Для свидетельства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

методическая разработка урока

по дисциплине МДК 01.01 Право социального обеспечения

на тему: Страховая пенсия по инвалидности

Специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

2018

Разработчик: Лапанова О.А., к.п.н., преподаватель юридических и специальных дисциплин ГБПОУ КК «БАК», высшая категория

__________________

Аннотация

Данный урок предполагает обобщение и систематизацию знаний и применения их в профессиональной деятельности по теме «Страховая пенсия по инвалидности» для студентов 2 курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Урок проводится с использованием кейс-технологии с элементами опережающего метода обучения. Содержание урока включает в себя профессиональные ситуации по теме, порядок их решения, также дополнительную информацию по вопросам страховой пенсии по инвалидности.

План

Введение

  1. Назначение методической разработки

  2. Выбор темы для проведения открытого урока

  3. Разработка плана урока

  4. Подготовка преподавателя к проведению открытого урока

  5. Подготовка группы

  6. Подготовка группы

  7. Методика проведения урока

  8. Самоанализ проведения урока

  9. Заключение

Приложение

Введение

Внедрение в учебный процесс ФГОС третьего поколения среднего

профессионального образования основано на идеологии формирования содержания образования «от результата», и его системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускника.

Следовательно, ключевым понятием современного образования является понятие компетенции, а формирование компетенций – одна из основных задач профессионального обучения.

Формирование общих и профессиональных компетенций зависит от

применения в учебном процессе различных современных технологий.

Представленная методическая разработка может быть использована для изучения общепрофессиональных дисциплин. Автором предлагается пример использования элементов кейс – технологий при проведении практических занятий.

  1. Назначение методической разработки

Методическая разработка преследует цель внедрения в практическое занятие использование кейс – технологии, развитие логического мышления учащихся, умений анализировать, делать заключение, решать юридические вопросы в сфере трудовых пенсий по инвалидности. Любое усвоение знаний строится на усвоении студентом учебных действий, овладев которыми, студент смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения студентов анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Отличительными особенностями кейс-метода являются:

-описание реальной проблемной ситуации;

— альтернативность решения проблемной ситуации;

-единая цель и коллективная работа по выработке решения;

— функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;

-эмоциональное напряжение студентов.

Сложной задачей для преподавателя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются.

Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Студенты должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других студентов и преподавателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь студентам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех студентов группы в процесс анализа кейса.

Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно–воспитательной деятельности. Таким образом, кейс–метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы, ТРИЗ и другие формы и методы преподавания.

Кейс-метод можно представить в как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания.

  1. Выбор темы урока

Для проведения открытого урока желательно выбирать тему, в которой рассматривается достаточно сложный материал, когда возможно создание проблемных ситуаций, способствующих активной мыслительной деятельности учащихся. Тема должна быть связана с ранее рассмотренным материалом и должна являться его логическим продолжением. Материал темы должен быть с достаточным набором наглядных пособий в виде студенческих презентаций, тестовых заданий, кейс ситуаций, и т.д.

Для проведения открытого урока по дисциплине: МДК 01.01 Право социального обеспечения выбрана тема: Определение права на трудовую пенсию по инвалидности.

  1. Разработка плана урока

На этом этапе преподаватель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы. При отборе материала учитывает, что: учебный материал большого объема запоминается с трудом; учебный материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие; выделение в обучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания.

По форме это практическое занятие с элементами инновационных технологий, которые способствуют более полному вовлечению студентов в учебную деятельность, повышают мотивацию студентов к изучению юридических дисциплин.

Урок связан с предыдущим тем, что на нем осуществлялось повторение и систематизация знаний, полученных при изучении данного цикла. Влияние данного урока на последующие состоит в том, что в дальнейшем будет изучаться расчет пенсии по инвалидности. При планировании урока ставились следующие цели и задачи:

Цель занятия: в процессе выполнения работы студенты должны научиться определять право, условия и сроки назначения трудовых пенсий по инвалидности.

Учебная: закрепить, обобщить и систематизировать теоретические знания, умение применять их в практической ситуации для решения профессиональных задач, связанных с определением размера трудовой пенсии по инвалидности.

Развивающая: способствовать развитию умений анализировать, делать заключение, решать юридические вопросы в сфере трудовых пенсий по инвалидности.

Воспитательная: Способствовать формированию самостоятельной деятельности по овладению знаниями, воспитанию трудолюбия, упорства и достижения цели.

Планируемые результаты учебного занятия:

ПК1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

Умения:

применять на практике нормы пенсионного законодательства;

анализировать и готовить предложения по назначению трудовой пенсии по инвалидности.

Знания:

нормативно – правовых актов, регулирующих условия назначения пенсии по инвалидности;

право на трудовую пенсию по инвалидности;

порядок установления причинно-следственной связи инвалидности.

В плане урока преподаватель делает разбивку по времени отдельных элементов урока. Организационная часть урока занимает, как правило, немного времени 8 минут, в которую входит: приветствие, проверка списочного состава группы, распределение и раздача инструкционных карт, цели и задачи, план урока, критерии оценок, а на вводный инструктаж – 10 минут: инструктаж по технике безопасности, ознакомление с объемом работы, представление презентаций студентами (презентации выполненные студентами), перекрёстные вопросы студентов. На текущий инструктаж при самостоятельной работе отводиться 12 минут, где планируется решение кейс- ситуации и при которых задаются перекрёстные вопросы. При планировании заключительного инструктажа отводиться 10 минут, где студенты работают с тестами, производиться разбор итогов каждой группы студентов, рефлексия деятельности, применяется приём «Продолжи предложение», при использовании приёма «Мировое дерево»: студенты крепят смайлики на дерево в соответствии с своим эмоциональным состоянием после урока, на подведение итогов отводиться 4 минуты, во время которых планируется выставление и комментирование оценок,на домашнее задание отводиться 1 минута.

Предлагаемый план проведения урока выглядит следующим образом:

План урока

Тема: Страховая пенсия по инвалидности.

Наименование работы: Определение права на трудовую пенсию по инвалидности.

Междисциплинарные связи: конституционное право, гражданское право, административное право, документационное обеспечение управления, информационные технологии в профессиональной деятельности.

Норма времени: 45 минут.

Оснащение рабочего места: ИТК, нормативно-правовые акты, регулирующие пенсионное законодательство, персональный компьютер, раздаточный материал — кейсы, мультимедиа проектор, электронная презентация для урока PowerPoint.

Правила техники безопасности: Инструкция №33.

Литература:

Основные источники:

1. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник/ Г.В. Сулейманова.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 448с.

2. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник/ В.П. Галаганов-3-е изд., перераб. и доп. – М.: издательский центр «Академия», 2011. – 416

Дополнительная:

1. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации/ под общ. ред. М.Ю. Зурабова; [отв. ред. Ю.В. Воронин]. – М.: Норма, 2007. – 944с.

2. Соловьёв А.В. Пенсионное страхование: учебное пособие/ А.В. Соловьёв. М.: Норма, 2010. — 384с.

— Интернет ресурс «Garant.ru» — информационно правовой портал.

Форма доступа: http://www.garant.ru.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие преподавателя.

Здравствуйте. Прошу всех присаживайтесь, давайте настроимся с Вами на результативную работу. Все ли у нас готово к уроку? Итак, мы начинаем.

Проверка списочного состава группы.

Распределение и раздача инструкционных карт

Цели и задачи, план урока, критерии оценок

Тема нашего урока: Страховая пенсия по инвалидности.

Наименование работы: Определение права на трудовую пенсию по инвалидности.

В процессе изучение профессионального модуля ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты мы рассмотрели общие вопросы понятия инвалида и инвалидности, причины инвалидности, признаки трудовой пенсии по инвалидности.

Вы понимаете, что тема имеет большое практическое применение: для того, определить размер трудовой пенсии по инвалидности необходимо знать, что размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности зависит от степени ограничения способности к трудовой деятельности и количества иждивенцев, находящихся на иждивении инвалида и поэтому вы как будущие юристы должный уметь полученные теоретические знания применять на практике.

Давайте вместе с Вами попробуем сформулировать цель нашего урока.

Как вы думаете, какое из высказываний, которое вы видите на экране, более всего подходит к теме нашего занятия? (слайд)

«Недостаточно только получить знания, надо их систематизировать и найти им достойное приложение» (И. Гѐте, немецкий поэт и мыслитель XVIII в.).

«Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь» (А. Дистервег, немецкий педагог и политик XIX в.).

