Урок чтения в 6 классе С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев».

Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев». (слайд 1)

Ход урока

Цели:

Коррекционно- образовательные:

-формировать знания о творчестве писателя;

-формировать знания о построении литературного произведения.

-познакомить с литературным жанром – пьеса,

— дать представление о художественном своеобразии драматического произведения;

— ставить вопросы к данному тексту.

Коррекционно- развивающие:

— развивать технику чтения по ролям;

-способствовать развитию творческого мышления, памяти;

-развивать и обогащать словарный запас;

-формирование умения рассуждать, обобщать.

-развивать актерские качества у воспитанников, умение дарить себе и зрителям радость.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие;

-воспитывать самостоятельность и интерес к литературному чтению;

-воспитывать бережное отношение к книгам.

-воспитание положительной мотивации к процессу обучения.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, физминутки.

Словарные слова: пьеса, мачеха, падчерица

I.Организационный момент

1. Приветствие гостей.

Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте дорогие ребята. Сегодня у нас на уроке гости. Встаньте и поприветствуйте наших гостей. Садитесь.

2. Настрой на урок.

(Звучит музыка) (слайд 2)

— У каждого на парте лежит солнышко. Оно желает вам добра и хорошего настроения, улыбается вам, улыбнитесь и вы ему. Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь, прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу.

Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в свое сердце. Я хочу, чтобы такое же чувство осталось у вас до конца урока. Желаю успехов.

II. Жанры литературы.(слайд 3)

Сказки Давайте поговорим о сказках

-Посмотрите на эту таблицу и вспомните.

Какие бывают сказки?

Народные и авторские. Что значит народные? Какие русские народные сказки вы знаете? Назовите их. -(«Колобок», «Репка», «Морозко» )

-А что значит авторские?

Ее написал автор т.е конкретный человек.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с авторской сказкой, которую написал С.Я. Маршак, называется она «12 месяцев».

III.Краткая биография Маршака.( слайды 4,5)

Прежде, чем познакомиться со сказкой, я вас познакомлю с биографией Самуила Яковлевича Маршака и с его творчеством.

IV. Тема нашего урока звучит так: С.Я.Маршак «Пьеса – сказка двенадцать месяцев». (слайд 6)

-Мы познакомимся с новым литературным жанром пьесой как с художественным произведением.

Это новое для вас слово, послушайте, как нужно правильно его прочитать, с ударным слогом на гласную е.

1.Словарная работа

(Слайд 7)

Пьеса — это художественное произведение, которое исполняется в театре действующими лицами. (актёрами)

2.Работа в тетрадях.

Запишите тему урока в тетрадях и значение слова ПЬЕСА.

3. Знакомство с действующими лицами сказки.

В любой пьесе сначала идет перечисление действующих лиц

-Кто исполняет роли действующих лиц? (Актеры )

Давайте познакомимся с действующими лицами пьесы сказки. (Слайд 8)

Действующие лица:

-Королева, девочка лет 14

-Учитель королевы, профессор

-Придворные и слуги королевы

-Старуха-мачеха

-Родная дочь мачехи

-Падчерица

-Двенадцать месяцев

4. Работа в учебниках.Откройте учебники на стр.118

-Давайте изучим, какие действующие лица задействованы в нашем отрывке пьесы.

5.Словарная работа

МАЧЕХА (Сайд 9)

— У вас у всех есть родители — это мама и папа, они вам родные, но иногда в жизни случается так, что у ребенка нет родной матери, женщина, которая живет в их семье она то и является для ребенка мачехой.

ПАДЧЕРИЦА

6. Беседа. Диалог. Ответы на вопросы. Начало сказки.

Прежде чем приступить к чтению пьесы-сказки, давайте вспомним как начиналась эта сказка.

Вы читали эту сказку? А ещё вы смотрели мультипликационный фильм.

Я начну, а вы мне помогайте

(В одной горной стране Богемии, в маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей.)

-Кто управлял этим государством?

(Королева, ей всего было 14 лет, почти вашего возраста)

Вспомним -Как дальше развивались события?

(И вот маленькая королева захотела к Новому году получить в подарок корзину подснежников)

Разве такое бывает в природе? (Нет)

-А вот королеве захотелось

-И все же что она сделала? (Издала глупый указ)

-Вспоминайте какой? (Сходить зимой в лес за подснежниками, а кто принесет того наградит королева целой корзиной золота)

-Ребята, у меня к вам вопросы.

Растут ли подснежники зимой?

А когда они появляются?

Может ли лето наступить сразу после зимы?

-Почему? (Это закон природы)

Это человеку не по силам, он не может нарушить закон природы

-Ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь.

-А почему мы считаем указ глупым? (невозможно зимой найти подснежники)

-А вот.что же дальше произошло? Мы с вами узнаем прочитав отрывок пьесы сказки на страницах нашего учебника.

V.Физминутка Зимняя (слайд 10)

VI.Работа с учебником.

Чтение отрывка по ролям.

После чтения 1-го ряда

1.Фиэминутка для глаз.

2.ВЫВОД.- Для чего мачеха посылает свою падчерицу за подснежниками? (ей и ее дочери захотелось в подарок от королевы, получить целую корзину золота, получить шубки)

VII. Сравнительная характеристика героев пьесы.(слайд 11)

-Ребята, а теперь давайте попробуем вспомнить черты характера героев пьесы-сказки

-Какую характеристику мы дадим мачехе по ее поведению и отношению к падчерице? (Злая, жадная).

-Какую характеристику мы дадим дочери мачехи? ( завистливая, жадная, злая, ленивая).

-Охарактеризуем нашу девочку – падчерицу. Какая она? (добрая, чистая душой, нежная трудолюбивая, воспитанная, отзывчивая)

-С каким цветком можно сравнить душу девочки? (подснежником).

— О ком мы можем сказать, что они отрицательные герои сказки?

-А кто положительный герой?

VII. Итог урока. Выводы. (слайд 13)

Чему нас учит сказка С.Я. Маршака? Добру. Как и в любой народной сказке, в этой сказке Маршака Добро побеждает зло.

— С какими новыми словарными словами мы познакомились? (пьеса, мачеха, падчерица).

(слайд 14) Да. Эта сказка заставляет поверить в то, что чудеса обязательно случаются. Стоит только захотеть.
Я хочу, чтобы вы были добрыми, трудолюбивыми, отзывчивыми, как главная героиня этой замечательной сказки

VIII. Оценивание.

Молодцы, ребята, спасибо за хорошую работу на уроке! (Оценки учащимся за урок)

(слайд 15)

Возьмите снова в руки маленькое солнышко добра, я вижу у всех настроение осталось хорошим, значит все у нас замечательно.

IX. Домашнее задание. ( слайд 16)

Стр.118-122. Читать сказку-пьесу по ролям. Пересказ.

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся