«Чиновники города N» по комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя

МОУ СОШ с. Чертановка

План – конспект урока по литературе.

Тема «Чиновники города N»

Учитель русского языка и литературы

Автонеева Альбина Анатольевна

Цели урока.

  1. Формирование навыков самостоятельного анализа произведения.

2. Обратить внимание на детали гоголевского текста.

3. Показать актуальность комедии.

4. Воспитание нравственных качеств у учащихся.

Ход урока.

  1. Образ города N в комедии «Ревизор».

Вопросы па повторение:

-где происходит действие комедии;

-почему автор не дает городу названия;

-что читателю известно об этом городе;

Вывод.

Таким образом, действие комедии разворачивается в небольшом уездном городке, не имеющем конкретного названия. Неопределенное местоположение города, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь», придает ему определенную условность,

позволяет отразить в нем социальные пороки России, достичь максимальной степени обобщения. О жизни города читатель может судить

по состоянию дел в его учреждениях.

  1. О каких городских ведомствах идет речь на страницах ко-

медии? (Работа с текстом комедии.)

Дайте им характеристику. (Работа с текстом комедии.)

3. Образы чиновников.

1). Во главе каждого из городских учреждений стоят чиновники.

Кто такие чиновники, какова их роль в городе?

Запись в литературоведческий словарь:

Чиновник-это государственный служащий, имеющий чин, служебное

заведение.

Действительно, чиновники — виновники всех происходящих в городе событий.

О состоянии дел в различных учреждениях, об образе города мы можем судить по поступкам, душевным качествам тех, кто управляет городом.

В комедии Гоголя представлены чиновники всех основных ведомств

уездного города начала 19 века. Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными чертами тогдашнего чиновничества. Именно такими Гоголь и показывает в своей комедии правителей уездного города.

2). Составить психологический портрет каждого чиновника.

На доске прикреплены карточки с фамилиями чиновников.

(Антон Антонович Сквозник — Дмухановский, Аммос

Федорович Ляпкин-Тяпкин, Артемий Филиппович Земляника,

Лука Лукич Хлопов, Иван Кузьмич Шпекин.)

Учащиеся выбирают из цилиндра свернутые листочки, на которых на-

писаны детали портрета, реплики, качества, характеристики того

или иного чиновника, прикрепляют свой листок на доску под соответствующей фамилией чиновника.

А. А. Сквозник -Дмухановский:

-говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало;

-«Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие; не сделайте несчастным

человека»;

-купцов постоем заморил, хоть в петлю полезай;

-ему принадлежит фраза «Чему смеетесь, над собой смеетесь».

А. Ф. Ляпкин-Тяпкин

-человек, прочитавший пять или шесть книг;

-берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит;

-предлагает «подсунуть деньги Хлестакову».

А. Ф. Земляника

-попечитель богоугодных заведений;

-«очень толстый, неповоротливый, неуклюжий человек, но при всем проныра и плут»;

-«Человек простой: если умрет, так умрет; если выздоровеет, то и выздоровеет»;

-«совершенная свинья в ермолке».

Л.Л. Хлопов

-робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты;

-смотритель училищ;

-«протух насквозь луком»;

-один из его подчиненных «никак не может обойтись без того, чтобы ,взошедши на кафедру, не сделать гримасу».

И. К. Шпекин

-«Точь — в –точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьет горькую»;

-«простодушный до наивности человек»;

-«совершенно ничего не делает :все дела в большом запустении, посылки задерживает»;

-почтмейстер, надворный советник.

3). Работа в группах. Каждой группе предлагаются вопросы для анализа образа одного из чиновников

Земляника

1) Как и зачем Земляника сообщает Хлестакову о непорядках в городе?

2) Почему Земляника не доносит на Городничего?

3) Почему представляется ревизору последним?

Попечитель богоугодных заведений Земляника – «человек толстый, но плут тонкий. В подведомственной ему больнице больные мрут, как мухи; врач «по-русски ни слова не знает».При случае Земляника готов сделать донос на своих сослуживцев. Представляясь Хлестакову, он наговаривает и на почтмейстера, и на судью, и на смотрителя училищ.

Шпекин:

1) Как обстоят дела на почте?

2) По какой причине герой распечатывает письма?

3) Почему Гоголь в «Замечании для господ актеров»дает ему такую характе-ристику: «Простодушный до наивности человек»?Докажите это.

Почтмейстер Шпекин занимается вскрытием писем. Его речь бедна мыслями и словами.

Ляпкин-Тяпкин:

1) Можно пи по фамилии судьи дать ему характеристику и какую?

2) Как обстоят дела в присутственных местах?

3) Что читатель узнает о карьере героя?

Значительное лицо в городе. В отличие от других чиновников, он представитель выборной власти: «избран судьёй по воле дворянства». Он считается в городе вольнодумцем и образованным человеком, так как прочитал пять или шесть книг .Чиновники отзываются о нём как о красноречивом ораторе: « У вас что ни слово, — говорит ему Земляника, — то Цицерон с языка слетел.» Увлекаясь охотой , судья берёт взятки борзыми щенками. Делами он совсем не занимается, в суде полный беспорядок»

Хлопов:

1)Почему ,как вы думаете, этот персонаж не имеет характеристики в «За

-мечаниях для господ актеров»?

2) Составьте собственное «Замечание…» к этому образу.

Робким, запуганным, безгласным является смотритель училищ Хлопов, единственный среди чиновников недворянин.

Сквозник-Дмухановский:

1)Какие грешки водятся за Городничем?

2)Почему Городничий поверил в то, что Хлестаков ревизор?

Городничий – убеждённый взяточник, он казнокрад: постоянно присваивает казённые деньги. В общении с подчинёнными , по отношению к населению города он самоуверен, груб и деспотичен .

Все чиновники, нарисованные Гоголем, как живые, каждый из них своеобразен. Все они создают суммарный облик чиновничества, управляющего страной. Гоголь показывает полное отсутствие у чиновников понимания своего долга, их бюрократизм, взяточничество и казнокрадство, подхалимство, низкий культурный уровень.

4)А в чем актуальность поднятой проблемы? Наблюдаем ли мы подобные явления в нашей жизни?

Да, мы видим ,как должностные лица, используя доверенные им права и властные возможности ,обогащаются в личных целях. А результатом этого является ухудшение жизни.

Домашнее задание: Дать подробную характеристику Хлестакову; подготовить отрывки из текста, подтверждающие вашу точку зрения.

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся