Конспект урока обществознания по теме «Роль экономики в жизни общества»

Тема: Роль экономики в жизни общества (§ 12)

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с обществом как сложной динамической системой, важнейшим элементом которой является экономическая сфера его жизнедеятельности.

  2. Углубить представления об экономике как важной сфере жизни общества, ее основных проявлениях.

  3. Характеризовать соотношение между жизнью общества в целом и его экономическим развитием, влияние, оказываемое экономикой на общественную жизнь.

  4. Раскрыть тесную взаимосвязь экономики с другими сторонами жизни общества (политика, социальная и духовная структура).

План урока:

  1. Экономика как подсистема общества.

  2. Экономика и уровень жизни.

  3. Экономика и социальная структура общества.

  4. Экономика и политика.

Ход урока:

  1. Экономика как подсистема общества.

Обращение к дискуссионной проблеме, предложенной в начале § 12 (с 125).

Экономика (от греч. оikos – дом, хозяйство и nomos – правило, закон) – 1) хозяйство страны; 2) сфера общественной жизни, включающая отношения в процессе материального производства, обеспечивающие обществу материальные возможности для существования и развития;

3) наука, изучающая способы распределения обществом ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.

Экономическая деятельность – многообразные виды хозяйственной деятельности людей, направленные на удовлетворение их потребностей и обеспечение материальных условий жизни.

Виды экономической деятельности: производство, распределение, обмен, потребление.

Чтение § 12 (с 126-127).

Игровая ситуация «Путаница».

З а д а н и е: При перепечатке материалов одного сообщения секретарша поменяла местами некоторые виды экономической деятельности. Внимательно рассмотрите схему и исправьте ошибки, допущенные при наборе материала.

ВИДЫ

ЭКОНОМИЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОИЗВОДСТВО

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБМЕН

ПОТРЕБЛЕНИЕ

Изготовление мебели.

Медицинские услуги.

Продажа квартир.

Сбор налогов.

Передача прав пользования земельным участком.

Составление бюджета.

Товарообмен между предприятиями.

Обед в ресторане.

Покупка продовольственных товаров.

Получение пенсии.

Розничная торговля.

Изготовление витрин.

Использование в быту отопления.

Производство мяса и молока.

Индивидуальный пошив одежды.

Выплата пособий на детей.

Посещения бассейна.

Приобретение медикаментов.

Знакомство с важнейшими тенденциями развития экономической сферы общества – чтение § 12 (с 127).

  1. Экономика и уровень жизни.

Почему одним странам удается добиться высокого экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты?

Уровень жизни – показатель обеспеченности населения необходимыми для жизни товарами и услугами.

Этот показатель зависит от того, насколько экономика способна удовлетворять запросы потребителей и возможности последних приобретать необходимые для жизни товары и услуги. Уровень жизни, как правило, сводят к такому показателю, как валовой внутренний продукт (или валовой национальный продукт) на душу населения.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – обобщающий экономический показатель хозяйственной деятельности страны, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведенных за год непосредственно внутри страны. Разделив ВВП на количество граждан, можно получить показатель «ВВП на душу населения».

Валовой национальный продукт (ВНП) – обобщающий экономический показатель, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом. Разделив ВНП на количество граждан, можно получить показатель «ВНП на душу населения». Этот показатель, характеризуя экономику в целом, позволяет оценивать уровень производства и развития экономики страны, разрабатывать экономические прогнозы, увидеть реальную картину уровня жизни населения.

Сравнение уровней валового национального продукта (ВНП) на душу населения (2000 г.)

Страна

ВНП на душу населения (в долл.)

Индия

340

Китай

620

Россия

2 245

Бразилия

3 640

США

26 980

Германия

27 510

Япония

39 640

Уровень жизни населения зависит от таких показателей, как «прожиточный минимум», «уровень бедности» («черта бедности»), «потребительская корзина», «минимальный уровень потребления», «минимальная заработная плата».

З а д а н и е: Дома самостоятельно найти и записать определения данных показателей.

Чтение § 12 (с 128).

  1. Экономика и социальная структура общества.

Самостоятельное изучение § 12 (с 130-132) п. «Экономика и социальная структура общества».

З а д а н и е: Выделить в тексте важнейшие проявления взаимного влияния экономики и социальной структуры общества.

З а д а н и е: Выполните задание № 2 (с 136).

  1. Экономика и политика.

Экономическая политика – система государственных мер воздействия на экономические процессы. Целью экономической политики могут быть экономический рост, экономическая свобода, полная занятость и др. Реализация экономической политики предполагает использование государством различных механизмов регулирования и влияния на экономические процессы: бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика, содействие конкуренции и ограничение монополий, производство общественных благ и др. Выбор этих методов определяется состоянием национальной экономики, приоритетным направлением экономической политики, опорой на те или иные теоретические воззрения, на процесс регулирования экономики.

Воздействие государства на экономику может быть трояким:

  1. государство может действовать в том же направлении, что и экономика, — тогда развитие экономики идет быстро;

  2. государство может действовать наперекор экономическому развитию – тогда оно терпит крах через определенное время;

  3. государство может ставить экономическому развитию преграды в одних направлениях и стимулировать его в других.

Экономическая система – организационные способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

Конечная цель любой экономической системы – удовлетворение потребностей общества. Потребности общества безграничны, а ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены. С расходованием ресурсов связаны главные проблемы экономического развития. Как использовать ограниченные ресурсы, чтобы получить наибольшее количество товаров и услуг? Какой способ регулирования деятельности производителя выбрать? Что, как и для чего производить?

Разные подходы к решению этих вопросов позволяют выделить следующие типы экономических систем: традиционную, централизованную (командную), рыночную. В традиционной эти проблемы решаются на основе традиций и обычаев, в централизованной – с помощью государственного плана, в рыночной – на основе личных интересов свободных производителей в целях получения прибыли.

Чтение § 12 (с 132), ответить на вопрос № 6 (с 136).

Домашнее задание: § 12, внимательно читать; вопрос № 7 (с 136) – письменно.

* задание № 3 – письменно.

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся