Конспект урока по окружающему миру 2 класс «Какие бывают животные»

Фёдорова Владлена Сергеевна

Технологическая карта урока по окружающему миру

Тема: Какие бывают животные

УМК: Школа России

Тип урока: Открытие новых знаний

Класс: 2

Цель: Обобщить знания детей о животных, способствовать формированию знаний о разных видах и отличительных особенностей животных в природе (насекомые, птицы, рыбы, звери).

Задачи: 

Образовательные: Выявить отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей; научить различать группы животных по их характерным признакам;

Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство милосердия, нормы поведения в природной среде; Прививать интерес к предмету; Воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.

Развивающие: Расширить кругозор детей о природе; Развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные: Научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из учебника.

Метапредметные: Будут уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать результат своей работы на уроке.

Личностные: Проявят познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать результат своей работы на уроке.

Личностные УУД: проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат, совместно договариваться о правилах общения в группе.

Оборудование: Учебник, доска, проектор, рабочая тетрадь, раздаточный материал (карточки)

Ход урока

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

Учитель фокусирует внимание учащихся, успокаивает их, готовит к началу активной деятельности на уроке.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке:

Учебник? А пенал? Рабочая тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Дети слушают учителя, готовиться к началу урока, успокаиваться.

Коммуникативные

Взаимодействие с учителем и сверстниками

Актуализация знаний

Учитель в ходе беседы повторяет и проверяет знания детей, полученные на прошлом уроке, проверка домашнего задания

— Вспомните, друзья, о чем мы говорили на прошлом уроке?

-На какие группы можно разделить все растения?

-Сейчас я буду описывать их, а вы догадайтесь о каком ярусе идет речь:

1)Эти растения имеют мягкие сочные стебли

2)У этих растений от корня отходит один толстый ствол

3)Эти растения имеют несколько тонких одревесневших стволиков

Молодцы. Теперь скажите, как называются растения, у которых листья в виде иголок, а растения, у которых листья в виде пластинок.

-Хвойные или лиственные могут быть только деревья?

-Все ли хвойные деревья стоят зимой зеленые?

-Давайте откроем тетради (с. 41) и проверим домашнее задание.

— Сначала назовем только верхний ярус-деревья, потом-кустарники, третий-травянистые растения

Дети слушают учителя и отвечают на его вопросы

— О растениях

— На три группы: деревья, кустарники, травы

— Травы

— Деревья

-Кустарники

-Хвойные

-Лиственные

-Нет, еще и кустарники, например, можжевельник

-Нет, лиственница желтеет и опадает

(дети читают своё домашнее задание)

Регулятивные

контроль в форме сравнения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, оценивание качества и уровня усвоения

Определение цели и темы урока

Дети отгадываю загадки учителя, определяют тему урока разгадав ведущее слово в кроссворде.

Молодцы, а сейчас предлагаю разгадать вам кроссворд:

1. Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

2.В птичник повадится – жди беды.

Рыжим хвостом заметет следы.

3. Кто в лесу глухом живет

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу.

4. Он в самом омуте живет,

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

Огромные усы.

5. Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит в вразвалочку,

Спотыкалочку.

6. Прыгает пружинка –

Зеленая спинка –

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.

7. У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

8. Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь.

Нес на лбу он неспроста

Два развесистых куста.

— Какое слово открылось по вертикали?

— Определите тему сегодняшнего урока.

— Жук

— Лиса

— Медведь

— Сом

— Утка

— Кузнечик

— Рыба

— Олень

-Животные

-Повторить животных, которых мы уже изучали в 1 классе

— Познакомиться с новыми животными

— Разделить всех животных на группы по их основным признакам

Познавательные

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные

целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Личностные

ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат

Открытие нового знания

Учитель с помощью вопросов наводит детей на определённый вид животных. Дети в группах по 2 человека рассказываю всему классу доклад который готовили дома.

— Мы совершенное верно определили тему и цели нашего урока

— Каких животных вы знаете?

— Посмотрите на слайд. (4 слайд) Назовите животных, которых вы видите?

— Давайте объединим этих животных в группы.

Медведь, олень, лиса, заяц. К какой группе относятся?

— Что отличает зверей от всех остальных животных? (4 ноги, шерсть)

(5слайд)- В сказках нам часто встречается лисичка и везде она хитрая и сообразительная. Так ли это, расскажет (ответ ученика).