«Повторение – мать учения» (Русская пословица).

— кто бы из Вас и выбрал 1 высказывание? Почему?

— кто бы из Вас и выбрал 2 высказывание? Почему?

— кто бы из Вас и выбрал 3 высказывание? Почему?

Ткачук Люба: Мне понравилась пословица. Я считаю, что одной из целей занятия должно быть повторение пройденного материала.

Сыроватка Наталья: Мне больше всего понравилось второе высказывание И. Гете. Я считаю, что нам нужно кроме повторения еще все разложить по полочкам, т.е. систематизировать знания и умения.

Сафронова Виктория: А я считаю, что все три высказывания подходят к теме нашего занятия, и мы должны сегодня повторять, систематизировать и применять знания на практике и не останавливаться на достигнутом..Вы выбрали все три?

И правильно. Значит, целью нашего урока будет:

закрепление, обобщение и систематизация теоретических знаний, умение применять их в практической ситуации для решения профессиональных задач, связанных определением размера страховой пенсии по инвалидности.

2. Вводный инструктаж

— Инструктаж по технике безопасности

-Ознакомление с объемом работы

– Представление презентаций студентов

А теперь давайте еще раз вспомним: что такое инвалидность,

нетрудоспособность, что является причинами инвалидности гражданина, каковы условия назначения пенсии по инвалидности.

Студенты самостоятельно подготовили электронную презентацию по теме «Страховая пенсия по инвалидности».

Заслушиваем информацию, сопровождая показом слайдов презентации с четкими формулировками юридических определений и понятий.

Выступает студент 1. Раскройте содержание термина «нетрудоспособность».

Выступает студент 2. Какие существуют причины инвалидности?

Выступает студент 3. Что такое степень ограничения жизнедеятельности?

Студенты задают вопросы по теме.

4. Текущий инструктаж при самостоятельной работе

4.1. Решение ситуаций по кейсам

Уважаемые студенты, теперь Вы владеете теоретической информацией по теме, и мы переходим к решению кейс-ситуаций. У каждого из Вас в ИТК имеется ход выполнения работы, давайте выполним кейс-ситуации по группам. Кейс-ситуацию № 1 выполняет 1 группа, Кейс-ситуацию № 2 выполняет 2 группа , Кейс-ситуацию № 3 выполняет 3 группа, в каждой группе работает эксперт, который уже владеет информацией о ситуации, они их уже изучили, решили и подготовили кейс с ответами, они же выставят каждому баллы за работу.

Кейс-ситуация № 1. Гражданка Симагина, 28 лет, обратилась за назначением пенсии по инвалидности. Она была признана инвалидом I группы в связи с травмой, полученной в результате дорожно-транспортной аварии. До инвалидности Симагина окончила Гуманитарный университет. По окончании учебы вышла замуж, родила ребенка и ухаживала за ним в течение трех лет.
1. Будет ли Симагиной назначена пенсия по инвалидности?

2.На основании каких нормативно –правовых актов назначается пенсия по инвалидности.

3. Мнение эксперта

Кейс-ситуация № 2. За пенсией по инвалидности 29 марта 2012 г. обратился Акимов А.Д., 1946 г. рождения. Бюро МСЭК 19 марта 2012 г. установило ему II группу инвалидности. Его страховой стаж составляет 34 года, а соотношение его среднего заработка к среднему заработку по стране за 60 месяцев (1969 – 1973 г.) составило 1. На его иждивении находится дочь 17-ти лет.

1.По какому основанию будет назначена пенсия Акимову А.Д.?

2.С какого числа будет назначена пенсия и на какой срок?

3.Мнение эксперта

Кейс-ситуация № 3. В ходе военных учений военнослужащий по призыву гражданин Коптев получил травму. Комиссия установила ему III группу инвалидности, и он был демобилизован из Вооруженных Сил РФ. Коптев обратился в территориальное отделение Пенсионного фонда.

  1. Обоснуйте какая пенсия ему будет назначена, если до призыва на военную службу Коптев не работал?

  2. Мнение эксперта

Группа разделена на три команды. В каждой группе работает эксперт,

который уже владеет информацией о ситуации, они их уже изучили, решили и подготовили кейс с ответами. Все остальные приступают к выполнению задания, используя законодательные и нормативно-правовые акты по пенсионному законодательству.

По истечении 7 минут команды начинают публично давать ответы на

поставленные задания в кейс-ситуации ( заслушивание ответов).

В процессе защиты группы задавали дополнительные перекрестные

вопросы по ситуациям:

Вопрос № 1(команде №1)

Вопрос № 2(команде №2)

Вопрос № 3(команде №3)

Преподаватель: Все справились с решением ситуаций, дали полные ответы на поставленные вопросы. Теперь стало ясно, чтобы решить ситуации по праву социального обеспечения, необходимо знать все виды права, уметь анализировать нормативно-правовые акты, своевременно реагировать на все изменения, происходящие в законодательстве. Юрист сегодня – это специалист, обладающий достаточными профессиональными компетенциями, он решает сложные профессиональные задачи в социально –экономических правоотношениях.

Заключительный инструктаж

Работа с тестовыми заданиями

1. Влияет ли степень инвалидности на размер страховой пенсии по инвалидности:

А) Да, влияет на размер базовой и страховой части

Б) Да, влияет на размер страховой части

В) Да, влияет на размер базовой части

Г) Нет, не влияет

2. При полном отсутствии у инвалида страхового стажа ему назначается следующий вид пенсии:

А)Страховая пенсия по инвалидности;

Б) Социальная пенсия по инвалидности;

В) Право на трудовую пенсию отсутствует;

Г) Трудовая пенсия по старости.

3. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается при наличии страхового стажа:
А) 5 лет

Б) 10 лет

В) 15 лет

Г) независимо от продолжительности страхового стажа

4. Выписка из акта освидетельствования гражданина , признанного инвалидом ,направляется в пенсионный орган в течении:

А) трех дней со дня установления инвалидности

Б) семи дней со дня установления инвалидности

В) одного месяца со дня установления инвалидности

Г) трех месяцев со дня установления инвалидности

5. Лицо в возрасте до 18 лет категория «ребенок- инвалид» устанавливается на срок:

А) без ограничения

Б) один год

В)три года

Г) десять лет

Рефлексия деятельности

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности всей группы.

Приём «Продолжи предложение».

Сегодня на уроке я узнал…

Мне очень понравилась информация ….

Хотелось бы добавить…

Мне понравилась одна из форм работы на уроке…. .

Приём «Мировое дерево»: студенты крепят смайлики на дерево в соответствии с своим эмоциональным состоянием после урока.

Подведение итогов

Выставление и комментирование оценок

Достижение целей урока

Выдача домашнего задания

Я благодарю всех за работу. Надо отметить, что основной состав группы справился на отлично, ответы отдельных студентов были недостаточно уверенные, поэтому я желаю, чтобы все продолжили работу по систематизации своих знаний и в дальнейшем применили их при защите дипломных проектов.

Спасибо за внимание.

  1. Подготовка преподавателя к проведению открытого урока

Подготовка к открытому занятию проводится в соответствии с требованиями оптимальной методики проведения занятия: анализ содержания учебного материала; анализ особенностей конкретной группы на данном занятии; выбор форм, методов и средств обучения; краткое описание хода занятия в соответствии с требованиями плана учебного занятия.

Выбор темы открытого занятия преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности студентов на разных этапах занятия.

Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения урока. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу урока, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.

Методическая цель открытого занятия может быть сформулирована следующим образом:

— методика использования персонального компьютера в решении практических задач;

— методика организации самостоятельной работы студентов;

— активизация познавательной деятельности студентов на практическом занятии в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом;

— методика использования ТСО в процессе закрепления нового материала, проверки знаний, межпредметных связей.

В соответствии с методической целью занятия, преподаватель выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства и технологии по которой работает преподаватель.

При подготовке к открытому занятию преподаватель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, применить результаты посещения технических или методических выставок, передовых предприятий. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит студентам быть в курсе современных достижений.

Материально-техническое оснащение занятия необходимо продумать и подготовить заранее. Следует подготовить и испытать в действии приборы и оборудование, вычислительную технику, ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии.

Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание студентов, а изобилие незадействованных наглядностей неоправданно на уроке. Будьте скромны и не нагружайте урок наглядностью, как украшением. Все иллюстративные материалы урока должны работать на учебную цель занятия.

План открытого занятия, методическая документация к нему подробно обсуждаются председателем цикловой комиссии. Тему открытого урока преподаватель должен согласовать председателем цикловой комиссии. Это позволит уже на ранней стадии не ошибиться с выбором темы. С зав. отделением согласовывается выбор группы, в которой будет проводиться открытый урок.Тема урока должна соответствовать теме урока в календарно – тематическом плане. Затем преподаватель пишет план урока и вновь показывает его зав. педагогическим кабинетом, чтобы не упустить ничего в ранее поставленной задаче. С завучем точно устанавливается время проведения урока и ставится урок в расписание. Преподаватель оповещает группу о проведении открытого урока, за день до проведения урока готовит наглядные пособия, проверяет состояние аудитории, через диспетчерскую оповещает о дате проведения урока и приглашает на него преподавателей.

  1. Подготовка группы

Группа должна быть заранее оповещена о проведении и дате открытого урока. Надо напомнить студентам, что урок преследует не контролирующую, а чисто методическую цель. Напомнить студентам о том, что они должны вести себя достойно, иметь опрятный внешний вид, прибыть на занятия с конспектами, учебниками, пишущими принадлежностями. Сказать о том, что на уроке будут присутствовать другие преподаватели (желательно знать их точное число, чтобы не возникло проблем с размещением).

Старосте необходимо напомнить, чтобы он назначил и прислал за наглядными пособиями дежурных, проконтролировал состояние аудитории, доски, наличие мела и пр. Сориентировать ребят на то, чтобы они не чувствовали себя скованно, чтобы обстановка на уроке была обычной, рабочей. Никаких «натаскиваний», предварительной выдачи вопросов или назначений кандидатур для опроса делать не стоит. Студенты самостоятельно подготовили электронную презентацию по теме «Страховая пенсия по инвалидности».

6. Подготовка наглядных пособий

Эффективность учебного процесса определяется его результативностью, высоким уровнем и качеств подготовки студентов в соответствии с требованиями образования. Эффективность характеризуется соотношением результатов и затраченных на их достижение усилий педагогов и обучающихся, времени и средств.

Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное применение наглядных средств обучения:

-хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении экранов, указателей и т.п.;

-четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой содержат и отвлекающие моменты; детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых для выделения сущности явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;

-привлечение самих студентов к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

Перегружать урок учебными средствами вредно, поэтому: все, что будет использовано на уроке (плакаты, схемы, карточки-задания и т.п.), должно быть заранее подобрано, проверено и расположено в порядке их применения;

технические средства обучения (мультимедиа и компьютерное оборудование) перед использованием необходимо проверить в работе;

перед проведением практических работ, работой на компьютерах следует проверить исправность, работоспособность и соответствие требованиям безопасности оборудования, приборов, подготовить необходимое количество материалов, документации;

убедиться, что учебных пособий индивидуального пользования на уроке (справочников, книг, задачников, раздаточного материала, карточек-заданий и т.п.) достаточно для оптимальной загрузки обучающихся;

обеспечить комфортность внешней среды учебного процесса, включая пространство (площадь, объем), освещенность, цветовую гамму, акустику, температуру, влажность, воздухообмен, расположение рабочих мест педагога и обучающихся, санитарно-гигиеническое состояние и эстетичное оформление учебной лаборатории;

обеспечить условия для хорошей видимости и слышимости: необходимы соответствующие размеры наглядных пособий, четкость изображений и надписей, размеры, световой поток, оптимально достаточное затемнение помещений, четкость и громкость звука и т.п.;

оснастить рабочее место преподавателя аппаратурой, техническими средствами обучения и устройствами для дистанционного управления и работы.

Одним из требований эффективной методики использования наглядных средств обучения является реализация их дидактических и воспитательных возможностей.

Использование форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями информации, способствует повышению степени мыслительной активности студентов.

  1. Самоанализ проведённого урока

Открытый урок проводился мною, Лапановой Ольгой Анатольевной,

преподавателем юридических дисциплин ГБПОУ КК «БАК», в группе 625 второго курса специальности 030912 Право и организация социального обеспечения.

Урок проводился по теме «Трудовая пенсия по инвалидности». Наименование работы: «Определение права на трудовую пенсию по инвалидности», практическое занятие с применением кейс-технологии. Урок обобщения и систематизаций знаний.

Все этапы направлены на выполнение целей: образовательных, развивающих, воспитательных.

На уроке были определены следующие основные задачи:

— умение анализировать действующие нормативно-правовые акты по

трудовому законодательству и способность применять их в практической

ситуации;

-закрепить, обобщить и систематизировать теоретические знания, умение применять их в практической ситуации для решения профессиональных задач, связанных с определением размера трудовой пенсии по инвалидности.

На данном занятии применялся метод кейс-технологий. Внедрены элементы опережающего метода обучения.

Продуманы были все этапы урока, для того чтобы получить конечные

результаты. Все этапы между собой взаимосвязаны, были использованы учебный и практический виды деятельности. Студенты работали самостоятельно, в команде, использовали информационные технологии, ориентировались в действующей правовой базе.

Во время урока вовлекала группу в активную мыслительную и

практическую деятельность, студенты работали с нормативно-правовыми

документами, учились их анализировать.

В течение урока использовались персональные компьютеры,

мультимедийный проектор. Проведенный урок соответствует структуре урока и его целям. Тип урока, его структура, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока продуманна. Целесообразно проведено распределение времени урока. В наличие план урока, который выполнен в полном объём. Организация труда преподавателя и студентов рациональна. Студенты получили информацию о результатах своей деятельности.

Самостоятельно дали оценку своей работе.

План урока выполнен полностью, считаю, что урок цели достиг.

Заключение

В современном мире актуальным является афоризм: «Продай себя с выгодой на рынке или продай свою квалификацию». Поэтому одним из важных направлений российского профессионального образования – подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к самообразованию и профессиональному росту.

Общество требует выпускников среднего профессионального образования, обладающих нестандартным мышлением, способных предвидеть изменения и готовых внедрять новые технологии в социальную сферу общества.

Для выполнения поставленных целей и решения задач необходимо

применять современные актуальные методы обучения.

Данная разработка занятия предполагает реализацию педагогических идей через кейс-технологию, с опережающими элементами обучения, групповое взаимодействие студентов и преподавателя.

Приложение 1

ПЛАН

часового занятия № 69

Предмет: МДК 01.01 Право социального обеспечения

Тема занятия: Определение права на страховую пенсию по инвалидности

Вид занятия (тип урока): Практическое занятие №17

Группа

Дата

625

16.03.2015г.

Технологии: с использованием кейс – технологии

Цель занятия

Учебная: закрепить, обобщить и систематизировать теоретические знания, умение применять их в практической ситуации для решения профессиональных задач, связанных с определением размера трудовой пенсии по инвалидности.

Воспитательная: способствовать формированию самостоятельной деятельности по овладению знаниями, воспитанию трудолюбия, упорства и достижения цели.

Развивающая: способствовать развитию умений анализировать, делать заключение, решать юридические вопросы в сфере трудовых пенсий по инвалидности.

Деятельностная: приобретение навыков работы с нормативно – правовыми актами в сфере трудовых пенсий по инвалидности.

Межпред-

метные связи

обеспечивающие: конституционное право, административное право, документационное обеспечение управления, информационные технологии в профессиональной деятельности.

обеспечиваемые: трудовое право, гражданское право

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Наглядные пособия: мультимедийная презентация, электронная презентация для

урока PowerPoint

Раздаточный материал: ИТК, нормативно-правовые акты, регулирующие

пенсионное законодательство, тесты, материал — кейсы

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ПК

Учебные места (для практических занятий, лабораторных работ): аудитория 216

Литература:

основная: Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник/ Г.В. Сулейманова.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 448с.

2. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник/ В.П. Галаганов-3-е изд., перераб. и доп. – М.: издательский центр «Академия», 2011. – 416

Содержание занятия

элемента

Элементы занятия, учебные вопросы

Формы и методы обучения

Время

1

Организационный момент

8 мин.

1.1

Приветствие

1.2

Проверка списочного состава группы

1.3

Распределение и раздача инструкционных карт

Словесный метод

1.4

Цели и задачи, план урока, критерии оценок

Словесный метод

Наглядный методы

2.

Вводный инструктаж

10 мин

2.1.

Инструктаж по технике безопасности

Словесный метод

2.2.

Ознакомление с объемом работы

Наглядный методы

2.3

Представление презентаций студентами

Презентации выполненные студентами

2.4

Перекрёстные вопросы студентов

Словесный метод

3

Текущий инструктаж при самостоятельной работе

12 мин

3.1.

Решение кейс — ситуаций

Работа в микрогруппах, метод «аквариума»

3.2.

Перекрёстные вопросы студентов

Словесный метод

4.

Заключительный инструктаж

10мин

4.1.

Оценка приобретенных умений и навыков

Работа с тестами

Самостоятельная работа, индивидуальная формы работы

4.2.

Разбор итогов работы каждой группы студентов

4.3.

Рефлексия деятельности

Приём «Продолжи предложение».

Сегодня на уроке я узнал…

Мне очень понравилась информация ….

Хотелось бы добавить…

Мне понравилась одна из форм работы на уроке…..

.

4.4

Приём «Мировое дерево»: студенты крепят смайлики на дерево в соответствии с своим эмоциональным состоянием после урока.

Словесный и иллюстративный методы, элемент анализа

5

Подведение итогов

4 мин

5.1

Выставление и комментирование оценок

элемент анализа, объяснительно-иллюстративный метод

5.2

Достижение целей урока

элемент анализа

1 мин

6

Домашнее задание

Словесный и иллюстративный методы

Приложение 2

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ РАБОТЕ С КОМПЬЮТЕРОМ ТИПА IBM PC

  1. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ПЭВМ:

  1. В кабинете вычислительной техники установлена дорогостоящая, сложная, требующая осторожного и аккуратного обращения аппаратура. Поэтому бережно обращайтесь с этой техникой.

  2. Спокойно, не торопясь, не задевая столы, входите в кабинет и занимайте отведенное вам место.

  3. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и мониторами может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание.

  4. Во время работы ЭЛТ монитора работает под высоким напряжением, поэтому не стоит дотрагиваться до экрана или стучать по нему.

  5. К работе в компьютерном классе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности, о чем свидетельствует подпись в регистрационном журнале.

  6. Работа студентов в компьютерном кабинете разрешается только в присутствии преподавателя (лаборанта).

  7. Во время занятий посторонние лица могут находиться в кабинете только с разрешения преподавателя.

2.В кабинете информатики и ИВТ строго запрещается:

  1. Находиться в верхней одежде и грязной обуви.

  2. Класть одежду и сумки на столы.

  3. Находиться с едой и напитками.

  4. Трогать разъемы соединительных кабелей.

  5. Ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно клавиши.

  6. Удалять и перемещать чужие файлы.

  7. Приносить и запускать компьютерные игры.

  8. Работать на ЭВМ грязными или мокрыми руками.

  9. Прикасаться пальцами к мониторам, стучать по ним.

  10. Включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя.

  11. Класть диски, книги, тетради на составляющие компьютера.

  12. Ходить по классу во время урока без разрешения преподавателя, а также громко разговаривать и выражать свои эмоции.

3.В кабинете информатики и ИВТ необходимо:

3.1.Во время практических работ в точности исполнять указания преподавателя.

3.2.Если возникла неисправность, немедленно следует позвать преподавателя для ее устранения. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПЫТАЙТЕСЬ УСТРАНИТЬ ЕЕ САМИ!

    1. Во время работы ПК лучевая трубка видеомонитора является источником электромагнитного излучения, которое неблагоприятно действует на зрение. Поэтому надо работать на расстоянии 60-70 см, соблюдая правильную осанку (вертикально прямая спина, плечи опущены и расслаблены, ноги на полу не скрещены, локти, запястья и кисти рук на одном уровне).

3.4.Продолжительность непрерывной работы за компьютером не более двух часов с обязательным 1—минутным перерывом и гимнастикой для глаз.

3.5.Продолжительность интенсивной работы с клавиатурой не более 30 минут с последующей гимнастикой для рук.

3.6.Общая продолжительность работы не более 6 часов в день.

Приложение 3

Рефлексия деятельности

Приём «Продолжи предложение».

Ф.И. студента:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне очень понравилась информация ….

Хотелось бы добавить…

Мне понравилась одна из форм работы на уроке….

Приложение 4

Тестовые задания для студентов

Ф.И.__________________________________________________________________

1. Влияет ли степень инвалидности на размер страховой пенсии по инвалидности:

А) Да, влияет на размер базовой и страховой части

Б) Да, влияет на размер страховой части

В) Да, влияет на размер базовой части

Г) Нет, не влияет

2. При полном отсутствии у инвалида страхового стажа ему назначается следующий вид пенсии:

А) страховая пенсия по инвалидности;

Б) Социальная пенсия по инвалидности;

В) Право на трудовую пенсию отсутствует;

Г) Трудовая пенсия по старости.

3. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается при наличии страхового стажа:

А) 5 лет

Б) 10 лет

В) 15 лет

Г) независимо от продолжительности страхового стажа

4. Выписка из акта освидетельствования гражданина , признанного инвалидом ,направляется в пенсионный орган в течении:

А) трех дней со дня установления инвалидности

Б) семи дней со дня установления инвалидности

В) одного месяца со дня установления инвалидности

Г) трех месяцев со дня установления инвалидности

5. Лицо в возрасте до 18 лет категория «ребенок- инвалид» устанавливается на срок:

А) без ограничения

Б) один год

В)три года

Г) десять лет

Приложение 5

Приложение 6

Ситуация 1 Гражданка Симагина, 28 лет, обратилась за назначением пенсии по инвалидности. Она была признана инвалидом I группы в связи с травмой, полученной в результате дорожно-транспортной аварии. До инвалидности Симагина окончила Гуманитарный университет. По окончании учебы вышла замуж, родила ребенка и ухаживала за ним в течение трех лет.
1. Будет ли Симагиной назначена пенсия по инвалидности?

2. На основании каких нормативно –правовых актов назначается пенсия по инвалидности.

Ответ:

1.Да, Симагиной будет назначена пенсия по инвалидности в следствии общего заболевания.

2. На основании Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ст.12)

Вопрос:

Имеет ли гр.Симагина общий трудовой стаж для назначения пенсии.

Ответ:

Да, Симагина имеет общий трудовой стаж 8 лет т.к. учеба в университете и уход за ребенком в возрасте до 3-х лет входит в ОТС для назначения .пенсии.

Ситуация 2 За пенсией по инвалидности 29 марта 2012 г. обратился Акимов А.Д., 1946 г. рождения. Бюро МСЭК 19 марта 2012 г. установило ему II группу инвалидности. Его страховой стаж составляет 34 года.
1. По какому основанию будет назначена пенсия Акимову А.Д.?

2. С какого числа будет назначена пенсия и на какой срок?

Ответ:

1.На основании Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ст.12 Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации)

2. С момента установления гр.Акимову инвалидности т.е. с 19 марта 2012 года на неопределенный срок т.к. Акимов достиг пенсионного возраста.

Вопрос:

Право на получение каких видов пенсий имеет гр. Акимов?

Ответ: гр. Имеет право на получение пенсии по инвалидности и по старости (по выбору)

Ситуация 3В ходе военных учений военнослужащий по призыву гражданин Коптев получил травму. Комиссия установила ему III группу инвалидности, и он был демобилизован из Вооруженных Сил РФ. Коптев обратился в территориальное отделение Пенсионного фонда.

1. Какая пенсия ему будет назначена, если до призыва на военную службу Коптев не работал?

Ответ:

1.Пенсия по инвалидности на основании Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»(ст.8 п.2 Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы).

Вопрос:

  1. Какими нормативно-правовыми актами регулируется пенсия по инвалидности военнослужащих?

Ответ:

1.Лицам проходившим военную службу по призыву – Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

2.Лицам проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков мичманов и по контракту — Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

Приложение 7

Критерии оценки группы 625

Ф.И.О.

Презентация

Мультимедиа

Кейс ситуация

Тестирование

Дополнит.

оценка

Итоговая

Группа 1

1.

Сыроватка Наталья Петровна

2.

Цапова Алина Юрьевна

3.

Рачинская Ангелина Александровна

4.

Шишкин Владимир Александрович

5.

Калашникова Анна Вячеславовна

Группа 2

1.

Ткачук Любовь Витальевна

2.

Назаренко Елена Сергеевна

3.

Сысоев Антон Валерьевич

4.

Сиренко Андрей Андреевич

5.

Куркулина Ирина Сергеевна

Группа 3

1.

Кулиш Наталья Валерьевна

2.

Сычев Никита Алексеевич

3.

Никитина Елена Сергеевна

4.

Свириденко Екатерина Евгеньевна

5.

Сафронова Виктория Славиновна

Приложение 8

Презентация урока преподавателя.

Презентация студентов.

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся