Технологическая карта урока
в рамках введения системно-деятельностного подхода ФГОС
Автор разработки: |
Козак Ольга Юрьевна |
Предмет |
Музыка |
Класс |
3 класс |
Автор УМК, учебник (выходные данные) |
по программе «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, которая является частью УМК «Школа России» (1-4 класс) |
Тема урока |
«Развитие музыки» |
Тип урока |
урок «открытия» нового знания |
Цель урока |
формировать понятие о развитии музыки |
Задачи урока: |
— Включить учащихся в учебную деятельность. — актуализировать учебное содержание, необходимое и — Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе — организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения. -содержание во внешней речи. — Организовать выполнение самостоятельной работы. -повторить учебное содержание. — зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; -оценить собственную деятельность на уроке; -обсудить и записать домашнее задание.
|
Методы организации учебной деятельности |
-метод идентификации — вживание в образы искусства; -метод организации художественно-эстетической среды; -словесное рисование; -поиск выразительных средств исполнения; -вокально-хоровая работа
|
Форма организации работы |
коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность, фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение.
|
Используемые технологии |
Технология деятельностного метода
|
Тема урока «Развитие музыки»
Этап урока: 1.Организационный момент и мотивация.
Задачи этапа: — Включить учащихся в учебную деятельность. |
||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые универсальные учебные действия |
||
Дети под музыку входят в класс. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.
|
Музыкальное приветствие детей «Доброе утро, здравствуйте учитель» |
Личностные: — самоопределение Коммуникативные: -Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками
|
||
Этап урока: 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. Задачи этапа: — актуализировать учебное содержание, необходимое и
|
||||
Давайте вспомним, как называется знак, который открывает нам музыку? — Сколько всего нот в музыке? назовите их по порядку. -Пропоём все звуки.
В нашей жизни и в нас с вами постоянно происходят изменения. -в жизни человека, в природе или просто вокруг нас происходят изменения? – в природе: прорастает зерно, растет, изменяется и становиться растением (слайд № ) – человек: малыш растет, развивается, крепнет, умнеет и т.д. (слайд №4) Если что-то изменяется, значит, происходит что? — развитие. Развитие – это, прежде всего изменение, (слайд №5) постоянно происходящее и наблюдаемое нами в жизни. Если мы прочитаем (без музыки) любую сказку, то увидим, что в ней происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружеские беседы, то в споры и т. д. Все это называется развитием. Но если такое развитие есть в жизни человека, в природе или просто вокруг нас, то оно, должно быть и в музыке. При помощи чего может развиваться музыка? Как может развиваться музыка? Докажите, что это так. |
(Скрипичный, музыкальный ключ)
(7)
Поют
Да
Ответы детей
Развитие
Ответы детей Дети затрудняются ответить.
|
Познавательные: -анализ, синтез, сравнение, обобщение; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: -фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; -волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
||
Этап урока: 3.Выявление места и причины затруднения . Задачи этапа: — Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе
|
||||
-Почему вы не можете ответить?
|
( Потому что мы не знаем и не изучали на уроке.)
|
Познавательные: -постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
|
||
Этап урока: 4.Построение проекта выхода из затруднения. Задача этапа: — организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.
|
||||
Изменения происходят и в музыке, она не бывает всё время одинаковой. Значит, в ней тоже происходит развитие, и мы, сегодня на уроке, послушаем, при помощи чего происходит развитие музыки. Какую цель мы должны поставить?
Значит какая тема нашего урока? Чтобы понять, что такое развитие музыки и какие бывают виды развития музыки, надо внимательно слушать музыку и учителя. (Слайд №2) Послушай, как щебечут птицы Именно эти строчки стихотворения говорят: хорошо было бы, если каждый из вас будет очень внимательным, очень чутким к музыке. Мы услышим, как развивается музыка композитора Эдварда Грига. Познакомьтесь, композитор Э. Григ. Слайд . (портрет + И.Ф. и годы жизни.)
Э. Григ родился и жил на севере, в Норвегии. Эта страна находится у Северного моря. В ней много морских заливов, гор, скал, снегов, озёр. Норвегия — родина гномов, троллей, эльфов. Эти сказочные существа будто бы живут в горах и скалах, которых много в Норвегии. Слайды о Норвегии. №. Э. Григ сочил музыку к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Комедия-это, когда смешно, драма-когда грустно. Музыка рассказывает историю о юноше, который покинул родной дом и отправился путешествовать в дальние страны в поисках счастья. Звали его — Пер, фамилия — Гюнт. Было ему тогда всего лишь 20 лет. Во время путешествия он попадал в разные страны: Слайд : В пещеру горного короля В Аравийскую пустыню В страну гномов
— Послушайте музыку и выберите из имеющихся названий, куда попал Пер? -У гномов такая музыка может быть? Вспомните м/ф «Белоснежка». — А у нас музыка добрая? — А в пустыне? В пустыне жара, зной. Тоже нет. Правильно, Пер попал в пещеру горного короля, к злым существам, в подземное царство троллей. Музыка так и называется «В пещере горного короля». Слайд .
Посмотрите на экран. Помогите мне разгадать этот ребус. Слайд №. ДИНАМИКА
— Что такое динамика? То есть звуки могут звучать громко или тихо. Какая динамика была в этом произведении? — Если изменяется динамика, что происходит? Посмотрите на экран, прочитайте глазками. Слайд № (динамическое развитие).
Какие ещё изменения вы услышали в этом произведении? Как он изменялся? — А если изменяется темп, то происходит развитие. — как называется такое развитие? Посмотрите на экран. Прочитай, пожалуйста. Слайд № (темповое развитие). А теперь давайте поговорим, почему произошло такое развитие в музыке? О чём рассказывает композитор? Пер попал в пещеру и прилег отдохнуть. — Как музыка звучала? Тролли стали постепенно подкрадываться к Перу -Как в музыке это показано? Когда тролли подкрались к Перу, то увидели что это человек и обрадовались. Когда вам весело, на празднике каком-нибудь, например, вы что делаете от радости? Танцуете. Тролли устроили дикий танец вокруг Пера (быстрый, стремительный, дикий, страшный). — Как изменилась музыка? Вот видите, как много нам музыка рассказала. -Что помогло нам все это увидеть и услышать? (развитие) — Какое? Обратите внимание на экран, прочитайте про себя: (динамическое развитие и темповое).
|
Узнать, при помощи чего происходит развитие музыки. Развитие музыки.
Слушают
Нет (гномы веселые, добрые). Злая. Пер попал в пещеру горного короля.
ДИНАМИКА
Сила звука.
Ответы.
(динамическое развитие).
Ответы изменился темп (в начале медленный, а потом постепенно ускоряется и становится быстрым)
(темповое развитие).
(настороженно, тихо, таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно).
(музыка стала звучать быстрее и громче.)
Веселимся, танцуем.
(если вначале настороженная, то далее…?) (стала очень громкая и быстрая)
развитие (динамическое развитие и темповое).
|
Познавательные: — анализ, синтез, сравнение; -формулирование познавательной цели; -построение логической цепи рассуждений, доказательство. Личностные: -осознание ответственности за общее дело. Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -учёт разных мнений. |
||
Этап урока: 5.Первичное закрепление.
Задачи этапа: — зафиксировать изученное учебное -содержание во внешней речи.
|
||||
Долго путешествовал П.Г. в поисках счастья — 40 лет. Дома у него осталась его невеста Сольвейг, которая все эти годы ждала его и продолжала любить. Она не теряла надежды встретиться с ним вновь. И все время, когда Сольвейг вспоминала Пера, она пела песню. Вы сейчас послушаете песню Сольвейг и определите какое развитие в этой музыке вы услышали? Слушание музыки. — Какое настроение у Сольвейг было? Всегда такое? Музыка менялась? — Какая стала? Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни. Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне. — Что изменилось в музыке? — Когда грустила, темп был…? — А когда думала о хорошем…? — Какое еще развитие в музыке было? Что изменялось?
Когда человек волнуется, он начинает говорить громче, также и Сольвейг, когда сильно волнуется, начинает петь громче. Развитие в музыке помогло нам представить образ Сольвейг. Назовите, пожалуйста, какое развитие было в музыке?
|
Слушание музыки. ( Грустное)
Грустное, потом весёлое.
Темп медленный. быстрый.
динамика
Динамическое, темповое. |
Познавательные: -извлечение из музыкального произведения необходимой информации;
Коммуникативные: — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
||
Этап урока: 6этап. Самостоятельная работа.
Задача этапа: — Организовать выполнение самостоятельной работы.
|
||||
Танец «Три хлопка над головой»
Какие изменения были в музыке?
Значит, какое развитие?
|
Темп
Темповое
|
Познавательные: -доказательство
Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -учёт разных мнений.
|
||
Этап урока: 7этап. Включение в систему знаний и повторение. Задача этапа: -повторить учебное содержание.
|
||||
Ребята, а сейчас я предлагаю спеть знакомую нам песню «Если с другом вышел в путь» -Какой характер? -Давайте, в характере исполним песню.
|
Весело, радостно
исполняют |
Коммуникативные: -адекватное использование речевых средств, для решения коммуникационных задач.
|
||
Этап урока: 8этап. Рефлексия.
Задача этапа: — зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; —оценить собственную деятельность на уроке; -обсудить и записать домашнее задание.
|
||||
Какая цель нашего урока? Какая тема нашего урока? – Что такое развитие? Скажите одним словом….(изменение) – Чему мы сегодня научились? – В произведениях, какого композитора было яркое развитие? (Грига.) Как оно называлось? – Какие виды развития? -Спасибо за урок. Мне было очень интересно на нашем уроке. Вы меня очень порадовали своей активной работой. -Что вам больше всего понравилось на уроке? -Какое у вас настроение после нашего урока? Домашнее задание. Я предлагаю вам дома нарисовать любой рисунок к произведению, которое вам больше всего понравилось. Оценки за урок.
|
Узнать с помощью чего развивается музыка? Развитие музыки
Изменение
(Определять виды развития)
(“В пещере горного короля”) (динамическое, темповое)
Ответы детей (всё понравилось)
Хорошее |
Познавательные: — контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: -самооценка на основе критерия успешности; -адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: —аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|