— Молодецы!

— В следующую группу выделим (6слайд).

Леща, щуку, рыбу-клоуна и рыбу-попугая.

— К какой группе они относятся? (рыбы)

— А где они живут? (река, озеро, море и т д)

— Как вы думаете, где живёт лещ? Щука? Рыба-клоун? Рыба-попугай?

— Каких рыб вы ещё знаете?

— Чем рыбы отличаются от других животных? (чешуя, плавники, нет ног).

— О рыбах нам расскажет ученик:

— Замечательно!

— Посмотрите, к какой группе относятся эти животные? (7 слайд) (птицы)

— Назовите этих птиц.

— Каких ещё птиц вы знаете?

— Чем они отличаются от других животных?

— Интересные моменты из жизни птиц расскажет:

Отгадайте загадку:

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

— Кто это? (дятел)

— ____ хотят рассказать о рассказать о дятле.

-Отлично!

— В следующую группу входят: (8 слайд) божья коровка, бабочка, жук, кузнечик.

— Как называется эта группа животных? (насекомые)

— Назовите ещё насекомых.

— Чем насекомые отличаются от других животных? (6 ног)

— Летом на поле или луге мы любим наблюдать за насекомыми. Смотреть, как летают бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Как вы думаете, есть ли у кузнечика орган слуха?

— Давайте послушаем, что нам расскажет о насекомых ______ :.

— Молодцы!

— Какую пользу приносят божьи коровки, бабочки?

— Ребята, а можно ли ловить насекомых?

— Почему?

— Познакомиться с новыми животными

— Разделить всех животных на группы по их основным признакам

— Дети отвечают на вопросы

-Звери

Рассказ:

Мы знакомимся с лисой ещё в детстве по сказкам, басням, пословицам. И везде лисица изображается необыкновенно умной и хитрой, умеющей всех, особенно волка, провести и выйти благополучно из любой опасности. Но по мере того как люди изучали жизнь и нравы лисы, оказывалось, что настоящая лисица очень мало похожа на героиню сказок. В природе у лисы есть только один серьёзный враг — волк, с которым она не может бороться. Она далеко не так осторожна, как, например, волк, легче идёт в расставленные человеком ловушки и берёт отравленную приманку, так что поймать её не очень сложно.

Но и в сообразительности ей отказать нельзя. Продолжительность жизни лисиц в неволе 20-25 лет, в природе меньше. Истребляя в огромном количестве мышей, полёвок и хомяков, лисица избавляет наши поля от опаснейших вредителей.

Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как хлыст, круглые, как мячи, крохотные с муравья, и огромные — больше слона.

Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт — колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт- и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет.

— перья, 2 крыла, 2 ноги

Птицы — дети воздуха, они бывают перелётные и зимующие, покорители воздушного пространства. Они могут подняться выше гор, перелететь через пустыню и море.

Перья есть только у птиц. Не будь у них перьев, они не могли бы летать.

И вообще птиц без перьев не обойтись, перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары.

У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, язык липкий, с твёрдыми зазубринами. Им дятел и достаёт насекомых, они все приклеиваются к его языку или накалываются на зазубринки. Может он засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в шапочке.

Рядом с нами живёт мир существ, так мало похожий на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа — насекомые.

У нас 4 конечности — у них 6. У нас 2 глаза, а у многих из них, кроме 2 больших глаз, бывает ещё по 3 маленьких на лбу. У нас орган слуха — уши на голове, а у насекомых он может быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге.

-Нарушается цепь питания, без опыления погибнут растения и т. д.

Регулятивные

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Коммуникативные

Умение слышать и слушать других, умение донести свою позицию, рассказ до других, умение работать в группе.

Познавательные

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Личностные

проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели

Учитель обобщает знания детей о животных, на этой основе рассказывает и выделяет новые виды животных, рассказывает о них.

— С какими группами животных мы уже познакомились?

— К особой группе животных относят (10 слайд) тритонов, жаб, лягушек?

— Где они обитают?

— Поэтому они составляют группу земноводные.

В самом названии, уже видно, что эти животные могут находиться и на суше и в водоёмах. Чем они отличаются от остальных? Сколько ног? (4)

— Чем покрыто тело?

— Кожа у земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании водой. Поэтому они далеко не отходят от воды. Если лягушку долго держать в сухом месте, она может погибнуть.

