Тема урока |
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ |
||
Тип урока |
Ознакомление с новым материалом |
||
Цель урока |
Способствовать формированию начальных обществоведческих знаний, представлений о проблемах взаимоотношений человека с другими людьми |
||
Образовательные ресурсы |
Презентация «Отношения между людьми» Карточки с ситуациями по теме урока |
||
План урока |
1. Какие отношения называются межличностными. 2. Чувства – основа межличностных отношений. 3. Виды межличностных отношений |
||
методы и формы |
Методы: объяснительно-иллюстративный. Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах |
||
Основные понятия |
Дружба, товарищество, знакомство |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся: определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное |
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы |
Время (мин) |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы |
Универсальные |
Формы контроля |
|
I. Мотивация |
2 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать |
Фронтальная работа |
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
|
|
II. Актуализация знаний |
7 |
Беседа по теме «Межличностные отношения» |
Организует диалог с учащимися по вопросам: – Можно ли назвать личностью животное? – Что такое чувства? – Какие чувства ты знаешь? – Почему одним людям мы симпатизируем, |
Отвечают |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск нужной информации |
Устные ответы |
|
III. Изучение нового материала |
17 |
1. Презентация «Отношения между людьми». 2. Задания в рабочей тетради, № 1–3, с. 29–30. 3. Притча о дружбе (Приложение 1). 4. Задания по карточкам: определить стили межличностных отношений (Приложение 2).
5. Работас учебником, рубрики «Жил на свете человек», с. 53, «Путешествие в прошлое», галерея», с. 55
|
1. Показывает и комментирует слайды презентации, знакомит учащихся с понятием «межличностные отношения». 2. Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради.
3. Знакомит с притчей, проводит беседу – Почему дружба так важна для людей? – Кого ты можешь назвать настоящим другом? – Какие качества важны в дружеских отношениях? – Какие чувства испытывает человек к своему другу? 4. Выдает карточки с описанием ситуаций, комментирует задание 5. Организует знакомство с материалами рубрик, проводит обсуждение по вопросу учебника: – Рассмотрите иллюстрацию картины Н. Н. Ге «А. С. Пушкин в селе михайловском» – Как вы думаете, почему дружба так важна – Что объединяет друзей крепче всего? – Известны ли вам другие примеры истинной дружбы? – Почему разлука с другом переживается человеком как несчастье? |
1. Знакомятся с новой информацией, делают записи в тетрадь, задают уточняющие вопросы. 2. Самостоятельно выполняют задания.
3. Знакомятся с притчей, активно принимают участие в ее обсуждении, высказывают собственное мнение.
4. Выполняют задания на карточках. 5. Знакомятся с текстом рубрик, рассматривают иллюстрацию; аргументированно отвечают на вопросы, высказывая собственную точку зрения |
1. Индивидуальная работа.
2. Индивидуальная работа.
3. Фронтальная работа.
4. Работа в парах.
5. Фронтальная работа
|
Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества; оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) |
1. Запи-си в тетради. 2. Задания в рабочей тетради. 3. Уст-
4. Задания по карточкам. 5. Уст-
|
|
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
7 |
Задания в рабочей тетради, № 4–6, |
Поясняет задания, выполняемые учащимися |
Выполняют |
Индивидуальная работа |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради |
Проверка выполнения заданий |
|
V. Итоги урока. Рефлексия |
5 |
Обобщение полученных |
Организует беседу по вопросам: – В чем состоят основные особенности межличностных отношений? – Что такое «взаимопонимание»? – Чем отличаются деловые и личностные отношения? |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результат уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
|
Домашнее за-дание |
2 |
§ 6. задание в рабочей тетради, № 8, |
Объясняет домашнее задание |
Записывают домашнее |
Индивидуальная работа |
|
|
Приложение 1
Притча о дружбе и любви
Жили-были два друга. В один момент они поспорили, и один из них дал пощечину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину». Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу, спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо нам хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это из нашей памяти.
Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.
Приложение 2
Задания на карточках
определить стили межличностных отношений:
Ситуация 1. Двое друзей отправились на прогулку в ближайший парк, во время гулянья поссорились и начали драться.
Ситуация 2. Президенты двух стран встречались для ведения международных переговоров.
Ситуация 3. Учитель дополнительно занимался со своим учеником математикой.
Ситуация 4. Родители вместе со своим ребенком поехали отдыхать к морю.
Ситуация 5. Учитель вызвал родителей в школу для разговора о поведении их ребенка.