Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев». (слайд 1)
Ход урока
Цели:
Коррекционно- образовательные:
-формировать знания о творчестве писателя;
-формировать знания о построении литературного произведения.
-познакомить с литературным жанром – пьеса,
— дать представление о художественном своеобразии драматического произведения;
— ставить вопросы к данному тексту.
Коррекционно- развивающие:
— развивать технику чтения по ролям;
-способствовать развитию творческого мышления, памяти;
-развивать и обогащать словарный запас;
-формирование умения рассуждать, обобщать.
-развивать актерские качества у воспитанников, умение дарить себе и зрителям радость.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие;
-воспитывать самостоятельность и интерес к литературному чтению;
-воспитывать бережное отношение к книгам.
-воспитание положительной мотивации к процессу обучения.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, физминутки.
Словарные слова: пьеса, мачеха, падчерица
I.Организационный момент
1. Приветствие гостей.
Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте дорогие ребята. Сегодня у нас на уроке гости. Встаньте и поприветствуйте наших гостей. Садитесь.
2. Настрой на урок.
(Звучит музыка) (слайд 2)
— У каждого на парте лежит солнышко. Оно желает вам добра и хорошего настроения, улыбается вам, улыбнитесь и вы ему. Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь, прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу.
Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в свое сердце. Я хочу, чтобы такое же чувство осталось у вас до конца урока. Желаю успехов.
II. Жанры литературы.(слайд 3)
Сказки Давайте поговорим о сказках
-Посмотрите на эту таблицу и вспомните.
Какие бывают сказки?
Народные и авторские. Что значит народные? Какие русские народные сказки вы знаете? Назовите их. -(«Колобок», «Репка», «Морозко» )
-А что значит авторские?
Ее написал автор т.е конкретный человек.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с авторской сказкой, которую написал С.Я. Маршак, называется она «12 месяцев».
III.Краткая биография Маршака.( слайды 4,5)
Прежде, чем познакомиться со сказкой, я вас познакомлю с биографией Самуила Яковлевича Маршака и с его творчеством.
IV. Тема нашего урока звучит так: С.Я.Маршак «Пьеса – сказка двенадцать месяцев». (слайд 6)
-Мы познакомимся с новым литературным жанром пьесой как с художественным произведением.
Это новое для вас слово, послушайте, как нужно правильно его прочитать, с ударным слогом на гласную е.
1.Словарная работа
(Слайд 7)
Пьеса — это художественное произведение, которое исполняется в театре действующими лицами. (актёрами)
2.Работа в тетрадях.
Запишите тему урока в тетрадях и значение слова ПЬЕСА.
3. Знакомство с действующими лицами сказки.
В любой пьесе сначала идет перечисление действующих лиц
-Кто исполняет роли действующих лиц? (Актеры )
Давайте познакомимся с действующими лицами пьесы сказки. (Слайд
Действующие лица:
-Королева, девочка лет 14
-Учитель королевы, профессор
-Придворные и слуги королевы
-Старуха-мачеха
-Родная дочь мачехи
-Падчерица
-Двенадцать месяцев
4. Работа в учебниках.Откройте учебники на стр.118
-Давайте изучим, какие действующие лица задействованы в нашем отрывке пьесы.
5.Словарная работа
МАЧЕХА (Сайд 9)
— У вас у всех есть родители — это мама и папа, они вам родные, но иногда в жизни случается так, что у ребенка нет родной матери, женщина, которая живет в их семье она то и является для ребенка мачехой.
ПАДЧЕРИЦА
6. Беседа. Диалог. Ответы на вопросы. Начало сказки.
Прежде чем приступить к чтению пьесы-сказки, давайте вспомним как начиналась эта сказка.
Вы читали эту сказку? А ещё вы смотрели мультипликационный фильм.
Я начну, а вы мне помогайте
(В одной горной стране Богемии, в маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей.)
-Кто управлял этим государством?
(Королева, ей всего было 14 лет, почти вашего возраста)
Вспомним -Как дальше развивались события?
(И вот маленькая королева захотела к Новому году получить в подарок корзину подснежников)
—Разве такое бывает в природе? (Нет)
-А вот королеве захотелось
-И все же что она сделала? (Издала глупый указ)
-Вспоминайте какой? (Сходить зимой в лес за подснежниками, а кто принесет того наградит королева целой корзиной золота)
-Ребята, у меня к вам вопросы.
Растут ли подснежники зимой?
А когда они появляются?
Может ли лето наступить сразу после зимы?
-Почему? (Это закон природы)
— Это человеку не по силам, он не может нарушить закон природы
-Ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь.
-А почему мы считаем указ глупым? (невозможно зимой найти подснежники)
-А вот.что же дальше произошло? Мы с вами узнаем прочитав отрывок пьесы сказки на страницах нашего учебника.
V.Физминутка Зимняя (слайд 10)
VI.Работа с учебником.
Чтение отрывка по ролям.
После чтения 1-го ряда
1.Фиэминутка для глаз.
2.ВЫВОД.- Для чего мачеха посылает свою падчерицу за подснежниками? (ей и ее дочери захотелось в подарок от королевы, получить целую корзину золота, получить шубки)
VII. Сравнительная характеристика героев пьесы.(слайд 11)
-Ребята, а теперь давайте попробуем вспомнить черты характера героев пьесы-сказки
-Какую характеристику мы дадим мачехе по ее поведению и отношению к падчерице? (Злая, жадная).
-Какую характеристику мы дадим дочери мачехи? ( завистливая, жадная, злая, ленивая).
-Охарактеризуем нашу девочку – падчерицу. Какая она? (добрая, чистая душой, нежная трудолюбивая, воспитанная, отзывчивая)
-С каким цветком можно сравнить душу девочки? (подснежником).
— О ком мы можем сказать, что они отрицательные герои сказки?
-А кто положительный герой?
VII. Итог урока. Выводы. (слайд 13)
Чему нас учит сказка С.Я. Маршака? Добру. Как и в любой народной сказке, в этой сказке Маршака Добро побеждает зло.
— С какими новыми словарными словами мы познакомились? (пьеса, мачеха, падчерица).
(слайд 14) Да. Эта сказка заставляет поверить в то, что чудеса обязательно случаются. Стоит только захотеть.
Я хочу, чтобы вы были добрыми, трудолюбивыми, отзывчивыми, как главная героиня этой замечательной сказки
VIII. Оценивание.
Молодцы, ребята, спасибо за хорошую работу на уроке! (Оценки учащимся за урок)
(слайд 15)
Возьмите снова в руки маленькое солнышко добра, я вижу у всех настроение осталось хорошим, значит все у нас замечательно.
IX. Домашнее задание. ( слайд 16)
Стр.118-122. Читать сказку-пьесу по ролям. Пересказ.