Все земноводные — хищники. Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков. А головастик питается подводными растениями.

А вот увидеть, как пьёт лягушка, вам никогда не удастся. Оказывается, "пьёт" она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает ее сквозь кожу, и ей не приходиться раскрывать рта для питья.

— К 6 группе мы отнесём (11слайд) крокодилов, змей, черепах, ящериц.

Кто знает, как называется эта группа? — Почему они так называются?

— Что можно сказать о количестве ног и покрове? (4 ноги, роговые чешуйки)

— Пресмыкающиеся обитают преимущественно на суше. Существуют, однако, такие животные этой группы, которые часть времени живут в воде. Кто может их назвать? (болотные черепахи, морские и лесные змеи, крокодилы)

— Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Пресмыкающиеся мало зависят от влажности воздуха и встречаются везде от болот до пустынь. Передние и задние ноги выглядят почти одинаково. У змей они отсутствуют.

— Дети отвечают на вопросы учителя

-На суше и в воде

— Голая кожа

— Пресмыкающиеся

Познавательные

подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений

Регулятивные

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Физкультминутка

Учащиеся с учителем разминаются.

(9слайд природа, аудио запись шум леса)

— Давайте немного отдохнём.

Дети по лесу гуляли (маршируют на месте)

За природой наблюдали (ладонь к глазам)

Вверх на солнце посмотрели (поднимаем голову и на носочках тянемся к "солнцу")

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали (машут руками)

Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши)|

Ногами топаем! (топают ногами)

Хорошо мы погуляли (маршируют, вдох — выдох)

И немножечко устали (сели за парту)

— Молодцы, сели на свои места.

Учащиеся с учителем разминаются

Коммуникативные

Взаимодействие с учителем и сверстниками

Регулятивные

Оценивание качества и уровня усвоения полученных знаний

Первичное закрепление

Учитель проводит первичное закрепление знаний, задаёт вопросы работая с презентацией, объясняет и комментируют выполнение заданий в рабочей тетради.

Ребята, я недавно была в гостях у одного мальчика, и он мне показал вот эту фотографию. (12 слайд)

— Мальчик сказал, что видел это животное в лесу.

Скажите, существует ли такое животное? (нет)

— Правильно, мальчик сам его придумал, но давайте разберём части каких животных здесь перепутаны?

— Какому животному принадлежит голова? Спина?

— К какой группе относится белка?

— Туловище и нижняя часть хвоста?

— Вторая половина хвоста, верхняя?

— К какой группе относятся?

— Кому принадлежит крыло? (птице) (слайд)

— Ноги?

— К какой группе относится кузнечик?

— Молодцы, вы замечательно справились с заданием!

А сейчас давайте откроем рабочие тетради и выполним задание номер 2

-Совершенное верно вы справились с заданием.

-Нет

— Белка

-Звери

-Рыбе

-Петух

-Кузнечик

-Насекомые

Учащиеся выполняют задание 2

Коммуникативные

Умение слышать и слушать других

Регулятивные

Оценивание качества и уровня усвоения полученных знаний

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Подведение итогов урока

Учитель подводит итог урока с помощью наводящих вопросов, подводит итоговую работу на доске.

Что нового узнали на уроке?

-Добились ли мы наших целей?

-На какие группы можно разделить всех животных?

— На доске карточки с названием групп и их главным признаком. Давайте соединим стрелочками их.

звери

птицы

насекомые

земноводные

пресмыкающиеся

рыбы

молоко,

4 лапы,

шерсть

перья,

клюв,

крылья

6 лапок,

пара усиков

живут в воде и на суше

ползают

чешуя

Школьники отвечают на вопросы учителя подводят итог урока, карточки на доске, дети по очереди соединяют их

— Звери, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые

Познавательные

подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от нег

Рефлексия

Рефлекторный анализ учителем с помощью методики «Светофор»

-Ребята у вас на столах три карточки с разными цветами, поднимите красную карточку те, кому всё удалось на уроке

Зелёную кто испытывал затруднения

Жёлтую кому не удалось решить цели на уроке.

Учащиеся показывают карточку с нужным цветом, характеризуя и оценивая свою работу на уроке.

Регулятивные

оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные

Умение оценить свою собственную работу

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания

Уч.с.60-63 прочитать, р.т. стр.43-45 № 4,5,6,8

-Урок окончен, всем спасибо!

Дети записывают домашнее задание

4

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся