Ранжирование учебного материала на уроках химии
Современное общество характеризуется высоким уровнем информационных технологий. Но для человека среда — не только окружающий его мир. Для человека это тот мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах. Для учащегося, который большую часть своего времени проводит в школе полного дня, главным развивающим фактором является школьная среда, которая включает в себя различные образовательные микросреды, составляющие локальную образовательную среду школы.
Ни для кого не является секретом, что главное условие для развития активного, самостоятельного, творческого мышления учеников – это возможность применять полученные знания в новых, нестандартных ситуациях. Неоспорим тот факт, что успехи в развитии образования более всего зависят от качества педагогических кадров, качество школьной системы напрямую зависит от «качества» работающих в ней учителей.
Актуальность обусловлена существенными изменениями требований к выпускнику школы в последние десятилетия, которые, в свою очередь, вызваны лавинообразным нарастанием объема научной и технологической информации, а также объективной необходимостью неоднократного на протяжении жизни изменения сферы профессиональной деятельности для большинства выпускников современной школы. Задача по развитию умения ориентироваться в потоке информации является новой, возникшей не так давно. Многие научные достижения, например в области генной инженерии, синтеза органических соединений популяризируются сегодня, становятся предметом обсуждения в обществе. Необходимо формировать научное мировоззрение учащихся для восприятия новой информации и критической ее переработки. Сегодня перед преподавателями Казахстанской школы стоит задача – в рамках школы приобщить учащихся к научно-исследовательской и экспериментальной деятельности, воспитывать высокообразованную личность с активной жизненной позицией, способной конкурировать на международном уровне.
Проблема отбора содержания химии для преподавания остается актуальной и определяется задачами, стоящими перед естественно-научным циклом в целом, и конкретным предметом химией, в частности.
Современная педагогика выделяет следующие задачи для предметов естественно-научного цикла:
-
формирование научной картины мира;
-
развитие умения ориентироваться в потоке информации;
-
формирование ценностного отношения к науке и научным знаниям;
-
развитие умения использования знания в практической деятельности;
-
формирование творческого мышления;
-
воспитание экологической культуры.
В связи с быстрым развитием науки возрастает значение формирования научной картины мира, которая должна быть у каждого человека независимо от сферы его деятельности
Среди естественнонаучных дисциплин химия по содержанию и способам представления учебного материала (учебный текст, формулы, рисунки, графики, диаграммы, таблицы и т.д.), видам деятельности учащихся (работа с текстами, таблицами, схемами, решение задач, выполнение лабораторных опытов и практических работ) обладает большим потенциалом для решения поставленных задач .
Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, а также результаты констатирующего этапа эксперимента позволили выявить противоречие между:
— необходимостью для современных школьников осваивать в сжатые сроки большой объем учебного материала, заниматься самообразованием и несформированностью у них общеучебных умений.
Умения систематизировать учебный материал проявляются и формируются в составлении планов и кратких конспектов, схем, таблиц, диаграмм.
Обоснованность в необходимости наработки практических методов обучения школьников систематизации учебного материала и перекодированию информации реальна и востребована современными запросами, как учителей, так и учеников. В основе ранжирования методов лежат, как и прежде принципы систематичности, поэтапности и преемственности. Анализ сложившейся практики обучения предмету химия в школе позволяют выделить шесть уровней умения систематизации учебного материала:
-
составление конспекта (опорного или развёрнутого) урока;
-
составление плана текста;
-
сравнение понятий;
-
классификация объектов;
-
составление таблиц;
-
составление диаграмм и схем;
-
составление конспекта малознакомого и незнакомого текстов;
-
перекодирование информации.
В соответствии с системой ранжирования , именно в этой последовательности осуществляется работа по формированию у учащихся умений систематизировать учебный материал. Отметим, что в процессе этой работы формируются и такие группы информационно-коммуникативных умений как поиск информации в различных источниках, частично и рефлексивные умения при ведущей цели – формирование умений систематизации и перекодирования. Практика показывает, что все виды ОУУ формируются одновременно, но один из них является ведущим для определенного вида учебной деятельности. Разработка ранжирования методов отбора учебного материала учителем должна включать:
1) Отбор содержания и конструирование заданий, требующих применения различных умений (конспектирование, обобщение и систематизация, моделирование, перевод информации из одной знаковой системы в другую) и их целесообразного сочетания;
2) Выбор методических приемов и последовательности их использования;
3)Разработку специальных дидактических средств: памяток для учащихся по составлению планов, конспектов и др.; бланков для заполнения таблиц с неполной информацией; образцов выполненной работы для учащихся с целью организации самоконтроля, взаимоконтроля и оценивания своей работы .для оперативного конструирования заданий, изменения видов деятельности учащихся и интенсификации труда учителя.
