МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРДННЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42 ИМ.ЭШРЕФА ШЕМЬИ-ЗАДЕ»
- Открытый урок
«Поэты,писатели и композиторы в творчестве художников XVIIIв »
Автор:
Путинцева Найле Османовна
Учитель мировой художественной культуры,
истории и обществознания.
I квалификационная категория.
Симферополь 2016 год.
Дата 21.03.16 г.
Класс 10-Б
СЛАЙД № 1 ОТКРЫТЫЙ УРОК
Тема «Поэты,писатели и композиторы в творчестве художников XVIIIв »
СЛАЙД № 2
Цель урока:
При помощи формирования и развития поэтических, образных ассоциаций, (которые способствует пониманию искусства как уникального способа познания жизни) подвести учащихся к пониманию того, что появление портрета в русской живописи, сыграло большую роль в развитие русской культуры XVIII века.
Задачи:
-познакомить учащихся с историей возникновения русского портретного искусства;
— познакомить с шедеврами русских портретистов;
— развивать целостное восприятие художественного произведения искусства при помощи поэтической, образной ассоциации и умение «слышать» разговор художника со зрителем.
Оснащение урока.
1. Компьютер
2. Интерактивная доска
3.Репродукции картин.
СЛАЙД №3
План урока.
1. Показ компьютерной презентации с последующим объяснением.
2. Закрепление материала.
3. Подведение итогов.
Ход урока
I Организационный момент.
Сегодня мы познакомимся с художественной культурой России в XVIII веке.
II Актуализация знаний.(Проверка домашнего задания)
1. устный опрос учащихся (дать определения: «пейзаж», «натюрморт», «портрет», «жанр группового портрета», виды портрета);
III Основная часть урока.
СЛАЙД № 4
Эпиграф урока:
"В хорошем портрете, написанном
талантливым художником,
можно увидеть лик эпохи».
В. Иванова
СЛАЙД № 5
-
Особенности развития художественной культуры России.
В России XVIII столетие-время изысканных манер и велеречивой литературы,грандиозных дворцов и хрупкого фарфора,пряных духов и «красивой жизни».Это эпоха,которая началась с реформатора Петра I и завершилась кратким правлением «русского Гамлета» Павла I,расцвет ее пришелся на царствование императрицы Екатерины II.
В русском искусстве XVIII столетия мирно уживаютсянаучные идеалы Просвещения и чувственное восприятие барокко,изысканная эротика рококо и строгие нормы классицизма. В отличии от литературы,в русской живописи нет места сатире,критике нравов,карикатуре.
Главной особенностью и характерной чертой развития отечественной художественной культуры в XVIII веке стало достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия, развивитие чисто национальной концепции русского портрета, отличающиеся от европейского стиля, глубокой психологичностью образов, жизненностью и человечностью. Русское искусство 18 века, истоки которой исходят с древнерусской иконы вступило в новую эпоху развития и расцвета.
В 1757 году была учреждена Академия художеств.
Искусство портрета 18 века развивалось в различных своих разновидностях: парадный, полупарадный, интимный и камерный портрет. Искусство отражало различные аспекты богатства материального мира и душевных нравов, развивая и совершенствуя усложняя изобразительный язык.
СЛАЙД № 6
Восемнадцатый век в России — это «история в лицах». На протяжении всего столетия в живописи преобладал портрет. Именно этот жанр стал «зеркалом эпохи».
Кто же отражается в этом зеркале ?
Ведь портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос: почему искусство портрета привлекает и художника, и зрителя? (Постановка проблемного вопроса урока, вопрос записывается в тетрадь.)
В.У. Какое изображение мы называем портретом? (Ответы учащихся)
По ходу объяснения нового материала, предлагаю вам составить краткий конспект в тетради.
Вот такая небольшая историческая справка по истории русского портрета 18века.
Мы, же с вами, пытаемся увидеть человека глазами художника, почувствовать его настроение, найти в нем те черты, которые привлекли автора, и тогда между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна? Давайте попробуем совершить такое путешествие во времени вместе с художникоми.
СЛАЙД № 7 Автопортрет Антропова А.П.
2.Алексей Петрович Антропов (1716-1795),выдающийся русский живописец-портретист, автор монументальных росписей, академик Императорской Академии Художеств. Изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоинства, уверенность в себе. Он основатель нового жанра в живописи – камерного (небольшого) портрета «Портрет статс – дамы Измайловой, Петр I, парадные портреты Петра III,атамана Ф.И.Краснощекова (1761, Русский музей).
СЛАЙД № 8 Портрет Петра I
Портрет Петра III 1762г.
СЛАЙД № 9 Автопортрет Аргунова И.П.(1729 – 1802)
Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802)русский художник – портретист, один из родоначальников камерного портрета в России. В его работах отражаются традиции европейского портрета и русской иконописной манеры, что делает его произведения оригинальными и неповторимыми. Создал галерею парадных изображений графов Шереметевых. Рисовал и на бытовые темы «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье», «Девушка в кокошнике».
В1747 г. вместе с Гроотом он создает иконы для церкви Большого Царскосельского дворца.
СЛАЙД № 10 Богоматерь и Христос.
Иоанн Дамаскин.(1749г.)
Интерьер церкви
3.Слайд № 11 Автопортрет Рокотова Ф.С. +
+ Глядя на портреты работы Рокотова, думаешь о том, что каждый человек казался художнику явлением неповторимым, необычным, частицей необходимейшей — сверкнет, пропадет она — боль невосполнимой потери пронижет все человечество.
В. ЛИПАТОВ.
Рокотов Федор Степанович
Слайд № 12 Ф.С.Рокотов (1735-1808) Портрет А.П. Сумарокова +
+ «Он был Вольтеру друг…
Поборник истины,
гонитель злых пороков»…
В.Липатов, газета "Комсомольская правда", август,1985г.
Слайд № 13
Тщетно я скрываю сердца скорби люты,
Тщетно я спокойною кажусь:
Не могу спокойна быть я ни минуты,
Не могу, как много я ни тщусь.
Сердце тяжким стоном, очи током слезным
Извлекают тайну муки сей;
Ты мое старанье сделал бесполеным,
Ты, о хищник вольности моей!
Ввергнута тобою я в сию злу долю,
Ты спокойный дух мой возмутил,
Ты мою свободу пременил в неволю,
Ты утехи в горесть обратил;
И к лютейшей муўке ты, того не зная,
Может быть, вздыхаешь об иной,
Может быть, бесплодным пламенем сгорая,
Страждешь ею так, как я тобой.
Зреть тебя желаю, а узрев, мятуся
И боюсь, чтоб взор не изменил:
При тебе смущаюсь, без тебя крушуся,
Что не знаешь, сколько ты мне мил;
Стыд из сердца выгнать страсть мою стремится,
А любовь стремится выгнать стыд.
В сей жестокой брани мой рассудок тмится,
Сердце рвется, страждет и горит.
А. П. Сумароков — выдающийся драматург и поэт своего времени.
Рокотов пишет пожилого человека со всеми регалиями статского советника. Но за внешней парадностью он не скрывает тревожную неудовлетворенность личности огромной творческой силы, колкую язвительность и неуравновешенную натуру поэта, столь дорого обходившуюся ему в жизни.
Улыбка, выражающая жизнерадостность и превосходство, не гасит, а еще и освещает грусть в глазах. Перед нами крупнейший поэтический авторитет ХVIII века.
… Рокотов, несомненно, трагедии его видел, басни читал, был свидетелем того, как везде заучивали и повторяли его любовные стихи и куплеты.
Как гордо повернулся к нам Сумароков.Лицо, прежде всего лицо, привлекает его.
Портрет красноречив: на красноватом лице брезгливое опасение соседствует с уязвленностью и презрением к тем, кто недооценил его дарования на разных поприщах — а был он и первым директором российского театра, и издавал журнал «Трудолюбивая пчела». Человек, неоднозначный, заносчивый, обидчивый, познавший и сладость, и яд быстрой славы, он понял, наконец: «все на свете коловратно».
Портрет человека, уходящего навсегда,— в том же году Сумарокова не станет. Лишь актеры проводят в последний путь своего директора и драматурга.
СЛАЙД №14Ф.С. Рокотов (1735 — 1808)"Портрет В.И.Майкова " 1760г,
Р
ассмотрим, например “Портрет Майкова” (1765г.). Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.
Ученик.
Счастье! мы тебя имеем
Завсегда перед собой,
Но владети не умеем,
Сообщаяся с тобой!
Не в могуществе и власти,
Не в высокой самой части,
Не в богатстве, не в чинах,
Не на знатности дорогах
И не в царских ты чертогах.
Но живешь у нас в сердцах.
В самой лучшей смертных части,
Посреди богатств, утех,
Величайшей люди власти
Иногда несчастней тех,
Кто средь хижины убогой,
Добродетелию строгой
Наслаждаяся, живет.
Богачи слез в море тонут,
И цари на тронах стонут,
Коль в сердцах спокойства нет.
Кто ж о счастье ложным слухом
Мысль свою не повредит,
Тот своим великим духом
Счастье сам в себе родит.
Своих подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов.
Николай Еремеевич Струйский, богатый пензенский помещик, безутешный вдовец, потерявший жену и дочек-близняшек.И вот однажды там произошла встреча-видение…
Ей было семнадцать или восемнадцать лет. Они поженились с Александрой Петровной в 1772 году. Вскоре после свадьбы супруги совершили путешествие в Москву, где Николай Ереемевич заказал своему старому доброму приятелю, художнику Рокотову, их фамильные портреты.
Два портрета молодоженов вошли в золотой фонд русской живописи.
Сам Струйский так описывал свою возлюбленную в одном из множества стихотворений, посвященных ей:
СЛАЙД № 15 Ф.С. Рокотов «Портрет Струйской»
Ученик.
Когда б здесь кто очей твоих прелестных стоил,
Давно б внутрь сердца он тебе сей храм построил,
И в жертву б он себя к тебе и сердце б нес.
Достойна ты себя, Сапфира!.. и небес.
Почтить твои красы, как смертный, я немею,
Теряюсь я в тебе?.. тобой я пламенею.
(«Элегия к Сапфире»)
Учитель. А какие чувства вызывает у вас этот образ? Запишите эти несколько слов в тетрадь (удивление, восхищение, тишина, изящество, мечтательность, задумчивость и т.д.)
СЛАЙД №16 Автопортрет Левицкого Д.Г.
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822)
Шедевром Левицкого стал портрет будущей жены Н. А. Львова, дочери обер-прокурора Сената М. А. Дьяковой (1778), блиставшей красотой, обаянием, образованностью.
Интересно, что на обратной стороне холста реставраторы обнаружили стихотворение Сегюра на французском языке, воспевающее совершенства героини портрета. Вот его дословный перевод:
СЛАЙД №17 стих + «Портрет Дьяковой(Львовой)»1778г.
Как нежна ее улыбка, как прекрасны уста ее!
Ничто несравнимо с обаянием ее грациозного облика.
Скажут? Но есть ли в ней то, что любят в ней:
Сердце в стократ прекраснее, чем небесная лазурь ее глаз?
Ей дано больше очарования, чем это смогла передать кисть.
И в сердце ее больше добродетели, чем красоты в ее лице.
В.У. Как вы думаете,кто она,ее увлечения ?
Мария Алексеевна Дьякова певица,драматическая актриса,девица из родовитой семьи, дочь обер-прокурора Сената.
В нее, разумеется, влюблялись. Ее руки попросили Николай Львов и Хемницер. И оба получат отказ.
Николай Львов набрасывает стихи:
Нет, не дождаться вам конца,
Чтоб мы друг друга не любили.
Вы говорить нам запретили,
Но знать вы это позабыли,
Что наши говорят сердца.
Портрет М.А.Дьяковой Левицкий написал в 1778 году, возможно, зная историю любви Львова, портрет которого он написал ранее .
СЛАЙД № 18
ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧ-СЯ. Что объединяет эти имена Ираклий, Алкид и Эркюля Пуаро ?
СЛАЙД № 19 с ответом.
Геракл (Ираклий, Алкид), греч., лат. Геркулес — сын Зевса и Алкмены, величайший герой греческих преданий. Кстати, имя Эркюля Пуаро, например, — тоже от «Геракл».
Учитель.А еще это Ария Алкида из оперы "Алкид» написанная Бортнянским Дмитрием Степановичем. Которого изобразил на полотне российский живописец Михаил Иванович Бельский
Прослушивание композиции композитора Дмитрия Степановича Бортнянского
Ария Алкида из оперы "Алкид»
Бельский Михаил Иванович (1753-1794)
Обучался в Академии художеств (1764—1773). Его учителями были известные А.П. Лосенко и Д.Г. Левицкий.
К сожалению, до настоящего времени дошло немного живописных произведений М.И. Бельского. И все же его творение "Портрет композитора Дмитрия Степановича Бортнянского" (1788) дает представление о несомненном таланте младшего из известной художественными дарованиями семьи Бельских.
IV Заключительная часть урока.
— Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов. Было интересно? Так почему же искусство портрета привлекает и художника, и зрителя? (Ответы учащихся.)
Вывод урока: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку.
V ЗЕКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
— А сейчас я предлагаю вам попытаться самим собрать из пазлов картину написанную в 18 веке.
Давайте посмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленной задачей?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Одно поколение художников сменяет другое, и каждое из них вносит неповторимый вклад в сокровищницу мировой и русской живописи, художественную летопись страны и эпохи.
СЛАЙД № 20
VI Домашнее задание.
1.Разукрасить репродукции великих художников.
2.Написать эссе по Эпиграфу урока: "В хорошем портрете, написанном
талантливым художником, можно увидеть лик эпохи».
В. Иванова