октября 1998 г.)

Право на компенсацию морального вреда. Как доказать моральный вред.

Судебная защита прав потребителя.

Органы защиты прав потребителя.

Военная и альтернативная гражданская служба (2 часа)

Закон «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе».

Порядок комплектования Вооруженных Сил современной России: добровольность и обязательность. Основания для освобождения от призыва на военную службу. Право на получение отсрочки. Поступление на военную службу по контракту. Плюсы и минусы контрактного призыва на военную службу.

Право гражданина на отказ от воинской службы по убеждениям. Основания для отказа призывными комиссиями в замене военной службы на альтернативную гражданскую.

Места прохождения альтернативной гражданской службы. Пробелы в законодательстве о конституционном праве граждан на альтернативную гражданскую службу.

Роль альтернативной гражданской службы в решении актуальных общественных проблем.

Жилищные права граждан: государственные гарантии и реальная

практика (2 часа)

Жилищный кодекс РФ о порядке найма жилого помещения..

Приватизация жилья. Порядок перехода жилья в собственность граждан.

Гражданский кодекс о порядке совершения сделок с жилыми помещениями.

Виды сделок с жильем. Купля-продажа, дарение, наследование жилья.

Рента. Ипотека.

Жилищное инвестирование: права и обязанности граждан- инвесторов.

Закон «О товариществах собственников жилья».

Участие несовершеннолетних в приватизации жилья. Право пользования у ребенка на квартиру. Несовершеннолетние как собственники жилья. Условия совершения сделок с жильем, в котором проживают несовершеннолетние. Органы опеки и попечительства. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем.

Гражданское право (5 часа)

Особенности правовой культуры в сфере бизнеса, юридические основы российского предпринимательства и его формы. Предпринимательство и основные формы организации предпринимательской деятельности. Виды юридических лиц, действующих в различных сферах экономики.

Договор, договорные отношения, выполнение обязательств. Правила делового общения.

Наследование.

Исковое заявление.

Реализация права собственности на землю (1 час)

Конституция РФ и Гражданский Кодекс РФ о праве собственности на землю. Виды (формы) собственности на землю. Частная собственность граждан и юридических лиц на землю. Землевладельцы и землепользователи. Федеральная собственность на землю. Собственность субъектов РФ. Муниципальная собственность на землю.

Субъекты и объекты земельных отношений. Совершение сделок с землей. Купля- продажа земли. Порядок оформления права на земельные участки. Права и обязанности собственников земельных участков Исключительный характер принудительного изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельным участком, ограниченное пользование земельным участком (сервитут).

Платность использования земель. Земельный налог. Арендная плата за землю.

Споры и порядок их рассмотрения (2 часа)

Понятие экономических споров и их виды. Понятие гражданс­ких споров и их виды. Порядок рассмотрения споров: досудебный (претензионный) и судебный. Стороны в споре.

Судебные расходы. Судебные доказательства.

Стадии судебного разбирательства (под­готовительная, исследования обстоятельств дела, судебных пре­ний, вынесения решения).

Подсудность имущественных споров. Сроки исковой давности.

Обеспечение программы

Материально – техническое обеспечение

  • Техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ к Интернету.

  • Программное обеспечение: мультимедийные энциклопедии.

  • Материалы на печатной основе: учебники, методические пособия, справочники, Конституция РФ, кодексы законов, другая учебно-методическая литература.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования обучающихся

Реализуя данную программу, использую современные технологии:

  • технология критического мышления

  • технология личностно-ориентированного обучения ( автор В.В. Шоган),

  • технология исследовательской и проектной деятельности учащихся,

  • игровые технологии,

  • информационные компьютерные технологии;

  • личностно-ориентированную технология в воспитательном процессе.

Курс «Право для каждого из нас» является практико-ориентированным, так как его содержание непосредственно связано с жизнью обучающихся, их потребностями и интересами. В основе данного курса — интерактивная педагогическая стратегия, которая предполагает:
1) реализацию деятельностного подхода (обучение через моделирование ситуаций, практическое решение задач, проектную деятельность на занятии и за его пределами, социальную практику);
2) продуктивное обучение (школьники не получают знания в готовом виде, а самостоятельно продуцируют их, выполняя индивидуально, в парах или в малых группах те или иные познавательные задания);
3) изменение системы взаимоотношений между учителем и школьниками (переход от субъект-объектных к субъект-субъектным взаимоотношениям);
4) обязательность мотивационного и рефлексивного периодов в процессе обучения.
Предполагается, что благодаря данной педагогической стратегии курс позволит достичь поставленной цели.

Методика работы такова: изучение фактического материала, текстов источников, а далее исследовательская работа обучающихся.
Так как предполагается работа с детьми с признаками интеллектуальной одарённости, в процессе обучения будут использованы активные методы: имитационные и неимитационные. Неимитационные (проблемные лекции, дискуссии, семинары, защиты проектов, конференции) помогают формировать умения анализировать, оценивать, прогнозировать и принимать решения. Имитационные: игровые (деловые, ситуационно-ролевые игры) и неигровые (решение производственных задач, анализ конкретных и случайных ситуаций) способствуют накоплению знаний, выработке убеждений, учат оценивать и делать мысленный выбор, моделировать поведение. Игровые методы будут сопровождать всю программу, т.к. путем деловых и ролевых игр создаются стимулы для изучения предмета, появляется мотивация для подготовки к занятиям. Игровой аспект и связанная с ним эмоциональная вовлеченность в занятия помогают школьникам долго помнить весь пройденный материал; ролевая методика вдохновляет старшеклассников на активное участие в жизни общества в дальнейшем.

Организация правовой подготовки школьников основывается на следующих исходных принципах:

— педагог не преследует цель сформировать конкретные знания обучаемого об отраслевом законодательстве или международном праве, а лишь знакомит школьников с некоторыми главными проблемами юриспруденции и особенностями данной науки;

— важно показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению отдельных проблем жизни;

— необходимо опираться на социальный опыт ребенка при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности;

целесообразна вариативность и альтернативность технологий образовательной деятельности в рамках учебного времени.

Различные виды индивидуальной, парной , групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.

Организация правового обучения структурирована по отдельным проблемам.

Литература для учителя:

  1. Конституция РФ

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации

  3. Семейный кодекс Российской Федерации

  4. Трудовой кодекс Российской Федерации

  5. Уголовный кодекс Российской Федерации

  6. Обществознание: учебник для подготовки к ЕГЭ и иным формам вступительных испытаний в вузы.- СПб.: Юридический центр Пресс, 2015.

  7. Кашанина Т.В. Право: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учр. Профильный уровень образования. В 2-х кн. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

  8. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу «Право». 10-11 классы.( Профильный уровень образования): Пособие для учителя – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.

  9. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2-х ч. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС », 2016

  10. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2-х ч. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС », 2016

  11. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. В 2-х книгах./ С.И. Володина, А.М. Полиевктова и др. – М.: Вита – Пресс,2010.

  12. Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8 -9 кл. – М.: Вита – Пресс, 2001.

  13. Защита прав призывника. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.

Литература для учащегося:

  1. Конституция РФ

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации

  3. Семейный кодекс Российской Федерации

  4. Трудовой кодекс Российской Федерации

  5. Уголовный кодекс Российской Федерации

  6. Никитин А.Ф. Право. – М.: Просвещение, 2013.

  7. Кашанина Т.В. Право: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учр. Профильный уровень образования. В 2-х кн. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

  8. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 9 класс. – М.: «ТИД «Русское слово — РС», 2016.

  9. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. В 2-х книгах./ С.И. Володина, А.М. Полиевктова и др. – М.: Вита – Пресс, 1999.

  10. Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8 -9 кл. – М.: Вита – Пресс, 2001.

  11. ЕГЭ 2013.Обществознание.Самое полное изданий типовых вариантов заданий ЕГЭ. Федеральный институт педагогических измерений. Москва,  «АСТ. Астраль», 2016г.

  12. Система «Консультант плюс»

  13. справочно-правовая система «Гарант».

Мониторинг образовательных результатов

Модернизация содержания образования требует обновления педагогического инструментария, в том числе и системы оценивания учебных достижений учащихся.

Достижения учащихся в правовом образовании прямо связаны с целями и задачами правового образования.В качестве самых общих целей правового образования в школе, можно назвать формирование у детей:

  • знаний и представлений о нормах современного российского законодательства;

  • компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности.

Непосредственно в образовательном процессе эти общие цели конкретизируются в следующих задачах: прежде всего ребенок должен приобрести систематические правовые знания, овладеть конкретными умениями в сфере права, а также коммуникативными способностями и на этой основе быть способным к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом.

С учетом названных целей и задач объектом оценивания достижений учащихся в правовом образовании могут и должны быть следующие компоненты:

  • правовые знания как основа социальных умений и навыков;

  • конкретные умения и навыки действия в сфере правоотношений

Предметом курса, т.е. областью его специального интереса является право, его место и роль в системе регулирования общественных отношений, правовые отношения, основные положения некоторых отраслей права, имеющих актуальное значение в жизни каждого человека.

Имеющийся в руках педагогов инструментарий позволяет относительно объективно оценить эти два компонента. Вместе с тем отход от знаниевой парадигмы переводит систему оценивания в одну из важнейших педагогических проблем. Отметка лишь один из инструментов оценивания, но далеко не единственный

Диагностический инструментарий оценивания уровня подготовленности:

  • Создание «портфеля достижений ребёнка» по курсу (результаты исследовательской деятельности; самостоятельно составленные тесты, кроссворды, задания по темам; рисунки, схемы, таблицы и другие дополнительные материалы; «корзина понятий» (словарь по темам курса); списки Интернет-сайтов, других дополнительных источников информации, которые использовались для самостоятельной работы). Оценивается: полнота представленных материалов (по темам или по курсу в целом) и качество их выполнения в соответствии с критериями;

  • Оценивание формализованных знаний (понятия, факты, явления, процессы и т.д.) с помощью традиционных способов: тестирование, устный и письменный опросы;

  • Оценивание проекта, выполненного группой и индивидуально;

  • Самооценка, реализуемая через выполнение рефлексивных заданий. Основные методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.

В процессе обучения планируется приобщать детей к доступным методам самоанализа и самооценки, способствующих повышению уровня их ценностного самоопределения. Для оценки результатов будет применяться «Методика диагностики уровня рефлективности учащихся». С целью выявления результатов коммуникативного и нравственного развития подростков будут применяться «Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся», тест «Размышляем о жизненном опыте», карта наблюдений.

Предлагаемый комплекс диагностических моделей-программ системного, разностороннего изучения старших школьников способен выполнять не только диагностическую, но и конструктивную и прогностическую функции, активно влиять на повышение эффективности образовательного процесса во всех его составляющих: обучении, воспитании и развитии.

Методы: при оценивании достижений учащихся в правовом образовании используются взаимодополняющие методы. Наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, применяются методы социологического исследования: интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни.

Из многообразия форм контроля и оценки правовых знаний, умений и навыков учащихся в данной программе выделены три основных формы. Это тестирование, задания на выявление операциональных умений, а также моделирование жизненных ситуаций, в ходе которых учащимся предлагается сделать выбор той или иной модели поведения. Все эти три формы в совокупности позволяют с известной долей относительности оценивать знания, умения и навыки. Вмести с тем нельзя не заметить, что тестирование нацелено в основном на выявление так называемого когнитивного компонента и лишь две другие формы в большей степени характеризуют оценочный и поведенческие компоненты правосознания личности школьника.

Тестирование – один из вариантов оценки показателей знаний, умений и навыков учащихся по правоведению. Для оценивания достижений учащихся используются тесты с единственно верным вариантом ответа, с множественными верными ответами, тесты на заполнение пропусков в верном утверждении, на установление истинности или ложности утверждения.

Оценить сформированность интеллектуальных и операциональных умений учащихся по основам правоведения помогают задания, предлагающие ученикам:

  • Проанализировать правовой документ;

  • Применить правовые понятия на практике;

  • Разработать свой вариант нормативного правового акта;

  • Выразить свое отношение к той или иной точке зрения;

  • Аргументировать свою точку зрения по тому или иному юридически значимому вопросу.

Активные формы организации деятельности учащихся на занятиях кружка «Практическое право»

Работа в малых группах

Одна из наиболее распространённых активных форм работы на занятиях по курсу должна быть работа в малых группах, которые называются «мозговой штурм». Это создает условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы у всех участников.

Партнёрство в данном случае выступает важным фактором раскрепощения, максимальной раскованности личности, свободы воображения. Каждый участник понимает, что на него надеются в общем продвижении к решению и именно эти ожидания выступают мощным психологическим фактором активизации мыслительной деятельности каждого члена группы. Малая группа позволяет каждому высказать свое мнение в достаточно комфортных условиях, помогает и учит договариваться. Согласовывать разные мнения. Кроме того, эта форма работы позволяет каждому участнику посувствовать себя в роли лидера или в роли ответственного представителя группы при подведении итогов, презентации ответа или мнения группы.

Игровые методы в правовом образовании

Сюжетно-ролевая игра является одной из активных форм обучения. Она основывается на реальных жизненных ситуациях, смоделированных и упрощенных в образовательных целях. Игра имеет сюжет, связанный с определенной правовой проблемой, которая рассматривается на занятии. Например, проблема распоряжения подростком денежными средствами, полученными в подарок от бабушки.

К каждой конкретной игровой ситуации участники игры получают свои роли, которые отличаются по точкам зрения. В приведенном примере помимо главного героя – подростка это могут быть его родители, младшая сестра, друг, каждый из которых имеет свое мнение относительно правовых возможностей по распоряжению подарком. Для того, чтобы организовать коллективную деятельность надо определить способы поведения каждого из участников и направить их на поиск продуктивного решения.

Играющие получают эмоциональный опыт, опыт общения, опыт поиска информации и нахождения компромисса на основе полученных знаний.

Прогнозируемые результаты

В результате изучения права ученик должен

знать/понимать

  • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России;

уметь

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

Итоговое занятие кружка. Защита проектов и индивидуальных исследований по праву. Анкетирование и тестирование.

Тематика исследовательских работ по курсу: Знаменитые конституции России и мира; Собственность и нравственность; Предпринимательство и общественная польза; Брак церковный или брак гражданский; Национальный менталитет и отношение к труду; Демократия и преступность; Наказания в историческом прошлом и сейчас; Религия и преступность; Преступление как месть обществу; Мера объективности законов природы и юридических законов; Правовая и нравственная культуры: сходство и различия; Демократия – добро абсолютное или вероятное? Профессиональная юридическая этика: миф или реальность; Благотворительность: анахронизм или насущная потребность?

20

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся