Открытый урок по изобразительному искусству 5 класс Древние образы в современных народных игрушках

Урок: изобразительное искусство

Класс: 5

Тема урока: «Древние образы в современных народных игрушках»

Цели:

  1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (Филимоновская, Каргопольская, Дымковская), традициях формы и росписи.

  2. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

  3. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.

Оборудование и материалы:

  • Оборудование: компьютер, диск с видеофрагментом на тему «Народные потешные промыслы — игрушки», иллюстрации с изображением Филимоновской, Карпогольской, Дымковской игрушек. Учебник. Изобразительное искусство «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Под редакцией Б.М. Неменского, 2012 год.

  • Материалы: гуашь, кисти, альбомы, цветные карандаши, цветные мелки, простые карандаши, ластик.

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Просмотр видеофрагмента «Народные потешные промыслы-игрушки».

  3. Беседа об истории, отличительных особенностях Филимоновской, Каргопольской, Дымковсой игрушек.

  4. Упражнение дорисуй картинку.

  5. Постановка художественной задачи (выполнение эскиза выбранной модели игрушки).

  6. Практическое выполнение задания.

  7. Физкультминутка.

  8. Итог урока.

  9. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Изучение нового материала.

— Как только человек родился, рядом с ним начинают появляться множество предметов, необходимых ему. Но только эти предметы помогают маленькому человеку примерить на себя роль взрослого, стать главным. Иногда эти предметы сопровождают человека всю жизнь, становятся его профессией или  увлечением…и речь сегодня пойдет об игрушках.

Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент, на тему «Народные потешные промыслы-игрушки».

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

 Белоснежны, как березки,

 Кружочки, клеточки, полоски –

 Простой, казалось бы, узор,

 Но отвести не в силах взор.

 — Есть удивительная профессия, которая пришла к нам с давних времён и существует до   сих пор – игрушечных дел мастер. Как вы думаете, из каких материалов создавались первые игрушки? (Ответы детей.)

 — Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Древние образы в современных народных игрушках».

Учащиеся делают запись темы урока в альбом.

Осваивая тему урока, нам будет необходимо изучить несколько видов народной игрушки, выявить их особенности (цвет, форма, орнамент росписи).

Мы сегодня будем знакомиться с разновидностями народных игрушек.  История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. 
Глиняная игрушка — особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит и для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. 
В разных местностях характер и внешний вид игрушек был различным. Особо знамениты Филимоновские, Каргопольские и Дымковские игрушки.

Филимоновская игрушка 

Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни – всех не перечесть – образуют веселый, яркий хоровод. Барыни с тонкими талиями в колокообразных юбках и кокетливых шляпках; грандиозно вытянул необычно длинную шею олень с могучими рогами.

Ученые считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски с фигурками, изображавшими людей и животных.

Делают игрушки из иссиня-черной местной глины, которая после обжига становится светлой.

Посмотрим на иллюстрации в учебнике на стр. 68-69. Вопросы учителя (ответы учащихся)

Желтый, красный, зеленый – основные цвета, используемые в росписи. Они в сочетании со светлым тоном обожженной глины создают неподражаемый «наряд» Филимоновской игрушки.

В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц в яркие красные кафтаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляется свой характер.

Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства, и находятся в музеях нашей страны и за рубежом.

Карпогольская игрушка

Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень.

Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита многими художественными ремеслами.

Тематика Карпогольской игрушки взята из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери и птицы. Полкан – добрый богатырь с телом генерала и ногами коня; Тяни — толкай – фигурка из двух сросшихся коней, светлый конь тянет к добру, а тёмный конь – к злу.

Черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий – эти цвета используются в росписи.

В давние времена люди называли зверей своими братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки. Давайте с вами посмотрим на игрушки, изображенные в учебнике на стр. 70. Вопросы учителя (ответы учащихся). Обратите внимание на узоры на этих игрушках. Узоры на игрушках мастера подглядели в поле, у полного зерен колоса, у цветка на лугу, у елки в лесу, в небе у летящей снежинки, у солнца, у вечерней звезды…

В наше время Каргопольские игрушки можно увидеть и в магазине сувениров, и на выставке, и в музее. Они не только радуют глаз, но могут без слов рассказать о многом.

Дымковская игрушка.

Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце). Ласково и нежно называют эту игрушку – «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька…

Давайте обратимся к учебнику на стр. 71. Вопросы учителя (ответы учащихся).

Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…

Здесь можно вспомнить символический смысл (мы проходили на первых уроках первой четверти).

Краски яркие – яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно).

Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, сказочные и бытовые сюжетные сценки.

В настоящее время в центре города Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки.

      1. Упражнение дорисуй картинку. Учащимся раздаются картинки, где частично изображены рисунки, нужно дорисовать игрушку, орнамент, подписать цвета и название игрушки, применяемые в данном промысле.

      2. Постановка художественной задачи (выполнение эскиза выбранной модели игрушки).

Выберите игрушку, которая вам понравилась. Изображение игрушки в альбоме. Работы оценивают сами, друг другу. Сегодня вы выполните ее эскиз, а на следующих уроках слепите ее из пластилина. Помощником в вашей работе будет таблица «Отличительные особенности народных глиняных игрушек», данную таблицу вложить в альбом для дальнейшего использования.

      1. Практическое выполнение задания

      2. Физкультминутка. Упражнения с теплыми и холодными цветами. Гимнастика для глаз.

      3. Продолжение выполнения практической работы

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. Контроль организации рабочего места;

  2. контроль правильности выполнения приемов работы;

  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение;

  4. контроль объема и качества выполненной работы.

      1. Закрепление знаний полученных на уроке

А сейчас давайте вернемся к теме нашего урока и ответим на вопросы.

О чем мы говорили сегодня? (ответы учащихся)

Какие разновидности игрушек, вы сегодня узнали? (ответы учащихся)

Почему игрушка называется народная? (ответы учащихся)

      1. Итог урока: завершение работы, оценивание выполненных работ.

Заполнение оценочных листов:

  • Красный с улыбкой          –  у меня всё получилось, я доволен.

  • Синий           – не всё задуманное получилось.

  • Жёлтый –       мне мало что удалось, я не доволен результатом.

      1. Домашнее задание. Приготовить сообщение о Матрешке.

Уборка рабочих мест.

МКОУ Шиткинская СОШ

«Древние образы

в современных народных игрушках»

Учитель изобразительного искусства:

Котоман Виктория Александровна

ноябрь — 2014

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся