Конспект урока «Развитие музыки»

Технологическая карта урока

в рамках введения системно-деятельностного подхода ФГОС

Автор разработки:

Козак Ольга Юрьевна

Предмет

Музыка

Класс

3 класс

Автор УМК, учебник (выходные данные)

по программе «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, которая является частью УМК «Школа России» (1-4 класс)

Тема урока

«Развитие музыки»

Тип урока

урок «открытия» нового знания

Цель урока

формировать понятие о развитии музыки

Задачи урока:

— Включить учащихся в учебную деятельность.
— Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

— актуализировать учебное содержание, необходимое и
достаточное для восприятия нового материала.

— Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе
которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

— организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.
— зафиксировать изученное учебное

-содержание во внешней речи.

— Организовать выполнение самостоятельной работы.

-повторить учебное содержание.

— зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

-оценить собственную деятельность на уроке;

-обсудить и записать домашнее задание.

Методы организации учебной деятельности

-метод идентификации — вживание в образы искусства;

-метод организации художественно-эстетической среды;

-словесное рисование;

-поиск выразительных средств исполнения;

-вокально-хоровая работа

Форма организации работы

коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность, фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение.

Используемые технологии

Технология деятельностного метода

Тема урока «Развитие музыки»

Этап урока: 1.Организационный момент и мотивация.

Задачи этапа:

— Включить учащихся в учебную деятельность.
— Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

Дети под музыку входят в класс.
Музыкальное приветствие.

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.

Музыкальное приветствие детей «Доброе утро, здравствуйте учитель»

Личностные:

— самоопределение

Коммуникативные:

-Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками

Этап урока: 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Задачи этапа: — актуализировать учебное содержание, необходимое и
достаточное для восприятия нового материала.

Давайте вспомним, как называется знак, который открывает нам музыку?

— Сколько всего нот в музыке? назовите их по порядку.

-Пропоём все звуки.

В нашей жизни и в нас с вами постоянно происходят изменения.

-в жизни человека, в природе или просто вокруг нас происходят изменения?

– в природе: прорастает зерно, растет, изменяется и становиться растением (слайд № )

– человек: малыш растет, развивается, крепнет, умнеет и т.д. (слайд №4)

Если что-то изменяется, значит, происходит что? — развитие.

Развитие – это, прежде всего изменение, (слайд №5) постоянно происходящее и наблюдаемое нами в жизни.

Если мы прочитаем (без музыки) любую сказку, то увидим, что в ней происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружеские беседы, то в споры и т. д. Все это называется развитием.

Но если такое развитие есть в жизни человека, в природе или просто вокруг нас, то оно, должно быть и в музыке.

При помощи чего может развиваться музыка?

Как может развиваться музыка?

Докажите, что это так.

(Скрипичный, музыкальный ключ)

(7)

Поют

Да

Ответы детей

Развитие

Ответы детей

Дети затрудняются ответить.

Познавательные:

-анализ, синтез, сравнение, обобщение;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения 

Коммуникативные:

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Этап урока: 3.Выявление места и причины затруднения .

Задачи этапа: — Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе
которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

-Почему вы не можете ответить?

( Потому что мы не знаем и не изучали на уроке.)

Познавательные:

-постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Этап урока: 4.Построение проекта выхода из затруднения.

Задача этапа:

организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

Изменения происходят и в музыке, она не бывает всё время одинаковой. Значит, в ней тоже происходит развитие, и мы, сегодня на уроке, послушаем, при помощи чего происходит развитие музыки.

Какую цель мы должны поставить?

Значит какая тема нашего урока?

Чтобы понять, что такое развитие музыки и какие бывают виды развития музыки, надо внимательно слушать музыку и учителя. (Слайд №2)

Послушай, как щебечут птицы
Послушай, как поёт волна
Как дождь в окно твоё стучится
Повсюду музыка слышна

Именно эти строчки стихотворения говорят: хорошо было бы, если каждый из вас будет очень внимательным, очень чутким к музыке.

Мы услышим, как развивается музыка композитора Эдварда Грига.

Познакомьтесь, композитор Э. Григ.

Слайд . (портрет + И.Ф. и годы жизни.)

Э. Григ родился и жил на севере, в Норвегии. Эта страна находится у Северного моря. В ней много морских заливов, гор, скал, снегов, озёр. Норвегия — родина гномов, троллей, эльфов. Эти сказочные существа будто бы живут в горах и скалах, которых много в Норвегии.

Слайды о Норвегии. №.

Э. Григ сочил музыку к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

Комедия-это, когда смешно, драма-когда грустно.

Музыка рассказывает историю о юноше, который покинул родной дом и отправился путешествовать в дальние страны в поисках счастья.

Звали его — Пер, фамилия — Гюнт.

Было ему тогда всего лишь 20 лет.

Во время путешествия он попадал в разные страны:

Слайд : В пещеру горного короля

В Аравийскую пустыню

В страну гномов

— Послушайте музыку и выберите из имеющихся названий, куда попал Пер?

-У гномов такая музыка может быть? Вспомните м/ф «Белоснежка».

— А у нас музыка добрая?

— А в пустыне? В пустыне жара, зной. Тоже нет.

Правильно, Пер попал в пещеру горного короля, к злым существам, в подземное царство троллей.

Музыка так и называется «В пещере горного короля».

Слайд .

Посмотрите на экран. Помогите мне разгадать этот ребус.

Слайд №. ДИНАМИКА

— Что такое динамика?

То есть звуки могут звучать громко или тихо.

Какая динамика была в этом произведении?

— Если изменяется динамика, что происходит?

Посмотрите на экран, прочитайте глазками.

Слайд № (динамическое развитие).

Какие ещё изменения вы услышали в этом произведении? Как он изменялся?

— А если изменяется темп, то происходит развитие.

— как называется такое развитие?

Посмотрите на экран. Прочитай, пожалуйста.

Слайд № (темповое развитие).

А теперь давайте поговорим, почему произошло такое развитие в музыке?

О чём рассказывает композитор?

Пер попал в пещеру и прилег отдохнуть.

— Как музыка звучала?

Тролли стали постепенно подкрадываться к Перу

-Как в музыке это показано?

Когда тролли подкрались к Перу, то увидели что это человек и обрадовались.

Когда вам весело, на празднике каком-нибудь, например, вы что делаете от радости? Танцуете.

Тролли устроили дикий танец вокруг Пера (быстрый, стремительный, дикий, страшный).

— Как изменилась музыка?

Вот видите, как много нам музыка рассказала.

-Что помогло нам все это увидеть и услышать? (развитие)

— Какое?

Обратите внимание на экран, прочитайте про себя: (динамическое развитие и темповое).

Узнать, при помощи чего происходит развитие музыки.

Развитие музыки.

Слушают

Нет (гномы веселые, добрые).

Злая.

Пер попал в пещеру горного короля.

ДИНАМИКА

Сила звука.

Ответы.

(динамическое развитие).

Ответы изменился темп (в начале медленный, а потом постепенно ускоряется и становится быстрым)

(темповое развитие).

(настороженно, тихо, таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно).

(музыка стала звучать быстрее и громче.)

Веселимся, танцуем.

(если вначале настороженная, то далее…?)

(стала очень громкая и быстрая)

развитие (динамическое развитие и темповое).

Познавательные:

— анализ, синтез, сравнение;

-формулирование познавательной цели;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

 Личностные:

-осознание ответственности за общее дело.

 Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

Этап урока: 5.Первичное закрепление.

Задачи этапа: — зафиксировать изученное учебное

-содержание во внешней речи.

Долго путешествовал П.Г. в поисках счастья — 40 лет.

Дома у него осталась его невеста Сольвейг, которая все эти годы ждала его и продолжала любить. Она не теряла надежды встретиться с ним вновь.

И все время, когда Сольвейг вспоминала Пера, она пела песню.

Вы сейчас послушаете песню Сольвейг и определите какое развитие в этой музыке вы услышали?

Слушание музыки.

— Какое настроение у Сольвейг было? Всегда такое? Музыка менялась?

— Какая стала?

Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни.

Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.

— Что изменилось в музыке?

— Когда грустила, темп был…?

— А когда думала о хорошем…?

— Какое еще развитие в музыке было? Что изменялось?

Когда человек волнуется, он начинает говорить громче, также и Сольвейг, когда сильно волнуется, начинает петь громче.

Развитие в музыке помогло нам представить образ Сольвейг.

Назовите, пожалуйста, какое развитие было в музыке?

Слушание музыки.

( Грустное)

Грустное, потом весёлое.

Темп

медленный.

быстрый.

динамика

Динамическое, темповое.

Познавательные:

-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;

Коммуникативные:

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Этап урока: 6этап. Самостоятельная работа.

Задача этапа:

— Организовать выполнение самостоятельной работы.

Танец «Три хлопка над головой»

Какие изменения были в музыке?

Значит, какое развитие?

Темп

Темповое

Познавательные:

-доказательство

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

Этап урока: 7этап. Включение в систему знаний и повторение.

Задача этапа:

-повторить учебное содержание.

Ребята, а сейчас я предлагаю спеть знакомую нам песню «Если с другом вышел в путь»

-Какой характер?

-Давайте, в характере исполним песню.

Весело, радостно

исполняют

Коммуникативные:

-адекватное использование речевых средств, для решения коммуникационных задач.

Этап урока: 8этап. Рефлексия.

Задача этапа:

— зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

оценить собственную деятельность на уроке;

-обсудить и записать домашнее задание.

Какая цель нашего урока?

Какая тема нашего урока?

– Что такое развитие? Скажите одним словом….(изменение)

– Чему мы сегодня научились?

– В произведениях, какого композитора было яркое развитие? (Грига.) Как оно называлось?

– Какие виды развития?

-Спасибо за урок. Мне было очень интересно на нашем уроке. Вы меня очень порадовали своей активной работой.

-Что вам больше всего понравилось на

уроке?

-Какое у вас настроение после нашего урока?

Домашнее задание.

Я предлагаю вам дома нарисовать любой рисунок к произведению, которое вам больше всего понравилось.

Оценки за урок.

Узнать с помощью чего развивается музыка?

Развитие музыки

Изменение

(Определять виды развития)

(“В пещере горного короля”)

(динамическое, темповое)

Ответы детей (всё понравилось)

Хорошее

Познавательные:

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

-самооценка на основе критерия успешности;

-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся