МОУ СОШ с. Чертановка
План – конспект урока по литературе.
Тема «Чиновники города N»
Учитель русского языка и литературы
Автонеева Альбина Анатольевна
Цели урока.
-
Формирование навыков самостоятельного анализа произведения.
2. Обратить внимание на детали гоголевского текста.
3. Показать актуальность комедии.
4. Воспитание нравственных качеств у учащихся.
Ход урока.
-
Образ города N в комедии «Ревизор».
Вопросы па повторение:
-где происходит действие комедии;
-почему автор не дает городу названия;
-что читателю известно об этом городе;
Вывод.
Таким образом, действие комедии разворачивается в небольшом уездном городке, не имеющем конкретного названия. Неопределенное местоположение города, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь», придает ему определенную условность,
позволяет отразить в нем социальные пороки России, достичь максимальной степени обобщения. О жизни города читатель может судить
по состоянию дел в его учреждениях.
-
О каких городских ведомствах идет речь на страницах ко-
медии? (Работа с текстом комедии.)
Дайте им характеристику. (Работа с текстом комедии.)
3. Образы чиновников.
1). Во главе каждого из городских учреждений стоят чиновники.
Кто такие чиновники, какова их роль в городе?
Запись в литературоведческий словарь:
Чиновник-это государственный служащий, имеющий чин, служебное
заведение.
Действительно, чиновники — виновники всех происходящих в городе событий.
О состоянии дел в различных учреждениях, об образе города мы можем судить по поступкам, душевным качествам тех, кто управляет городом.
В комедии Гоголя представлены чиновники всех основных ведомств
уездного города начала 19 века. Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными чертами тогдашнего чиновничества. Именно такими Гоголь и показывает в своей комедии правителей уездного города.
2). Составить психологический портрет каждого чиновника.
На доске прикреплены карточки с фамилиями чиновников.
(Антон Антонович Сквозник — Дмухановский, Аммос
Федорович Ляпкин-Тяпкин, Артемий Филиппович Земляника,
Лука Лукич Хлопов, Иван Кузьмич Шпекин.)
Учащиеся выбирают из цилиндра свернутые листочки, на которых на-
писаны детали портрета, реплики, качества, характеристики того
или иного чиновника, прикрепляют свой листок на доску под соответствующей фамилией чиновника.
А. А. Сквозник -Дмухановский:
-говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало;
-«Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие; не сделайте несчастным
человека»;
-купцов постоем заморил, хоть в петлю полезай;
-ему принадлежит фраза «Чему смеетесь, над собой смеетесь».
А. Ф. Ляпкин-Тяпкин
-человек, прочитавший пять или шесть книг;
-берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит;
-предлагает «подсунуть деньги Хлестакову».
А. Ф. Земляника
-попечитель богоугодных заведений;
-«очень толстый, неповоротливый, неуклюжий человек, но при всем проныра и плут»;
-«Человек простой: если умрет, так умрет; если выздоровеет, то и выздоровеет»;
-«совершенная свинья в ермолке».
Л.Л. Хлопов
-робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты;
-смотритель училищ;
-«протух насквозь луком»;
-один из его подчиненных «никак не может обойтись без того, чтобы ,взошедши на кафедру, не сделать гримасу».
И. К. Шпекин
-«Точь — в –точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьет горькую»;
-«простодушный до наивности человек»;
-«совершенно ничего не делает :все дела в большом запустении, посылки задерживает»;
-почтмейстер, надворный советник.
3). Работа в группах. Каждой группе предлагаются вопросы для анализа образа одного из чиновников
Земляника
1) Как и зачем Земляника сообщает Хлестакову о непорядках в городе?
2) Почему Земляника не доносит на Городничего?
3) Почему представляется ревизору последним?
Попечитель богоугодных заведений Земляника – «человек толстый, но плут тонкий. В подведомственной ему больнице больные мрут, как мухи; врач «по-русски ни слова не знает».При случае Земляника готов сделать донос на своих сослуживцев. Представляясь Хлестакову, он наговаривает и на почтмейстера, и на судью, и на смотрителя училищ.
Шпекин:
1) Как обстоят дела на почте?
2) По какой причине герой распечатывает письма?
3) Почему Гоголь в «Замечании для господ актеров»дает ему такую характе-ристику: «Простодушный до наивности человек»?Докажите это.
Почтмейстер Шпекин занимается вскрытием писем. Его речь бедна мыслями и словами.
Ляпкин-Тяпкин:
1) Можно пи по фамилии судьи дать ему характеристику и какую?
2) Как обстоят дела в присутственных местах?
3) Что читатель узнает о карьере героя?
Значительное лицо в городе. В отличие от других чиновников, он представитель выборной власти: «избран судьёй по воле дворянства». Он считается в городе вольнодумцем и образованным человеком, так как прочитал пять или шесть книг .Чиновники отзываются о нём как о красноречивом ораторе: « У вас что ни слово, — говорит ему Земляника, — то Цицерон с языка слетел.» Увлекаясь охотой , судья берёт взятки борзыми щенками. Делами он совсем не занимается, в суде полный беспорядок»
Хлопов:
1)Почему ,как вы думаете, этот персонаж не имеет характеристики в «За
-мечаниях для господ актеров»?
2) Составьте собственное «Замечание…» к этому образу.
Робким, запуганным, безгласным является смотритель училищ Хлопов, единственный среди чиновников недворянин.
Сквозник-Дмухановский:
1)Какие грешки водятся за Городничем?
2)Почему Городничий поверил в то, что Хлестаков ревизор?
Городничий – убеждённый взяточник, он казнокрад: постоянно присваивает казённые деньги. В общении с подчинёнными , по отношению к населению города он самоуверен, груб и деспотичен .
Все чиновники, нарисованные Гоголем, как живые, каждый из них своеобразен. Все они создают суммарный облик чиновничества, управляющего страной. Гоголь показывает полное отсутствие у чиновников понимания своего долга, их бюрократизм, взяточничество и казнокрадство, подхалимство, низкий культурный уровень.
4)А в чем актуальность поднятой проблемы? Наблюдаем ли мы подобные явления в нашей жизни?
Да, мы видим ,как должностные лица, используя доверенные им права и властные возможности ,обогащаются в личных целях. А результатом этого является ухудшение жизни.
Домашнее задание: Дать подробную характеристику Хлестакову; подготовить отрывки из текста, подтверждающие вашу точку зрения.