Конспект урока по теме: «Теплые и холодные цвета»

Конспект открытого урока

  1. Фамилия, имя, отчество: Белаш Ольга Николаевна

  1. Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5 имени Е.Е.Парфенова» г. Камень-на-Оби

  1. Используемый УМК: программа Б.М. Неменского

  1. Предмет: ИЗО

  1. Класс: 2

  1. Электронный адрес:[email protected]

Тема урока: «Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета»

Цель: создание условий для эмоционального восприятия цвета, как средства образной выразительности в изобразительном искусстве.

Задачи:

Художественно-творческие

  • формировать универсальные умения: дифференцировать и обобщать знания о группах цветов : основные и составные цвета, “теплые” и “холодные” цвета;

  • научить получать эти оттенки через смешивание красок и использовать их в рисунке.

  • упражнять в приемах смешивания красок на палитре ;

  • формировать универсальные умения пользоваться модульными таблицами (цветовой круг) Уметь «читать» эти карты-опоры.

Развивающие

  • развивать эмоциональную сферу детей;

  • развивать художественно-образное, творческое мышление детей;

  • развивать умение видеть, слышать, понимать и чувствовать красивое в окружающей природе.

Воспитательные

  • воспитывать художественный вкус;

  • воспитывать критическое отношение к результатам своей деятельности.

  • воспитывать аккуратность и трудолюбие

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором

Материалы (для учеников): графический рисунок рыбки, кисти, гуашь, вода, палитра, полоски бумаги, окрашенные в теплые и холодные цвета

Зрительный ряд:, учебно-методические таблицы « Этапы изображения рыбки в теплой и холодной цветовой гамме», пособие « Цветовой круг» ,таблица «Получение теплого и холодного зеленого цвета», стаканчики для демонстрации смешивания цветов ,презентация Power Point

Музыкальный ряд: Richard Stoltzman «Maid with the Flaxen Hair», блюзовая музыкальная композиция.

Используемая литература:

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских. — М.: Просвещение, 2011.- 129 с.-ISBN 978-5-09-019029-9

Коротеева Е.И. Искусство и ты. 2 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2008

Симкина, П.Л., Титаровский, Л.В., Азбука здоровья: физкультминутки здоровьесберегающей направленности. — М.: Амрита-Русь, 2006.-240 с.: ил.-(серия «Образование и творчество») ISBN 5-94355-383-5

Этап урока, продолжительность

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечания

  1. Организационный момент,

1 мин

Организация внимания,

Проверяют порядок расположения материалов на столе

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Слово учителя: «Добрый день, пусть урок принесёт нам радость общения и наполнит сердца добрыми чувствами. Подарите друг другу улыбки»

Сегодня на уроке вам понадобятся следующие материалы, инструменты и приспособления: графический рисунок рыбки, кисти, гуашь, вода, палитра, полоски бумаги, окрашенные в теплые и холодные цвета.

Эмоциональный настрой на работу

  1. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи(целеполагание),

3 мин.

Рассматривают цветовой круг, вспоминают изученный ранее материал, определяют цели и задачи

Предполагаемые ответы:

«Я сегодня узнаю, какие цвета называются теплыми и холодными, буду учиться получать их, используя палитру.»

Слово учителя: «Посмотрите на цветовой круг. Вспомните ,какие цвета называются основными; составными? Почему они так называются? Тема нашего урока сегодня : « Теплые и холодные цвета». Как вы думаете что нового нам предстоит узнать и чему новому научиться?

Слайд1-2

Привлечение учащихся к процессу постановки целей и задач урока помогает формировать регулятивные УУД.

  1. Актуализация имеющихся знаний, формирование новых знаний, 15 мин.

Дети включаются в игровой момент-берутся за руки с соседом по парте

Мысленно представляют образы, о которых говорится

Предполагаемый ответ:

«Голубой,синий, фиолетовый, бирюзовый»

Просмотр наглядности

Предполагаемый ответ:

«Небо, вода, тучи, река, василек, колокольчик…»

Дети включаются в игровой момент-берутся за руки с соседом по парте

Предполагаемый ответ:

«Красный, оранжевый, желтый,зеленый…»

Дети включаются в игру-соревнование.

Предполагаемый ответ:

«Цыпленок,солнце, одуванчик, осенний лист….»

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, высказывают свои предположения, доказывают свою точку зрения

Дети делают вывод

«Зеленый может быть теплым и холодным в зависимости от пропорций соединения желтого и синего»

Дети рассматривают изображение радуги

Слово учителя: «Любите ли вы путешествовать?

-К вам в гости прилетела фея. Она приглашает вас совершить волшебное путешествие на ковре –самолете. Ковер-самолет это вам не автомобиль и здесь нельзя пристегнуть ремни, чтобы не упасть, поэтому предлагаю взяться за руки с соседом по парте. Ну как .вы готовы? Тогда летим.(закройте глаза)

Мы летим в страну вечной зимы. Сверкающего льда и искрящегося снега. Чувствуете как стало холодно?