Система ранжирования основана на включении учащихся с помощью специально сконструированных заданий в разнообразные виды деятельности: поиск, отбор, переработка и представление в сжатой форме информации, полученной из учебника, научно-популярной и справочной литературы, СМИ, видеофрагментов, объяснений учителя и ответов учащихся, учебных коллекций, плакатов и других наглядных материалов; перекодирование информации, знаковое моделирование; выполнение работы по алгоритму; самостоятельная работа с образцом (эталоном) для выявления ошибок, их исправления и оценивания своей работы и работы товарища (самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь, рефлексивный анализ); самостоятельная работа по выявлению сути допущенных ошибок и их исправлению (самокоррекция); участие в парном и коллективном обсуждении выполненной работы. В зависимости от формы обучения, в которой реализуется данный (традиционный урок, урок-конференция, аналитический семинар), последовательность может изменяться.
Как компонент системы разработан алгоритм поэтапного обучения составлению планов к учебному тексту. Составление развернутого плана позволяет учащимся органично перейти к конспектированию малознакомых и незнакомых текстов.
Обучение составлению планов и конспектов в соответственно является основой последующего обучения составлению таблиц как важнейшему умению систематизации и перекодирования информации.
Поскольку всякая классификация ОУУ в определенной степени условна, умения систематизировать входят также и в группу познавательных умений наряду с информационно-коммуникативными.
Особое внимание при таком ранжировании уделяется рефлексивным умениям, которые, особенно редко попадают в сферу внимания учителей. Эти умения формируются в процессе оценивания знаний учащихся, причем как учителем, так и самими учащимися. Поэтому важным элементом данной системы является диагностика знаний, умений и навыков учащихся, направленная на формирование и развитие ОУУ и включающая в себя: экспресс-опросы, графические диктанты, иды общеучебных умений
Обучение с применением опорных конспектов позволяет четко структурировать уроки, используя поэтапное закрепление пройденного материала.
Подготовка домашних заданий по опорным конспектам имеет определенную структуру действий ученика:
Прочитать тему и вопросы плана урока;
Подобрать в соответствии с темой урока необходимый фактологический материал;
Найти в опорном конспекте ответ по первому вопросу;
Внимательно прочитать информацию по вопросу;
Повторить содержание по рассматриваемому вопросу, закрыв тетрадь.
При повторении домашнего задания, внутритемного тематического обобщения знаний и умений рекомендуется приемлемо использоварие дифференцированного подхода в зависимости от уровня усвоения учебного материала учащимися.
Важно подчеркнуть, что опорные сигналы, из которых осуществляется построение опорного конспекта, являются преемственными и распространяются на последующие курсы. Следовательно, использование опорных конспектов на уроках химии целесообразно, так как позволяет задействовать и зрительную, и слуховую память учащихся.
На мой взгляд, преимущество использования опорных конспектов состоит в том, что в зависимости от того, какие перед собой ставит задачи учитель на конкретном уроке и уровня класса, возможно гибкое применение условных обозначений и различных типов опорных конспектов. В данном случае цель одна — развитие познавательного интереса учащихся к химии, перерастающее в твердые знания.
Следует отметить, что опорный конспект выполняется на доске мелом по ходу устного изложения материала и служит его зрительной опорой. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд. Так как не все понятия можно изобразить в рисунке в опорном конспекте используются и слова, зачастую в сокращенном варианте, но понятном для учащихся (ребята часто сами предлагают тот или иной вариант кодирования слова).
В начале такой системы возникают трудности, но впоследствии ребята выполняют такую работу с удовольствием, включая в этот процесс элементы исследовательской работы, основанной на субъектном опыте.
Также важно отметить, что данный метод можно использовать в сочетании с другим инновационным методом, т.е. с информационно- коммуникационными технологиями. отличает наличие математической и естественно-научной направленности учебно-познавательных процессов, а также способностей, необходимых при изучении химии: аналитико-синтетические качества ума, подвижность мыслительных процессов, пространственное воображение, способность к абстрагированию, оперированию символами и числами.
Очевидным требованием к ранжированию методов обучения является их доступность. Путь
обучения должен быть понятен и приемлем для ученика, а способы изучения
учебного материала соответствовать возрастным возможностям усвоения знаний.
Методы усвоения знаний будут в одно и в то же время и легкими и трудными:
легкими с точки зрения привычных и понятных для ребенка операций мышления и
способов рассуждений; трудными с точки зрения содержания учебного материала
и формирования новых приемов средств логических доказательств. Одним из
требований является результативность метода обучения. Всякий способ
объяснения учителем и усвоения знаний учащимися должен давать планируемый или
предполагаемый результат.
Сочетание теоретического и практического является необходимым требованием системы ранжирования в учебном процессе.
обучения.
Словесные методы |
Наглядные методы. |
Практические методы |
|
При решении каких задач этот метод ранжирования применяется особенно успешно. |
При формировании теоретических и фактических знаний |
Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам. |
Для развития практических умений и навыков. |
При каком содержании учебного материала особенно рационально применять метод ранжирования. |
Когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер. |
Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде. |
Когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов. |
При каких особенностях учащихся рационально применять метод ранжирования. |
Когда обучаемые готовы к усвоению информации соответствующим методом. |
Когда правильно оформлен интерфейс. |
Когда обучаемые готовы к выполнению практических заданий. |
Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода. |
Когда преподаватель хорошо владеет этим видом методов. |
Когда преподаватель подготовлен самым тщательным образом и использовал индивидуальный подход к каждому обучаемому. |
Когда преподаватель располагает необходимым материалом для проведения опытов и упражнений. |
Репродуктивные методы |
Поисковые методы |
|
При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно. |
Для формирования знаний, умений и навыков. |
Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода. |
При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод. |
Когда содержание темы слишком сложно или весьма просто. |
Когда материал имеет средний уровень сложности. |
При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод. |
Когда обучаемые еще не готовы к проблемному изучению этой темы. |
Когда обучаемые подготовлены к проблемному изучению данной темы. |
Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода. |
Здесь проблемные методы могут применять обучаемыми избирательно. |
Когда преподаватель имеет время для проблемного изучения темы и хорошо владеет поисковыми методами обучения. |
Индуктивные методы |
Дедуктивные методы |
|
При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно. |
Для развития умения обобщать, осуществлять умозаключения от частного к общему. |
Для развития умения осуществлять умозаключения от общего к частному, развития умения анализировать явления. |
При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод. |
Когда содержание изложено индуктивно или его следует изложить так. |
Когда содержание темы изложено дедуктивно или его следует изложить так. |
При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод. |
Когда обучаемые подготовлены к индуктивным рассуждениям или затрудняются в дедуктивных рассуждениях. |
Когда обучаемые подготовлены к дедуктивным рассуждениям. |
Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода. |
Когда преподаватель владеет индуктивными методами |
Когда преподаватель владеет дедуктивными методами и имеет соответствующие дидактические разработки. |
Следуя мысли Дистервега о том, что “плохой учитель преподносит истину, а хороший учит её находить” успешность реализации ранжирования методов преподавания и самого учебного материала по его значимости для обучения возможна если учитель сможет : обеспечить мотивацию, показать образец и способ его написания, объяснить требования к правильности и точности результата и способа его достижения, организовать формирование и закрепление навыка, проверить выполнение и научить самоконтролю, исправить и научить исправлению, оценить и научить самооценке.
Список литературы
1. Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе – М.: Просвещение, 2003г.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе – М.: Просвещение 2006г.
4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе – М.: 2005г
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров – М.: Издательский центр «Академия», 2004
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. – 230с.
7. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.
8. Козыбаев, Е.Ш. Какой быть модели образования XXI // 2005. – № 6. /Қазақстан мектебі. – 2005. – 57-59.
9. Майтанова Н.Е. Возможности индивидуального подхода к учебной младших школьников: педагогические исследования / Н.Е. Майтанова, С.Н. Муканова, К.Ж. Туребаева //. 2004. – № 5. – С. 6-11.
10. Каражигитова, Т.А. Личностно – ориентированное обучение – современный подход к реализации в практике работы школ // Білім берудегі менеджмент=Менеджмент в образовании. – 2005. – № 2. – С. 193-196.
11. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В.Казахский национальный педагогический институт имени Абая (КАЗНПУ им.Абая)