Тема: Роль экономики в жизни общества (§ 12)
Цели урока:
-
Продолжить знакомство с обществом как сложной динамической системой, важнейшим элементом которой является экономическая сфера его жизнедеятельности.
-
Углубить представления об экономике как важной сфере жизни общества, ее основных проявлениях.
-
Характеризовать соотношение между жизнью общества в целом и его экономическим развитием, влияние, оказываемое экономикой на общественную жизнь.
-
Раскрыть тесную взаимосвязь экономики с другими сторонами жизни общества (политика, социальная и духовная структура).
План урока:
-
Экономика как подсистема общества.
-
Экономика и уровень жизни.
-
Экономика и социальная структура общества.
-
Экономика и политика.
Ход урока:
-
Экономика как подсистема общества.
Обращение к дискуссионной проблеме, предложенной в начале § 12 (с 125).
Экономика (от греч. оikos – дом, хозяйство и nomos – правило, закон) – 1) хозяйство страны; 2) сфера общественной жизни, включающая отношения в процессе материального производства, обеспечивающие обществу материальные возможности для существования и развития;
3) наука, изучающая способы распределения обществом ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.
Экономическая деятельность – многообразные виды хозяйственной деятельности людей, направленные на удовлетворение их потребностей и обеспечение материальных условий жизни.
Виды экономической деятельности: производство, распределение, обмен, потребление.
Чтение § 12 (с 126-127).
Игровая ситуация «Путаница».
З а д а н и е: При перепечатке материалов одного сообщения секретарша поменяла местами некоторые виды экономической деятельности. Внимательно рассмотрите схему и исправьте ошибки, допущенные при наборе материала.
ВИДЫ ЭКОНОМИЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|||
ПРОИЗВОДСТВО
|
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ |
ОБМЕН |
ПОТРЕБЛЕНИЕ |
Изготовление мебели. Медицинские услуги. Продажа квартир. Сбор налогов. Передача прав пользования земельным участком. |
Составление бюджета. Товарообмен между предприятиями. Обед в ресторане. Покупка продовольственных товаров. |
Получение пенсии. Розничная торговля. Изготовление витрин. Использование в быту отопления. Производство мяса и молока. |
Индивидуальный пошив одежды. Выплата пособий на детей. Посещения бассейна. Приобретение медикаментов. |
Знакомство с важнейшими тенденциями развития экономической сферы общества – чтение § 12 (с 127).
-
Экономика и уровень жизни.
Почему одним странам удается добиться высокого экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты?
Уровень жизни – показатель обеспеченности населения необходимыми для жизни товарами и услугами.
Этот показатель зависит от того, насколько экономика способна удовлетворять запросы потребителей и возможности последних приобретать необходимые для жизни товары и услуги. Уровень жизни, как правило, сводят к такому показателю, как валовой внутренний продукт (или валовой национальный продукт) на душу населения.
Валовой внутренний продукт (ВВП) – обобщающий экономический показатель хозяйственной деятельности страны, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведенных за год непосредственно внутри страны. Разделив ВВП на количество граждан, можно получить показатель «ВВП на душу населения».
Валовой национальный продукт (ВНП) – обобщающий экономический показатель, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом. Разделив ВНП на количество граждан, можно получить показатель «ВНП на душу населения». Этот показатель, характеризуя экономику в целом, позволяет оценивать уровень производства и развития экономики страны, разрабатывать экономические прогнозы, увидеть реальную картину уровня жизни населения.
Сравнение уровней валового национального продукта (ВНП) на душу населения (2000 г.)
Страна |
ВНП на душу населения (в долл.) |
Индия |
340 |
Китай |
620 |
Россия |
2 245 |
Бразилия |
3 640 |
США |
26 980 |
Германия |
27 510 |
Япония |
39 640 |
Уровень жизни населения зависит от таких показателей, как «прожиточный минимум», «уровень бедности» («черта бедности»), «потребительская корзина», «минимальный уровень потребления», «минимальная заработная плата».
З а д а н и е: Дома самостоятельно найти и записать определения данных показателей.
Чтение § 12 (с 128).
-
Экономика и социальная структура общества.
Самостоятельное изучение § 12 (с 130-132) п. «Экономика и социальная структура общества».
З а д а н и е: Выделить в тексте важнейшие проявления взаимного влияния экономики и социальной структуры общества.
З а д а н и е: Выполните задание № 2 (с 136).
-
Экономика и политика.
Экономическая политика – система государственных мер воздействия на экономические процессы. Целью экономической политики могут быть экономический рост, экономическая свобода, полная занятость и др. Реализация экономической политики предполагает использование государством различных механизмов регулирования и влияния на экономические процессы: бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика, содействие конкуренции и ограничение монополий, производство общественных благ и др. Выбор этих методов определяется состоянием национальной экономики, приоритетным направлением экономической политики, опорой на те или иные теоретические воззрения, на процесс регулирования экономики.
Воздействие государства на экономику может быть трояким:
-
государство может действовать в том же направлении, что и экономика, — тогда развитие экономики идет быстро;
-
государство может действовать наперекор экономическому развитию – тогда оно терпит крах через определенное время;
-
государство может ставить экономическому развитию преграды в одних направлениях и стимулировать его в других.
Экономическая система – организационные способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
Конечная цель любой экономической системы – удовлетворение потребностей общества. Потребности общества безграничны, а ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены. С расходованием ресурсов связаны главные проблемы экономического развития. Как использовать ограниченные ресурсы, чтобы получить наибольшее количество товаров и услуг? Какой способ регулирования деятельности производителя выбрать? Что, как и для чего производить?
Разные подходы к решению этих вопросов позволяют выделить следующие типы экономических систем: традиционную, централизованную (командную), рыночную. В традиционной эти проблемы решаются на основе традиций и обычаев, в централизованной – с помощью государственного плана, в рыночной – на основе личных интересов свободных производителей в целях получения прибыли.
Чтение § 12 (с 132), ответить на вопрос № 6 (с 136).
Домашнее задание: § 12, внимательно читать; вопрос № 7 (с 136) – письменно.
* задание № 3 – письменно.