Размножение и развитие растений.Охрана растений

ГАПОУ НСО

«Черепановский педагогический техникум»

База практики: МАОУ СОШ №3

Дата проведения: 25.10.17г

Класс: 3 «А»

Учитель: Сафонова В.С__________

Методист: Столяр Р.В__________

Студент: Мельникова Е.В

Тема урока: «Размножение и развитие растений. Охрана растений».

Цель урока: расширить знания детей о жизни растений, познакомить учащихся со способами размножения и распространения растений.

Планируемые результаты:

Познавательные: развивать интерес к учебной деятельности в рамках урока окружающего мира.

Личностные: развитие смыслообразования в процессе анализа ошибок на этапе постановки учебной проблемы.

Регулятивные: развитие психических процессов: логической памяти, произвольного внимания.

Коммуникативные: развитие в процессе формулирования понятия «размножение», «опыление», объяснения собственных и чужих ошибок при выполнении тестовых заданий.

2017 год

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Орг.момент

2.Актуализация знаний

3.Работа по теме урока.

4.Практическая работа.

5.Итог урока.

6.Рефлексия.

Итак, друзья внимание!

Ведь прозвенел звонок,

Садимся по удобнее,

Начнём скорей урок.

Здравствуйте ребята, меня зовут Евгения Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями. Вы узнали, как растения дышат и питаются.

Давайте мы с вами сейчас и проверим, как вы запомнили тему прошлого урока.

Задание «Закончи предложение!»

Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются …

Растения дышит и …

Вода в листья поступает из …

Для дыхания живых существ растения выделяют …

Молодцы ребята, а теперь вам предстоит ответить на небольшой тест. Отвечаем по поднятой руке, с места не выкрикиваем! За правильный ответ я вам буду давать жетон.

1) Докажите, что растения – живые существа.

А)они двигаются

Б)они разумны

В)они дышат

2) Что растения получают из почвы?

А)воду

Б)сахар

В)крахмал

3) Почему растения называют лёгкими планеты?

А)они легче животных

Б)они дышат

В)они выделяют кислород

4) Какое утверждение верно?

А)Листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Б)Листья поглощают минеральные соли и выделяют воду.

В)Листья поглощают углекислый газ и выделяют крахмал.

5) Почему люди не смогли бы прожить без растений?

А)Растения дают необходимые питательные вещества.

Б)Растения выделяют в воздух кислород.

В)Без растений будет некрасиво.

Растения живые существа. Они дышат и питаются, а значит, они должны расти и размножаться.

-Ребята, может кто-то уже догадался, как будет звучать тема нашего урока?

Итак, тема нашего урока «Размножение и развитие растений. Охрана растений».

Ребята, а какое время года сейчас?

А совсем недавно было…?

А обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Что они там делают?

Чем больше нектара у растения, тем больше насекомых будет к нему прилетать.

Однажды ученые поставили такой опыт: на яблоне выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши, а на ветке под марлей – ни одной!

Почему это произошло?

— Насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена.

Ребята, а кто знает, как называется этот процесс?

Эта работа – опыление цветов. Что такое опыление?

Давайте разберемся, поможет нам в этом видеофрагмент.

Ребята, давайте посмотрим с вами видеофрагмент про то, как опыляются цветковые растения. Выша задача внимательно просмотреть и запомнить, как опыляются и кем!

-Ребята, вы просмотрели видеофрагмент. Кто, что запомнил из просмотренного?

( У цветов есть тычинки и пестик. На тычинках маленькие желтые крупинки — пыльца. В пестике образуется плод. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала в пестик. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет,то плодов и семян у растения не будет).

Ребята, давайте запишем с вами определение в тетрадь:

Опыление – это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.

-Ребята, а кто запомнил, какие насекомые опылители бывают?

Давайте их запишем в тетрадь.

Ребят, а теперь давайте с вами подумаем, как же распространяются семена?

Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Отправляются семена – путешественники искать новые, необжитые места. У каждого семечка, семени или плода свой «транспорт». Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветром. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной им предстоит большая работа выращивать новое растение.

Ребят, отгадайте загадку:

На зеленой крупой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

Их семена распространяются ветром.

Какие приспособления есть у этих семян? 

Давайте откроем с вами учебник на странице 79 и рассмотрим изображение плоды растений.

Большинство семян – любители полетать. Это самый быстрый и удобный способ попасть в далёкие края. Многие семена крылаты. У клена и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клена опадают с дерева своеобразно – они быстро – быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. А мелкие орешки березы с двумя прозрачными крылышками по бокам. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Только легкие семена может перенести ветер.

Физкультминутка.

Ребята, а вы слышали, что есть такие растения – зайцы?

Как вы думаете, почему их так прозвали? Они путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он, туда и они.

-Ребята, а что за растение изображено на слайде?

-В безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных, и переносятся с одного места на другое.

Водные растения тоже приспособились. Семена кувшинок прилипают к липким лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоема на водоем.

А что делать растениям, у которых семена более тяжелые и нет «крылышек», «парашютиков».

Плоды некоторых растений тяжелые, поэтому ветер не может их распространять. Например, плоды дуба – желуди, орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда «носильщики» перенесут их в другие места. Белки, мыши, птицы не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят желуди, орехи и разнесут их по норам и дуплам. Эти плоды для них вкусные и ценные запасы на зиму. Весной забытые и потерявшиеся плоды дадут ростки новых деревьев и кустарников.

Также на шерсти животных и одежде человека встречаются цепкие головки череды, репейника. Некоторые невозможно вычесать. У растений много различных крючков, зацепок, зубчиков — приспособлений для того, чтобы удерживаться и путешествовать как можно дальше.

Вот какие интересные факты о размножении растений мы с вами сегодня узнали.

-Ребята, а можно ли уничтожать растения?

Что мы должны сделать для того, чтобы сохранить растения?

Ребята, давайте прочитаем и запомним с вами «правила друзей природы»!

1)Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты из тех растений, которые выращены человеком.

2)Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много.

3)В лесу будем ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

Нельзя забывать о том, что в природе всё взаимосвязано.

Ребят, вы все наверное садили семена растений и видели как оно прорастает!?

Чтобы из семечка выросло новое растение, оно должно попасть в место, где тепло, есть влага и воздух, это что за место такое?

-Как же растение развивается из семени?

(Сначала из семени появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растет и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами).

На уроке окружающего мира мы говорили о растениях. Растения являются частью живой природы. А значит, они дышат, питаются, развиваются и размножаются.

-Как из маленького семени получается новое, большое растение?

-Ребята, а что нужно для того чтобы посадить растение?

Для прорастания растения нужны тепло, вода, воздух. Нужно замочить растение, так оно с большей вероятностью прорастёт, когда семя набухло, и появился корешок необходимо семя высадить в землю, чтобы выросло взрослое растение.

-Ребята, давайте посмотрим с вами видеофрагмент с ускоренной съёмкой прорастания семени.

Ребята, я предлагаю вам высадить семена растений в землю и пронаблюдать за ним, как оно будет прорастать.

-Над какой темой сегодня мы с вами работали?

-Какие основные способы распространения семян?

1)по воздуху;

2)по воде;

3)с помощью животных;

4) с помощью человека.

-Какие основные «правила друзей природы» мы с вами узнали?

«Цветные карандашики».

Дети приветствуют учителя.

Повторяют тему прошлого урока.

(сахар и крахмал)

(питается)

(корня)

(кислород)

В

А

В

А

Б

Ответы детей.

Осень.

Лето.

Ответы детей.

Ответы детей.

Опыление.

Ответы детей.

Просмотр видео.

Ответы детей.

Записывают определение в тетрадь.

Пчёлы, шмели,бабочки.

Ответы детей.

Одуванчик.

Парашютики.

Открывают учебник рассматривают изображение.

Ответы детей.

Подорожник.

Слушают учителя.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Его нужно посадить.

Ответы детей.

Выполняют задание.

Ответы детей.

Выполняют самостоятельно.

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся