Проблемы и пути развития курса
“ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕНЯТЕЛЬНОСТИ”
“Основы безопасности жизнедеятельности”
Включение образовательной области ОБЖ в базисный учебный план вызвано тем, что главной проблемой наступающей постиндустриальной волны является безопасность жизни человека.
Курс ОБЖ направлен на преодоление опасностей, в том числе и опасностей инерционности системы образования.
Новая концепция ориентирует развитие курса в двух направлениях.
1. В курсе наряду с имеющимся материалом должны рассматриваться вопросы предупреждения новых опасностей для человека от собственной жизнедеятельности.
2. Вопросы безопасности жизни должны рассматриваться системно на трех уровнях:
Первый уровень – вопросы индивидуальной, личной безопасности. Это содержание нынешнего курса, которое необходимо знать каждому, чтобы осознанно совершить свой выбор личного поведения, особенно в образе жизни.
Второй уровень – национальный. На этом уровне рассматриваются вопросы безопасности наций, народ в борьбе за недостаточные ресурсы, создание наилучших условий для своих стран, для выживания большинства населения.
Третий уровень – глобальный. Сегодня существует возможность полной катастрофы человечества при безответственном использовании государствами технологий глобального масштаба.
Уровни безопасности рассматриваются по мере увеличения возрастных возможностей школьников:
в начальных классах – безопасность школьника;
в основной школе – безопасность личности;
в выпускном классе основной школы и в старших классах – безопасность жизни личности, общества и государства.
Основные тематические линии содержания образовательной области “Основы безопасности жизнедеятельности”:
— основы здорового образа жизни;
— защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Эти разделы изучаются в начальной, основной и старшей школе.
Следующие три раздела изучаются в основной и старшей школе.
— основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;
— основы защиты Отечества;
— современный комплекс проблем безопасности.