Учебный предмет: музыка
Уровень образования школьников: 3 класс 1четверть «Музыка моего народа»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: Познавательный урок.
Педагогическая технология: ИКТ.
Методы урока: словесный, наглядно-слуховой
Музыкально — тематическое занятие «Хомус — символ якутской культуры».
Цели:
-
дать первоначальные представления о Республике Саха (Якутия), познакомить с культурой якутского народа,
-
познакомить учащихся с якутским национальным народным инструментом — хомус, историей его создания, тембровой окраской
-
повысить уровень развития ребенка.
Примечание:
урок сопровождает презентация, выполненная учителем музыки в формате Power Point.
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, хомус, музыкальный центр, видео и аудио запись импровизации игры на хомус, карточки с изображением девочек в национальных костюмах.
Содержание этапов урока:
-
Организационный момент. Мотивационная начало урока. Постановка цели.
-
Вступительная беседа Республика Саха (Якутия)
-
Основная часть: Музыкальный инструмент — Хомус
-
Техника игры на хомусе.
-
Музыкальные загадки
-
Заключительная часть
Содержание организационной деятельности детей
Дети входят в класс под музыку ««Приезжайте в Якутск» Р.Кенденбиля
1.Организационный момент:
— Здравствуйте, дети! Дорооболоруң! Я с вами поздоровалась на якутском языке. Слово «Дорооболоруң» на – якутском означает «Здравствуйте». Давайте вместе с вами повторим хором это слово «Дорооболоруң» (дети повторяют слово «Дорооболоруң» хором, затем попросить повторить индивидуально).
2. Вступительная беседа Республика Саха (Якутия):
-Сегодня мы поближе познакомимся с нашей республикой.
— Как называется республика, в которой мы живем? (Республика Саха (Якутия).
— Наша республика входит в состав Российской Федерации, расположена на севере Восточной Сибири.
— Как называется главный город Якутии? (Якутск).
Посмотрите на экран. Это – флаг республики Якутии (слайд 1 флаг Якутии). Скажите, что вы видите? (ответы детей).
-
Голубой цвет — символ ясного, мирного северного неба, надежды и свободы.
-
Белоснежная полоска говорит о суровой красоте северного края, экстремальных условиях жизнедеятельности людей, чистоте их нравов и помыслов.
-
Зеленая свидетельствует о коротком ярком лете, цвете таежных просторов, возрождении, дружбе и братстве. Зеленый цвет олицетворяет также тюркское происхождение народа саха.
-
Красный — не только символ жизненных сил, но и красоты, верности родной земле, прогресса.
-
Белое солнце занимает большое место в якутской мифологии. Саха считают себя "детьми белого солнца".
(стихотворение сопровождается показом видеоклипа)
Я люблю твои просторы,
Край якутский, край родной,
Где леса, поля и горы,
Покоряют красотой.
Будь всегда таким красивым,
Яркой звёздочкой гори,
Край якутский, край любимый
Вечно в памяти живи!
— Ребята нашей республике живут люди разных национальностей: якуты, русские, украинцы, эвенки, эвены, чукчи и другие народы. У каждого народа свой язык, традиции, обычаи и национальный костюм.
— (слайд 2 женская одежда) Посмотрите это женский национальный костюм. Якутская зима длинная, суровая и поэтому в прошлом веке наши предки шили одежду из обработанной кожи оленя, лисы, песца, белки. Особенно украшали одежду девушки. Для украшений и орнаментов использовались голубой и белый бисер. Так же украшали из серебра головной убор, завязку для волос, браслеты, (илин кэбиьэр) нагрудное украшение, серьги. Женская зимняя одежда. Шапка “дьабака”, пальто, унты сшиты из меха. Пальто сзади имеет вырез, для того чтобы удобно было сидеть на лошади.
— (слайд 3 мужская одежда) А сейчас мы видим зимнюю мужскую одежду. Шьется из меха и также украшается бисером. Шапка “дьабака” с ушками украшена горностаем. Праздничная мужская одежда щедро украшается орнаментом, а также серебряными изделиями на шапке и ремне.
— (слайд 4 фрагмент праздника Ысыах) А вот современная мужская праздничная одежда. Такую одежду мужчины одевают в торжества и на национальный праздник “Ысыах”. Это весенне-летний праздник в честь якутских божеств и наступления нового года. На праздновании, которое длится два дня, якуты играют, танцуют и веселятся, не забывая, впрочем, и о традиционных молитвах и обрядах.
-Ещё у каждого народа своя музыка и национальные инструменты.
-Ребята, давайте вспомним: какие русские народные инструменты вы знаете? (слайд 5 с изображением русских народных инструментов).
-А какие якутские народные инструменты вы знаете? (слайд 6 кырыымпа (род скрипки), дюнгюр (род шаманского бубна), кылысах (прототип балалайки), хомус).
С инструментом – хомус мы познакомимся поближе (слайд 7)
3. Основная часть: Музыкальный инструмент – Хомус.
— Посмотрите, ребята: он такой маленький, что помещается у меня на ладони. В народе хомус образно называют «птичкой, согретой ладонью».
Хомус (варган) – один из наиболее древних и распространенных музыкальных инструментов. На этом маленьком, но удивительно «громкоголосом» инструменте играли, и по сей день играют более двухсот народов всего мира.
Земля хоть она и большая,
Живут в ней множество рас.
Сплелись невидимой нитью
Одним инструментом у всех.
Варган, хомус, маультроммель,
Кубыз, ярар, перммуппиль
Звучит на разных языках,
А у него язык один.
Поднявшись из глубины веков,
Играет он как всегда,
За дружбу, мир и счастье,
На нашей планете земля.
(И.И.Христофоров).
(слайд 8,9 хомусы разных народов) По всему миру насчитывается более 162 разновидностей этого инструмента: якутский «хомус», русский «варган», австрийский «маультроммель», японский «коукин» и т.д.
Хомусы бывают костяными, бамбуковыми, деревянными и железными.
А сейчас мы посмотрим, как на нем играют (видео фильм технику игры на – хомусе Владимира Дормидонтова)
— А сейчас послушаем, как звучит мелодия на хомусе. Вы послушайте, а я у вас потом спрошу: что же вы себе представляли (включить запись на диске якутский хомус Н.Бурцева – Ветерок).
— Понравилось, как звучит хомус? Что вы представляли, когда слушали мелодию? (ответы детей).
— А я представила шелест ветерка, журчание ручейка и красоту якутской земли.
4. Техника игры на хомусе:
Веками обрабатывались исполнительские приемы. Чтобы научиться играть на хомусе, необходимо приобрести основные навыки:
-
Научиться правильно, держать хомус
-
Овладеть приемами ударов пальцами о язычок
-
Правильно дышать
-
Научиться видоизменять звук.
(слайд 10 основные части хомуса)
1. Научиться правильно, держать хомус.
При игре на хомусе необходимо взяться левой рукой за кольцо корпуса хомуса и, приоткрыв зубы, освобождая место для колебания язычка, прижать наружные щёчки корпуса к зубам так, чтобы колебания язычка не передавались через корпус к зубам.
Пока это не удаётся, можно держать хомус между зубами. В первое время лучше, когда концы корпуса находятся на уровне средних зубов. А потом можно сдвинуть хомус правее.
Так как хомус сделан, из железа, может дать негативную реакцию в полости рта. Поэтому перед игрой надо хорошенько его чистить салфеткой.
2. Овладеть приемами ударов пальцами о язычок
Основной удар производится вращением расслабленной кисти вокруг сустава против часовой стрелки, локоть при этом не двигается и опущена вниз. Согнутый указательный палец, совершая вращательное движение, задевает язычок спереди. Сила удара, его темп совпадают с ритмом музыки.
Если палец задевает язычок при обратном движении, удар называется обратным. При обратном ударе звук хомуса сильно не меняется, но такой удар считается разновидностью ударов.
3. Правильно дышать
Основным способом является вдыхание. Чтобы звуки хомуса слились в беспрерывную музыку, чтобы язычок не терял энергии и колебался, издавая звуки, не останавливаясь нужно вдыхать и выдыхать воздух во время игры.
При быстрой игре необходимо использовать дыхания и выдыхания воздуха, без помощи пальцев.
4. Научиться видоизменять звук.
Хомус с одним язычком играет на одной ноте. Этот звук, получаемый, без помощи органов речи называется основным тоном Хомус. Хомусист, беззвучно двигая органами речи, может извлекать множество различных обертонов.
5. Музыкальные загадки:
— Я убедилась, что вы умеете слушать и хорошо играете. А умеете ли вы отгадывать загадки? (ответы детей).
— Сейчас я вам загадаю музыкальные загадки. Вот вам карточки с изображением девочек в национальных костюмах (карточки с изображением девочек в русском и якутском национальных костюмах). Сейчас прозвучит несколько мелодий. Когда вы услышите русскую народную музыку, то какую карточку поднимете? (ответы детей). А когда услышите якутскую музыку, какую карточку поднимете (ответы детей).
Итак, слушаем (звучат фонограммы, дети отгадывают).
Музыкальный материал:
-
Во поле береза стояла — балалайка
-
Танец оленя — хомус
-
Валенки — гармонь
-
Халлаан Ырыалара (Песни Небес) — хомус
-
Сахам Сирин Таптыыбын — хомус
-
Ах вы, сени, мои сени — ложки
— Ребята, а как вы угадали, что это была якутская музыка? (по инструменту, играл якутский национальный инструмент — хомус).
— А русскую народную музыку? (играли русские народные инструменты – балалайка, ложки, гармонь).
— Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали.
Заключительная часть.
Подошло время вспомнить, о чём мы с вами говорили сегодня на уроке и что нового вы узнали?
-Ребята, что мы узнали на занятии? (ответы детей)
-Где находится Республика Саха (Якутия)?
-Как называется столица Якутии? (ответы детей)
— Как называется якутский национальный праздник?
— С каким якутским национальным инструментом мы познакомились?
— Можно ли научиться играть на хомусе.
— Кому понравился музыкальный инструмент?
— Вы просто молодцы. До свиданья!
Прощание с учителем.