Мировая художественная культура
Класс: 8
Учебная программа составлена на основе учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой (базовый уровень) и Г.И.Даниловой (базовый уровень).
Учебная тема: Художественная культура древней Руси.
Тема занятия «Древние соборы»
Цели деятельности учителя: Совершенствовать знания учащихся об устройстве храма древнего города.
Задачи:
Предметные: знают устройство храма, умеют делать макет храма
Метапредметные: регулятивные: организуют самопроверку выполненной работы; познавательные: выполняют макет храма, сравнивают разные способы выполнения макета; коммуникативные: высказывают свое мнение при обсуждении задания; при выполнении задания в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют результаты при совместной презентации решения.
Личностные: признают собственные ошибки; умеют слышать и слушать друг друга
Тип : занятие по сообщению нового учебного материала.
Вид учебного занятия:
Литература:
http://www.kremlin.museum.ru Музей Московского кремля
http://www.archi-tec.ru история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура.
http://www.archi.ru «Архитектура России»
Учебник Рапацкой Л.А. МХК 10 класс.
Оборудование:
для учителя: макет, методическая таблица «Архитектура собора», репродукции;
для учащихся: гуашь, кисти, бумага, клей, картон
Тема урока: «Древние соборы»
Зрительный ряд:
Репродукции – Соловецкий монастырь
Преображенская церковь, Кижи
Успенский собор в Москве
Покровский собор
Колокольня Ивана Великого
Литературный ряд:
Отрывок стихотворения М. Просянникова.
Незнакомые слова:
Тын, архитектура, арка, свод, закомары, купол, барабан, глава, апсида, алтарь, иконостас, оклад, Аристотель Фиораванти, Барма, Постник,
Друзья, урок начнём,
И разговор наш поведём
О соборах Древней Руси –
Гордости нашей страны.
Технологическая карта урока
№ |
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
1 |
Организационный момент. |
||
2. |
Проверка готовности детей к уроку. |
цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаш. Тетради, учебник
|
Проверяют свою готовность к уроку. |
3. |
Сообщение темы и постановка целей занятия |
Читает отрывок стихотворения М. Просянникова. Где обычно строили древнерусское городище? |
Обычно для постройки древнерусского городища выбирали холмистую местность, на богатых лесом берегах рек и озёр. Лесные чащи давали человеку пищу и материал для построек.
|
Вступительная беседа. |
Как начиналось строительство каждого древнего поселения?
Какое жильё использовали древние славяне?
|
Обычно для постройки древнерусского городища выбирали холмистую местность, на богатых лесом берегах рек и озёр. Лесные чащи давали человеку пищу и материал для построек.
Чтобы защититься от врагов, каждое городище обносили крепостной стеной, вбивали в землю частокол – забор из огромных, заострённых вверху брёвен, в старину такой забор называли – тыном (тын). Отсюда, само название «город» произошло от древних слов «городили», «огораживали». На углах крепостной стены и по сторонам сооружались башни. На заострённых верхушках башен располагались сторожевые вышки. Башни были глухие и проездные. Проездные башни были более высокими, с толстыми стенами. Их проезды закрывались массивными воротами. У ворот строили мост через реку, который по необходимости опускался и поднимался (демонстрирует работу моста).
За крепостной стеной помещалось очень многое: рыночная площадь, княжеский двор, палаты знатных людей и избы. Все постройки у славян были деревянные, так как жили они в лесу, а лес давал им много строительного материала. Каждая семья строила для себя деревянный, рубленый дом-избу, иногда двух или трёхэтажный. Улиц, подобных современным, не было. Постройки располагались то очень близко друг к другу, что невозможно было между ними передвигаться, то очень широко.
|
|
4. |
Изучение новой темы |
Что строили в центре поселения?
Для чего строили храмы в поселениях?
Храм – архитектурное сооружение. Архитектура – вид изобразительного искусства, зодчество, искусство проектировать и строить. Здания храмов различны по форме. Они могут быть в форме продолговатого прямоугольника, круглые и более сложные – крестообразные.
|
В центре любого поселения на самом высоком и красивом месте посреди площади строили собор – главный храм. На Руси храмы стали строить с принятием христианства. Храм для людей — Дом Божий. Жители всей округи собирались (отсюда и название «собор») на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Вид собора показывал могущество и славу города и князя. И строить собор, было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов.
Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников, а само здание было долговечным. Строительным материалом для построения храмов вначале было дерево, а затем – камень. Храм возвышался над избами, напоминая собой образ богатыря, но не устрашающего, а крепкого, надёжного, уверенного в своей силе.
Запись в тетрадь. |
5. |
Опыты и наблюдения. |
– Рассмотрите иллюстрации. Работа с учебником. Читают и определяют части храма на схеме стр. |
Отвечают на вопросы учителя,
Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба! Завершением храмов служат купола. Они бывают различного цвета. Золотые купола символизируют Божественную славу, храм построен в честь Господа. Голубые, синие купола символ небесной чистоты и непорочности, храмы Божей Матери. Зелёные – символ Пресвятой, Живоначальной Троицы, освященной в честь святого. Цвет куполов зависит от материального состояния прихода. Число куполов у храмов может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы – в честь Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырёх евангелистов, семь – число церковных таинств.
|
6. |
Физминутка.
Инструктаж и практическая работы. |
1 группа готовит модель и сообщение о соборе. 2 группа – модель и сообщение о колокольне. План работы: 1) выбор шаблонов. Подбор цвета 2). Выполнение . Критерии оценки: Правильное построение геометрических фигур; |
|
7. |
Анализ и оценка работ. |
– Что получилось? |
Совместно с учителем анализируют свои работы и работы своих товарищей. |
8. |
Уборка рабочих мест. |
Осуществляет контроль. |
Убирают свои рабочие места. |
.