-Внимание !Подлетаем к царству царевны Льдинки. Это ее страна. Откройте глаза. Чтобы войти в замок и увидеть царевну Льдинку надо угадать какие краски живут в ее царстве. Подсказка-

Эти краски такие же холодные как лед и снег,но не белые.

Какие это цвета?

Вы справились с заданием и можете увидеть царевну Льдинку.слайд6

Царевна может творить настоящие чудеса- она может превратить в холодный почти любой цвет, опуская в него синюю льдинку Царевна Льдинка предлагает вам игру: Назовите как можно больше предметов, которые в природе бывают синего цвета.слайд8

Молодцы! Вы справились с заданием и царевна награждает вас орденом Синей тучки слайд9

-Внимание посадка. Возьмитесь за руки. Мы отправляемся в другое царство. Закройте глаза. Летим!

-В этом королевстве царит вечное лето. Вам становится тепло. Чувствуете? Ярко светит солнышко, цветут цветы, порхают бабочки. Подлетаем к замку царевны Огонек. Откройте глаза.слайд10

Хотите увидеть царевну? Отгадайте какие краски живут в ее царстве. Найдите теплые краски солнца и огня.

Вы справились с заданием. Слайд 11

А вот и сама царевна. Слайд12

Она тоже умеет творить чудеса и превращать любые цвета в теплые,добавляя немного солнечного желтого в любой цвет. Слайд 13

Поиграем с царевной Огонек, назовите как можно больше предметов в природе желтого цвета. Слайд13

Молодцы! Царевна награждает вас орденом солнца.Слайд14-15

Спор двух царевен

Между двумя царевнами существует спор. Они никак не могут решить зеленый цвет теплый или холодный. Помогите решить спор.Слайд16

Из каких двух цветов можно составить зеленый?слайд17

Посмотрите на слайд и объясните как получить разные оттенки зеленого слайд18

Ну вот мы и помирили двух царевен . Солнце и туча этому так обрадовались. что засияла на небе разноцветная радуга. Слайд19

Посмотрите радуга образует спектр , а зеленый находится на границе теплых и холодных.

Слайд 3

Используемый метод – беседа, позволяет формировать коммуникативное учебное действие: умение выражать свои мысли, при этом слышать других

Метод погружения помогает сформировать зрительные образы

Слайд4-5

Проблемные вопросы формируют умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения

Слайд7

Игровой метод обучения удерживает произвольное внимание младших школьников

  1. Физкультминутка,

1 мин.

Выполнение упражнений под музыку

Показ упражнений

Смена видов деятельности нужна для снятия утомляемости, улучшения осанки, профилактики искривления позвоночника.

  1. Практическая работа: работа с учебно-методической таблицей «Поэтапное рисование рыбок в теплой и холодной цветовой гамме», показ педагогического рисунка на доске, определение критериев оценки, творческая работа учеников,

15 мин.

Дети изучают последовательность выполнения работы.

Предполагаемый ответ:

«Я думаю, что работу следует начать с самого светлого ,так как после темного нужно долго отмывать кисть и менять воду»

« в целях экономии времени»

«чтобы не изменился оттенок краски» и др.

Предполагаемый ответ:

«В первом варианте зеленый теплый, во втором-холодный»

Предполагаемые ответы:

1). Красота (эстетичность);

2)использование цветов по группам: холодные или теплые(умение различать и дефференцированно использовать эти цвета);

4)использование разных по теплоте зеленых оттенков

3). Владение материалом (гуашью);

4). Аккуратность;

Объяснение задания Слово учителя:

« раскрасьте рыбок:1вариант — теплыми цветами

2 вариант-холодными.

Работа с учебно-методической таблицей.

Слово учителя:

Рассмотрите этапы выполнения работы:

-Подумайте почему работу целесообразно начать с самого светлого?

-Чем отличаются оттенки зеленого для двух рыбок?

Показ педагогического рисунка на доске.

«Перед началом работы определите критерии оценки изображения»

Запись на доске.

« Приступаем к работе. Если есть вопросы, пожалуйста, задавайте». слайд 33

Возможность выбора задания из нескольких вариантов учитывает индивидуальные особенности детей

  1. Подведение итогов, анализ работ, рефлексия урока, 5 мин.

Показывают работы, анализируют их, оценивают себя и других

Предполагаемые ответы:

«Я научился получать теплый (холодный) оттенок зеленого цвета…..», «Я научился различать теплые и холодные цвета и использовать их для украшения»

Слово учителя:

«Посмотрим, что у вас получилось. К доске выйдут ребята первого ряда, которые рисовали рыбок в теплой цветовой гамме. По тем критериям, что вы назвали, оцените свою работу»

«Какую учебную задачу ставили в начале урока? Что можете сказать?»

«У вас на партах бумажные полоски: Красного, зеного и синего цвета. Кто считает, что справился с поставленной задачей на уроке на отлично, может поднять красную полоску. Если вы считаете, что не все получилось и были небольшие ошибки ,то поднимите полоску зеленого цвета»

«Спасибо за урок. Мне приятно, что он вам понравился. Дежурные остаются убрать воду, подровнять парты. До свидания»

Использованиеприёмов само- и взаимооценки важно для формирования адекватного отношения к себе и своему творчеству

Рефлексия

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся