«Древние соборы России»

Мировая художественная культура

Класс: 8

Учебная программа составлена на основе учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой (базовый уровень) и Г.И.Даниловой (базовый уровень).

Учебная тема: Художественная культура древней Руси.

Тема занятия «Древние соборы»

Цели деятельности учителя: Совершенствовать знания учащихся об устройстве храма древнего города.

Задачи:

Предметные: знают устройство храма, умеют делать макет храма

Метапредметные: регулятивные: организуют самопроверку выполненной работы; познавательные: выполняют макет храма, сравнивают разные способы выполнения макета; коммуникативные: высказывают свое мнение при обсуждении задания; при выполнении задания в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют результаты при совместной презентации решения.

Личностные: признают собственные ошибки; умеют слышать и слушать друг друга

Тип : занятие по сообщению нового учебного материала.

Вид учебного занятия:

Литература:

http://www.kremlin.museum.ru Музей Московского кремля

http://www.archi-tec.ru история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура.

http://www.archi.ru «Архитектура России»

Учебник Рапацкой Л.А. МХК 10 класс.

Оборудование:

для учителя: макет, методическая таблица «Архитектура собора», репродукции;

для учащихся: гуашь, кисти, бумага, клей, картон

Тема урока: «Древние соборы»

Зрительный ряд:

Репродукции – Соловецкий монастырь

Преображенская церковь, Кижи

Успенский собор в Москве

Покровский собор

Колокольня Ивана Великого

Литературный ряд:

Отрывок стихотворения М. Просянникова.

Незнакомые слова:

Тын, архитектура, арка, свод, закомары, купол, барабан, глава, апсида, алтарь, иконостас, оклад, Аристотель Фиораванти, Барма, Постник,

Друзья, урок начнём,

И разговор наш поведём

О соборах Древней Руси –

Гордости нашей страны.

Технологическая карта урока


пп

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1

Организационный момент.

2.

Проверка готовности детей к уроку.

цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаш.

Тетради, учебник

Проверяют свою готовность к уроку.

3.

Сообщение темы и постановка целей занятия

Читает отрывок стихотворения М. Просянникова.

Где обычно строили древнерусское городище?

 Обычно для постройки древнерусского городища выбирали холмистую местность, на богатых лесом берегах рек и озёр. Лесные чащи давали человеку пищу и материал для построек.

Вступительная беседа.

Как начиналось строительство каждого древнего поселения?

Какое жильё использовали древние славяне?

Обычно для постройки древнерусского городища выбирали холмистую местность, на богатых лесом берегах рек и озёр. Лесные чащи давали человеку пищу и материал для построек.

Чтобы защититься от врагов, каждое городище обносили крепостной стеной, вбивали в землю частокол – забор из огромных, заострённых вверху брёвен, в старину такой забор называли – тыном (тын). Отсюда, само название «город» произошло от древних слов «городили»,

«огораживали». На углах крепостной стены и по сторонам сооружались башни. На заострённых верхушках башен располагались сторожевые вышки.

Башни были глухие и проездные. Проездные башни были более высокими, с толстыми стенами. Их проезды закрывались массивными воротами. У ворот строили мост через реку, который по необходимости опускался и поднимался (демонстрирует работу моста).

За крепостной стеной помещалось очень многое: рыночная площадь, княжеский двор, палаты знатных людей и избы.

Все постройки у славян были деревянные, так как жили они в лесу, а лес давал им много строительного материала. Каждая семья строила для себя деревянный, рубленый дом-избу, иногда двух или трёхэтажный. Улиц, подобных современным, не было. Постройки располагались то очень близко друг к другу, что невозможно было между ними передвигаться, то очень широко.

4.

Изучение новой темы

Что строили в центре поселения?

Для чего строили храмы в поселениях?

Храм – архитектурное сооружение.

Архитектура – вид изобразительного искусства, зодчество, искусство проектировать и строить.

Здания храмов различны по форме. Они могут быть в форме продолговатого прямоугольника, круглые и более сложные – крестообразные.

В центре любого поселения на самом высоком и красивом месте посреди площади строили собор – главный храм.

На Руси храмы стали строить с принятием христианства. Храм для людей — Дом Божий. Жители всей округи собирались (отсюда и название «собор») на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Вид собора показывал могущество и славу города и князя. И строить собор, было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов.

Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников, а само здание было долговечным. Строительным материалом для построения храмов вначале было дерево, а затем – камень. Храм возвышался над избами, напоминая собой образ богатыря, но не устрашающего, а крепкого, надёжного, уверенного в своей силе.

Запись в тетрадь.

5.

Опыты и наблюдения.

– Рассмотрите иллюстрации. Работа с учебником. Читают и определяют части храма на схеме стр.

Отвечают на вопросы учителя,

Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба!

Завершением храмов служат купола. Они бывают различного цвета.

Золотые купола символизируют Божественную славу, храм построен в честь Господа.

Голубые, синие купола символ небесной чистоты и непорочности, храмы Божей Матери.

Зелёные – символ Пресвятой, Живоначальной Троицы, освященной в честь святого.

Цвет куполов зависит от материального состояния прихода.

Число куполов у храмов может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы – в честь Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырёх евангелистов, семь – число церковных таинств.

6.

Физминутка.

Инструктаж и практическая работы.

1 группа готовит модель и сообщение о соборе.

2 группа – модель и сообщение о колокольне.

План работы:

1) выбор шаблонов. Подбор цвета

2). Выполнение

.

Критерии оценки:

Правильное построение геометрических фигур;
Подбор цветовых сочетаний;
Аккуратность и правильность выполнения работы.

7.

Анализ и оценка работ.

– Что получилось?
– Что не получилось?
– Что понравилось больше всего?
– Что бы хотелось изменить?
– Довольны ли полученным результатом?

Совместно с учителем анализируют свои работы и работы своих товарищей.

8.

Уборка рабочих мест.

Осуществляет контроль.

Убирают свои рабочие места.

.

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся