Колокольный звон
Колокольный звон
- В христианском мире существуют три вида колокольного звона , каждый из которых предъявляет свои требования и к колоколам:
- 1. Православный звон
- 2. Католический звон
- 3. Кариольный звон
Основы православного звона
- Церковный звон употребляется для того, чтобы: • созывать верующих к богослужению; • выражать торжество Церкви и ее Богослужений; • возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особо важных частей Богослужений.
В церкви различают 4 канонических звона :
- благовест,
- перебор,
- перезвон,
- трезвон.
Колокол и его название
Вечевой колокол в Новгороде. 1570-е годы
Колокол и его название
Набатный колокол. 1714 год
Колокол и его название
Колокол «Лебедь » 1594 год. Мастер — Андрей Чохов
Колокол и его название
Колокол «Полиелейный «. 1683 год. Мастер — Филипп Андреев
Колокол и его название
Колокол «Ляпуновский » 1697 год. Колокольня Иван Великий Московского Кремля
Орнаментация церковных колоколов
- Русские колокола на протяжении веков украшали по-разному. В древние времена на внешней поверхности колоколов исполнялись краткие надписи с именем мастера-литейщика или текстом молитвы. Позже на колоколах появились пространные надписи, содержащие имена вкладчика и его семьи, цитаты богослужебных текстов, исторические сведения, указывающие повод вклада.
Орнаментация церковных колоколов
Орнаментация церковных колоколов
В XVI веке великое княжество Московское, ставшее в 1547 году Российским царством, расширяется и крепнет.
Художественному оформлению колоколов в это время уделялось особое внимание. Профили русских колоколов XVI века весьма различны: от вытянутых до широких, приземистых, с нижним диаметром большим, чем общая высота колокола с ушами.
В соревновании с западно-европейскими мастерами рождается тот оригинальный, ни на что не похожий русский колокольный профиль, рождается удивительно мягкий, бархатистый и благородный голос российских колоколов, так отличающийся от их крикливых и пронзительно-резких западных собратьев.
Основными в оформлении колоколов остаются поперечные орнаментальные пояски, валики, травные орнаменты и надписи. Поля колоколов мастера оставляют пустыми. Украшения располагаются вверху колоколов между верхними поясками или в самом низу, на валу — самой толстой части колоколов, где они меньше всего могут влиять на звук.
Орнаментация церковных колоколов
Все оформление колоколов можно разделить на:
- горизонтальные пояски или бороздки, исполненные в модели или открученные на фальшколоколе при помощи доски-лекала
- орнаментальные фризы (растительные или геометрические)
- надписи, выполненные выпукло в литье, гравированные, или их сочетание
- рельефноисполненные иконы Господа, Пресвятой Богородицы, образы Святых и Сил небесных.
Орнаментация церковных колоколов
- Горизонтальные пояски на внешней поверхности колокола подобно тонким одинарным или двойным полуциркульным обручам закрепляют каждое изменение кривой, образующей внешний профиль колокола.
Появляется орнаментальный фриз из так называемых арабесок .
Трилистник — первый зафиксированный случай украшения колокола растительным орнаментом готического происхождения.
Орнаментация церковных колоколов
Орнаментация церковных колоколов
Вкладная надпись обычно повествует о времени отливки колокола, его заказчике, мастере и вкладчиках.
Внешний профиль колокола
Колокольня Софийского собора на Софийской площади
Вид собора с юго-восточного угла
Мозаика алтаря. ХI век Святитель Василий Великий. Богоматерь Оранта. (Нерушимая стена).
Благовещение. Мозаика на Алтарных столбах. ХI век
Спасибо за урок! Храни вас Бог!