Фёдорова Владлена Сергеевна
Технологическая карта урока по окружающему миру
Тема: Какие бывают животные
УМК: Школа России
Тип урока: Открытие новых знаний
Класс: 2
Цель: Обобщить знания детей о животных, способствовать формированию знаний о разных видах и отличительных особенностей животных в природе (насекомые, птицы, рыбы, звери).
Задачи:
Образовательные: Выявить отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей; научить различать группы животных по их характерным признакам;
Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство милосердия, нормы поведения в природной среде; Прививать интерес к предмету; Воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Развивающие: Расширить кругозор детей о природе; Развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.
Планируемые результаты:
Предметные: Научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из учебника.
Метапредметные: Будут уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Личностные: Проявят познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.
Регулятивные УУД: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Личностные УУД: проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат, совместно договариваться о правилах общения в группе.
Оборудование: Учебник, доска, проектор, рабочая тетрадь, раздаточный материал (карточки)
Ход урока
Этап урока |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Организационный момент |
Учитель фокусирует внимание учащихся, успокаивает их, готовит к началу активной деятельности на уроке. |
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке: Учебник? А пенал? Рабочая тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! |
Дети слушают учителя, готовиться к началу урока, успокаиваться. |
Коммуникативные Взаимодействие с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний |
Учитель в ходе беседы повторяет и проверяет знания детей, полученные на прошлом уроке, проверка домашнего задания
|
— Вспомните, друзья, о чем мы говорили на прошлом уроке? -На какие группы можно разделить все растения? -Сейчас я буду описывать их, а вы догадайтесь о каком ярусе идет речь: 1)Эти растения имеют мягкие сочные стебли 2)У этих растений от корня отходит один толстый ствол 3)Эти растения имеют несколько тонких одревесневших стволиков Молодцы. Теперь скажите, как называются растения, у которых листья в виде иголок, а растения, у которых листья в виде пластинок. -Хвойные или лиственные могут быть только деревья? -Все ли хвойные деревья стоят зимой зеленые? -Давайте откроем тетради (с. 41) и проверим домашнее задание. — Сначала назовем только верхний ярус-деревья, потом-кустарники, третий-травянистые растения |
Дети слушают учителя и отвечают на его вопросы — О растениях — На три группы: деревья, кустарники, травы
— Травы — Деревья
-Кустарники
-Хвойные -Лиственные
-Нет, еще и кустарники, например, можжевельник -Нет, лиственница желтеет и опадает
(дети читают своё домашнее задание) |
Регулятивные контроль в форме сравнения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, оценивание качества и уровня усвоения |
Определение цели и темы урока |
Дети отгадываю загадки учителя, определяют тему урока разгадав ведущее слово в кроссворде. |
Молодцы, а сейчас предлагаю разгадать вам кроссворд: 1. Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу. Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь.
2.В птичник повадится – жди беды. Рыжим хвостом заметет следы.
3. Кто в лесу глухом живет Неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мед, А зимой сосет он лапу.
4. Он в самом омуте живет, Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, Огромные усы.
5. Пестрая крякуша Ловит лягушек. Ходит в вразвалочку, Спотыкалочку.
6. Прыгает пружинка – Зеленая спинка – С травы на былинку, С ветки на тропинку.
7. У родителей и деток Вся одежда из монеток.
8. Хоть верь, хоть не верь: Пробегал по лесу зверь. Нес на лбу он неспроста Два развесистых куста.
— Какое слово открылось по вертикали? — Определите тему сегодняшнего урока. |
— Жук
— Лиса
— Медведь
— Сом
— Утка
— Кузнечик
— Рыба
— Олень
-Животные -Повторить животных, которых мы уже изучали в 1 классе — Познакомиться с новыми животными — Разделить всех животных на группы по их основным признакам |
Познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
Регулятивные целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
Личностные ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат |
Открытие нового знания |
Учитель с помощью вопросов наводит детей на определённый вид животных. Дети в группах по 2 человека рассказываю всему классу доклад который готовили дома.
|
— Мы совершенное верно определили тему и цели нашего урока
— Каких животных вы знаете? — Посмотрите на слайд. (4 слайд) Назовите животных, которых вы видите?
— Давайте объединим этих животных в группы.
Медведь, олень, лиса, заяц. К какой группе относятся?
— Что отличает зверей от всех остальных животных? (4 ноги, шерсть)
(5слайд)- В сказках нам часто встречается лисичка и везде она хитрая и сообразительная. Так ли это, расскажет (ответ ученика).
— Молодецы!
— В следующую группу выделим (6слайд).
Леща, щуку, рыбу-клоуна и рыбу-попугая.
— К какой группе они относятся? (рыбы)
— А где они живут? (река, озеро, море и т д)
— Как вы думаете, где живёт лещ? Щука? Рыба-клоун? Рыба-попугай?
— Каких рыб вы ещё знаете?
— Чем рыбы отличаются от других животных? (чешуя, плавники, нет ног).
— О рыбах нам расскажет ученик:
— Замечательно!
— Посмотрите, к какой группе относятся эти животные? (7 слайд) (птицы)
— Назовите этих птиц.
— Каких ещё птиц вы знаете?
— Чем они отличаются от других животных?
— Интересные моменты из жизни птиц расскажет:
Отгадайте загадку:
Всё время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит.
— Кто это? (дятел)
— ____ хотят рассказать о рассказать о дятле.
-Отлично!
— В следующую группу входят: (8 слайд) божья коровка, бабочка, жук, кузнечик.
— Как называется эта группа животных? (насекомые)
— Назовите ещё насекомых.
— Чем насекомые отличаются от других животных? (6 ног)
— Летом на поле или луге мы любим наблюдать за насекомыми. Смотреть, как летают бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Как вы думаете, есть ли у кузнечика орган слуха?
— Давайте послушаем, что нам расскажет о насекомых ______ :.
— Молодцы!
— Какую пользу приносят божьи коровки, бабочки?
— Ребята, а можно ли ловить насекомых?
— Почему? |
— Познакомиться с новыми животными — Разделить всех животных на группы по их основным признакам
— Дети отвечают на вопросы
-Звери
Рассказ: Мы знакомимся с лисой ещё в детстве по сказкам, басням, пословицам. И везде лисица изображается необыкновенно умной и хитрой, умеющей всех, особенно волка, провести и выйти благополучно из любой опасности. Но по мере того как люди изучали жизнь и нравы лисы, оказывалось, что настоящая лисица очень мало похожа на героиню сказок. В природе у лисы есть только один серьёзный враг — волк, с которым она не может бороться. Она далеко не так осторожна, как, например, волк, легче идёт в расставленные человеком ловушки и берёт отравленную приманку, так что поймать её не очень сложно. Но и в сообразительности ей отказать нельзя. Продолжительность жизни лисиц в неволе 20-25 лет, в природе меньше. Истребляя в огромном количестве мышей, полёвок и хомяков, лисица избавляет наши поля от опаснейших вредителей.
Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как хлыст, круглые, как мячи, крохотные с муравья, и огромные — больше слона. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт — колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт- и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет. — перья, 2 крыла, 2 ноги
Птицы — дети воздуха, они бывают перелётные и зимующие, покорители воздушного пространства. Они могут подняться выше гор, перелететь через пустыню и море.
Перья есть только у птиц. Не будь у них перьев, они не могли бы летать.
И вообще птиц без перьев не обойтись, перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары.
У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, язык липкий, с твёрдыми зазубринами. Им дятел и достаёт насекомых, они все приклеиваются к его языку или накалываются на зазубринки. Может он засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в шапочке.
Рядом с нами живёт мир существ, так мало похожий на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа — насекомые.
У нас 4 конечности — у них 6. У нас 2 глаза, а у многих из них, кроме 2 больших глаз, бывает ещё по 3 маленьких на лбу. У нас орган слуха — уши на голове, а у насекомых он может быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге.
-Нарушается цепь питания, без опыления погибнут растения и т. д. |
Регулятивные выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения
Коммуникативные Умение слышать и слушать других, умение донести свою позицию, рассказ до других, умение работать в группе.
Познавательные осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Личностные проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели |
|
Учитель обобщает знания детей о животных, на этой основе рассказывает и выделяет новые виды животных, рассказывает о них.
|
— С какими группами животных мы уже познакомились?
— К особой группе животных относят (10 слайд) тритонов, жаб, лягушек?
— Где они обитают? — Поэтому они составляют группу земноводные. В самом названии, уже видно, что эти животные могут находиться и на суше и в водоёмах. Чем они отличаются от остальных? Сколько ног? (4)
— Чем покрыто тело? — Кожа у земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании водой. Поэтому они далеко не отходят от воды. Если лягушку долго держать в сухом месте, она может погибнуть. Все земноводные — хищники. Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков. А головастик питается подводными растениями. А вот увидеть, как пьёт лягушка, вам никогда не удастся. Оказывается, "пьёт" она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает ее сквозь кожу, и ей не приходиться раскрывать рта для питья.
— К 6 группе мы отнесём (11слайд) крокодилов, змей, черепах, ящериц. Кто знает, как называется эта группа? — Почему они так называются? — Что можно сказать о количестве ног и покрове? (4 ноги, роговые чешуйки) — Пресмыкающиеся обитают преимущественно на суше. Существуют, однако, такие животные этой группы, которые часть времени живут в воде. Кто может их назвать? (болотные черепахи, морские и лесные змеи, крокодилы) — Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Пресмыкающиеся мало зависят от влажности воздуха и встречаются везде от болот до пустынь. Передние и задние ноги выглядят почти одинаково. У змей они отсутствуют. |
— Дети отвечают на вопросы учителя
-На суше и в воде
— Голая кожа
— Пресмыкающиеся |
Познавательные подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений
Регулятивные выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения
|
Физкультминутка |
Учащиеся с учителем разминаются. |
(9слайд природа, аудио запись шум леса)
— Давайте немного отдохнём.
Дети по лесу гуляли (маршируют на месте) За природой наблюдали (ладонь к глазам) Вверх на солнце посмотрели (поднимаем голову и на носочках тянемся к "солнцу") И их лучики согрели. Бабочки летали, Крыльями махали (машут руками) Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши)| Ногами топаем! (топают ногами) Хорошо мы погуляли (маршируют, вдох — выдох) И немножечко устали (сели за парту)
— Молодцы, сели на свои места. |
Учащиеся с учителем разминаются |
Коммуникативные Взаимодействие с учителем и сверстниками Регулятивные Оценивание качества и уровня усвоения полученных знаний |
Первичное закрепление |
Учитель проводит первичное закрепление знаний, задаёт вопросы работая с презентацией, объясняет и комментируют выполнение заданий в рабочей тетради.
|
Ребята, я недавно была в гостях у одного мальчика, и он мне показал вот эту фотографию. (12 слайд)
— Мальчик сказал, что видел это животное в лесу.
Скажите, существует ли такое животное? (нет)
— Правильно, мальчик сам его придумал, но давайте разберём части каких животных здесь перепутаны?
— Какому животному принадлежит голова? Спина? — К какой группе относится белка? — Туловище и нижняя часть хвоста? — Вторая половина хвоста, верхняя? — К какой группе относятся? — Кому принадлежит крыло? (птице) (слайд) — Ноги? — К какой группе относится кузнечик? — Молодцы, вы замечательно справились с заданием! А сейчас давайте откроем рабочие тетради и выполним задание номер 2 -Совершенное верно вы справились с заданием. |
-Нет
— Белка
-Звери -Рыбе -Петух
-Кузнечик -Насекомые
Учащиеся выполняют задание 2 |
Коммуникативные Умение слышать и слушать других Регулятивные Оценивание качества и уровня усвоения полученных знаний
Познавательные поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Подведение итогов урока |
Учитель подводит итог урока с помощью наводящих вопросов, подводит итоговую работу на доске. |
Что нового узнали на уроке? -Добились ли мы наших целей? -На какие группы можно разделить всех животных? — На доске карточки с названием групп и их главным признаком. Давайте соединим стрелочками их.
звери птицы насекомые земноводные пресмыкающиеся рыбы молоко, 4 лапы, шерсть перья, клюв, крылья 6 лапок, пара усиков живут в воде и на суше ползают чешуя |
Школьники отвечают на вопросы учителя подводят итог урока, карточки на доске, дети по очереди соединяют их — Звери, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые |
Познавательные подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от нег |
Рефлексия |
Рефлекторный анализ учителем с помощью методики «Светофор» |
-Ребята у вас на столах три карточки с разными цветами, поднимите красную карточку те, кому всё удалось на уроке Зелёную кто испытывал затруднения Жёлтую кому не удалось решить цели на уроке. |
Учащиеся показывают карточку с нужным цветом, характеризуя и оценивая свою работу на уроке. |
Регулятивные оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные Умение оценить свою собственную работу |
Домашнее задание |
Сообщение домашнего задания |
Уч.с.60-63 прочитать, р.т. стр.43-45 № 4,5,6,8 -Урок окончен, всем спасибо! |
Дети записывают домашнее задание |
|
4