Обновление форм и методов патриотического воспитания на современном этапе

Обновление форм и методов патриотического воспитания на современном этапе

Обновление форм и методов патриотического воспитания на современном этапе

Патриотизм Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу    (толковый словарь Ожегова)

Патриотизм

Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу

(толковый словарь Ожегова)

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее  развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

«Патриотизм — одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

Понятие патриотизма включает в себя: Чувство привязанности к тем местам, где родился и вырос Уважительное отношение к языку своего народа Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества) Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине Гордость за социальные и культурные достижения своей страны    Гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям Ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины

Понятие патриотизма включает в себя:

Чувство привязанности к тем местам, где родился и вырос

Уважительное отношение к языку своего народа

Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства,

свободы и независимости (защита Отечества)

Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине

Гордость за социальные и культурные достижения своей страны

Гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ

Уважительное отношение к историческому прошлому Родины,

своего народа, его обычаям и традициям

Ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее,

выраженное в стремлении посвящать свой труд,

способности укреплению могущества и расцвету Родины

Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности

п/п

Группа методов

I.

Методы

формирования

сознания

личности

II.

Методы

Свойства методов

Убеждение, внушение, беседы, лекции,

дискуссии,

метод примера

III.

Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения

Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

Педагогическое требование, требование коллектива, обще-ственное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов

Методы стимулирования деятельности и поведения

Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха

Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

Отметим так же, что большинство исследователей выделяют в процессе воспитания патриотизма следующие компоненты: когнитивный – определенный уровень знаний по истории своей Родины, своего родного края, своего народа, что позволяет сформировать уважительное отношение и гордость за прошлое своей страны; мотивационный – предполагает определенный уровень сформированности потребностей и мотивов, нацеленных на активную творческую деятельность и активное познание нового; эмоциональный – объединяет в себе положительные переживания личности по отношению к историческому прошлому страны, гордость за исторические события и подвиги предков; творческий  – это стремление в поведенческом аспекте приумножать и создавать историю сегодня, предполагает активную позитивную позицию в действии.

Отметим так же, что большинство исследователей выделяют в процессе воспитания патриотизма следующие компоненты:

когнитивный – определенный уровень знаний по истории своей Родины, своего родного края, своего народа, что позволяет сформировать уважительное отношение и гордость за прошлое своей страны;

мотивационный – предполагает определенный уровень сформированности потребностей и мотивов, нацеленных на активную творческую деятельность и активное познание нового;

эмоциональный – объединяет в себе положительные переживания личности по отношению к историческому прошлому страны, гордость за исторические события и подвиги предков;

творческий – это стремление в поведенческом аспекте приумножать и создавать историю сегодня, предполагает активную позитивную позицию в действии.

№ Направление 1. Традиционные формы Историко-краеведческое 2. 3. Инновационные формы Целевые беседы «Биография и судьба», встреча с ветеранами ВОВ и труда. Духовно – нравственное 4. Героико – патриотическое Конкурс стихов, сочинений, инсценирование народных сказок, конкурс военной и солдатской песни, концерт для ветеранов ВОВ и труда. Заочное путешествие «Наш край в далеком прошлом», посещение музея и выставки народного творчества, уроки духовного общения, акция «Помоги памятнику», диспут «О чем рассказала фотография» Фольклорный фестиваль, участие в народных праздниках, вечер посвященный годовщине вывода войск из Афганистана, конкурс «Угадай мелодию»,«Забытая песня» Урок мужества, линейка Спортивно – патриотическое Вахта Памяти у Вечного огня, взаимодействие с поисковыми отрядами, акция «Подарок ветерану» Соревнования, походы, День здоровья. Вечер народных игр, интеллектуальная игра «В здоровом теле здоровый дух».

Направление

1.

Традиционные формы

Историко-краеведческое

2.

3.

Инновационные формы

Целевые беседы

«Биография и судьба», встреча с ветеранами ВОВ и

труда.

Духовно – нравственное

4.

Героико – патриотическое

Конкурс стихов, сочинений, инсценирование народных сказок, конкурс военной и

солдатской песни, концерт для ветеранов ВОВ и труда.

Заочное путешествие «Наш край в далеком прошлом»,

посещение музея и выставки народного творчества, уроки духовного общения, акция «Помоги памятнику», диспут «О чем рассказала фотография»

Фольклорный фестиваль, участие в народных праздниках, вечер посвященный годовщине вывода войск из Афганистана, конкурс «Угадай мелодию»,«Забытая песня»

Урок мужества, линейка

Спортивно – патриотическое

Вахта Памяти у Вечного огня, взаимодействие с поисковыми отрядами, акция «Подарок ветерану»

Соревнования, походы, День

здоровья.

Вечер народных игр, интеллектуальная игра

«В здоровом теле здоровый дух».

№ 5. Направление Традиционные формы Экологическое 6. 7. Инновационные формы Проведение санитарных дней, выставка букетов. Профессионально –трудовое 8. Социально – патриотическое Изготовление скворечников, кормушек, памятных сувениров. Акция «Посади дерево», операция «Живи родник», озеленение, создание экологической тропы, экологического паспорта школы, конкурс «Лечение без лекарств». Праздник мам, форум отцов, изучение родословной. Праздник «История костюма моего народа», организация выставки народных ремесел, встреча с народными умельцами. Гражданско – патриотическое Конкурс «Наши корни», фотовыставка «Моя семья», встреча с семейными династиями. Урок «Быт и обычаи народов РФ». Создание видео презентаций «С чего начинается Родина»

5.

Направление

Традиционные формы

Экологическое

6.

7.

Инновационные формы

Проведение санитарных дней, выставка букетов.

Профессионально –трудовое

8.

Социально – патриотическое

Изготовление скворечников,

кормушек, памятных сувениров.

Акция «Посади дерево», операция «Живи родник», озеленение, создание экологической тропы,

экологического паспорта школы,

конкурс «Лечение без лекарств».

Праздник мам,

форум отцов,

изучение родословной.

Праздник «История костюма моего народа», организация выставки народных ремесел, встреча с

народными умельцами.

Гражданско – патриотическое

Конкурс «Наши корни», фотовыставка «Моя семья»,

встреча с семейными династиями.

Урок «Быт и обычаи

народов РФ».

Создание видео презентаций «С чего начинается Родина»

У выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы:

У выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы:

  • активная жизненная позиция;
  • способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
  • чувство патриотизма, верности Родине и готовность служить Отечеству;
  • Духовность, нравственность, личная и общественная ответственность.
Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся