План-конспект
логопедического занятия с учащимися 3 класса
КГКОУ ШИ 14 г. Амурска.
Учитель-логопед: О. И. Буркова
Тема. «Предлог В».
Цель. 1. Практическое использование предлога В в словосочетаниях и предложениях.
Задачи: формировать представления о семантическом и синтаксическом значении предлога В; развивать пространственное представление, обогащать словарь по темам «Посуда», «Весна»; воспитывать положительную учебную мотивацию.
Оборудование: чайная посуда, пеналы с ручками и карандашами и ластиками, линейками, сахар, чай в пакетике, схемы предлога В, цветные магниты, листочки с предложениями, электронный вариант игры «Четвертый лишний», презентация с заданиями.
Ход занятия.
Орг/момент (приветствие). Задания от Карлсона – если выполнить все задания, то нас ожидает сюрприз (слайд 1).
Основная часть.
Уточнение семантического и синтаксического значения предлога В.
Р абота с пеналами. Дети по очереди говорят, что находится у них в пеналах. Отвечают на вопросы (Где лежит? Куда положили?), используя словосочетания «в пенале», «в пенал» (ручка, карандаш, ластик, линейка). Вывод. Чтобы сказать, что один предмет находится в другом, используют слово В – это предлог. Предлог В обозначают схемой
– Зачем еще нужен предлог?
–Предлог помогает правильно строить предложения и делает их понятными.
2. Сообщение темы.
Сегодня мы будем учиться пользоваться предлогом В в своей речи.
– Практические действия с предметами и ответы на вопросы кратко:
а) назвать предметы (чашка, чайник, сахарница, ложка) и обобщающее слово;
б) ответы на вопросы.
Заваривая чай в чайнике, задают вопросы: Где вода? – В чайнике. Наливают воду в чашку. Теперь где вода? … Где сахар? — В сахарнице. Куда положили сахар? – В чашку. Опускаем чайный пакетик. Где чай? – В чашке. Куда опустили ложку? – В чашку. Что в чашке? – Чай. Что еще можно налить в чашку? – Компот, сок и т.д.;
в) ответить на вопросы полным ответом (используя слайды 2-6)
– Куда кладут сахар? Салат? Конфеты? Хлеб? Салфетки?;
г) игра «Четвертый лишний» (слайды 7-9) – назвать лишнюю картинку, предложение и объяснить, почему.
Динамическая пауза.
Очень мы сидеть устали.
Все на ноги быстро встали.
Руки вверх мы потянули,
Опустили вниз, встряхнули.
Ногу правую подняли
И немного постояли.
На ноге стоим другой.
Вот размялись мы с тобой.
д) работа со стихотворением.
Вы поможете мне сочинить стихотворение, будете добавлять слова с предлогом В (слайды 10-13):
Лиса живет в норе,
Белка – в дупле,
Птица – в гнезде,
А в берлоге спит медведь.
Тише, тише! Не шуметь!
е) работа на доске.
На доске геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Дети прикрепляют цветные магниты-сердечки в геометрическую фигуру и отвечают на вопросы.
Где красное сердечко?
Где зеленое сердечко?
Где желтое сердечко?
Где синее сердечко?
Где цветные сердечки? – в геометрических фигурах.
ё) работа по теме «Весна»
Какое сейчас время года? Сколько весенних месяцев? (картинка на доске)
Игра «Волшебники». Поможем распуститься листочкам на нашем дереве. А какое это дерево? (береза) как узнали?
Прочитать предложение под картинкой, вставив предлог, ориентируясь на схему предлога, найти у себя листок с этим предложением и прикрепить на березу (слайды 14-19).
Снег тает (в) марте. (В) марте бегут ручьи. Лужи появляются (в) апреле. (В) апреле расцветают подснежники. (В) мае цветут ландыши. Листья на деревьях распускаются (в) мае.
ж) игра «Сигнальщики».
Поднять схему предлога, если услышите его в стихотворении.
Киты обитают в морях,
Орлы поселились в горах,
Верблюды живут в пустыне.
А кто живет на льдине?
Рыбы живут в пруду и в реке,
В озере, в море и в ручейке,
Но больше всего их в море –
Им нравится жить на просторе.
Итог занятия.
– Как вы думаете, где Карлсон оставил сюрприз? – в пакете. Вынимаем коробку из пакета. Что в коробке? – Берем по две конфеты.
А у меня родилось маленькое стихотворение.
Держу сюрприз в моей руке.
В руке моей конфеты две.
– А сколько всего конфет в руках? Какое слово нужно, чтобы сказать, что один предмет находится в другом? Что понравилось на занятии? Где находитесь? Куда пойдете?