«Ф ормирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания в старших классах»
Выполнила: Кузнецова
Любовь Геннадьевна,
учитель истории и
обществознания
ГБОУ СОШ №2 Шентала
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- установка на инициативу в приобретении компетенций и
формировании высокой компетентности;
- готовность и способность к технологическим, организационным,
социальным инновациям;
Требования, предъявляемые к образованию, изменились :
- современный работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы, грамотно вести поиск, обработку и использование необходимой информации средствами информационных технологий (информационная компетентность
Противоречие
С одной стороны современных условиях
серьёзное внимание уделяется формированию
навыков работы с информацией,
развитие и использование в системе образования
информационных технологий становится
важнейшим механизмом
социализации личности, а с другой стороны
сложилась настоятельная потребность
пересмотра некоторых принципов
применения ИКТ в организации
учебно-познавательного процесса.
Проблема
Сложилась настоятельная потребность
пересмотра некоторых принципов
применения ИКТ в организации
учебно-познавательного процесса.
Требования к материально-техническим условиям ФГОС ООО и проект ФГОС СПОО:
- Усилены требования к обеспечению возможности использования современных информационных и коммуникационных технологий при реализации основной образовательной программы, исходя из концепции формирования и развития ИКТ-компетентности, необходимой для дальнейшего обучения, в том числе профильного, а также подготовки к профессиональной деятельности.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что в современном обществе, на мой взгляд, сложилась настоятельная потребность пересмотра некоторых принципов применения ИКТ в организации учебно-познавательного процесса . Учителя-предметники, стремящиеся использовать эти технологии в процессе обучения, сталкиваютс я с проблемой отсутствия методических разработок по их грамотному применению , а поэтому часто используют эти технологии только как дополнительное (или единственное) техническое средство обучения, что снижает их результативность.
Приоритеты государственной политики в сфере образования зафиксированы в:
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года (раздел III «Образование»; одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года , протокол №36);
- Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р);
Проблема
Необходимо создать комплексную систему использования ИКТ для формирования информационно- коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания.
Компетенция и компетентность
- Компетентность — это обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности, результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач
Приоритеты государственной политики в сфере образования зафиксированы в:
- Приоритетном национальном проекте «Образование» на 2009-2012 годы;
- Федеральной целевой программе развития образования;
- Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа ».
- комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты .
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
«В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем». «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность школы будущего».
Процессы восприятия и запоминания строятся следующим образом
Мы запоминаем:
10% того, что читаем
20% того, что слышим
30% того, что видим
50% того, что видим и слышим
80% того, что говорим
90% того, что говорим и делаем
Преимущества использования ИКТ
Что применение ИКТ дает учителю:
- позволяет внедрять ФГОС в учебную деятельность
- позволяет экономить время на уроке
- учитель – только организует и направляет познавательную деятельность учащихся
- учитель только помогает в самостоятельном получении и сортировке информации учащимися
- позволяет углублять краеведческую направленность в изучении материала
Что применение ИКТ дает ученику:
- повышает мотивацию учащихся к учению
- ученик является субъектом, при решении учебной задачи
- развитие умения ставить перед собой цель
- планировать свою деятельность
- дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции
- облегчает усвоение учебного материала
- оптимизирует учебный процесс и позволяет более динамично развивать познавательную деятельность учащихся
- контролировать результат
- оценивать свою учебную деятельность
- определять проблемы собственной учебной деятельности
В первую очередь ИКТ помогают формировать у учащихся УУД УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) это совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
СОСТАВ УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Формы и методы использования информационных технологий на уроках истории и обществознания
Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах:
- 1)Самый распространенный вид — мультимедийные презентации с помощью программы (PowerPoint) Преимущества Подготовка презентаций — серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.
Преимущества использования презентаций:
I. Преподаватель сам конструирует урок;
II. Возможность использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.);
III. Позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране;
IV. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.
V . Урок становится более ярким!
2) Так же в своей педагогической деятельности я использую учебно-методические комплекты (диски): «Всеобщая история 5,6,7,8 классы», «История России 20 век» От Кремля до Рейхстага» ,«Эрмитаж», «Изобразительное искусство»
Это позволяет нагляднее красочнее представить учащимся новый материал .
2Кроме мультимедийных презентаций на своих уроках я использую флеш-фильмы. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения.
3) Использование тестов-тренажеров при подготовке к итогоаой аттестации 9.11 классах
- позволяет отслеживать процесс усвоения учащимися основных знаний, умений и навыков, корректировать процесс обучения, обеспечивает оценочную деятельность. Дает возможность проводить работу над ошибками в самих тренажерах. Тесты-тренажеры помогают вести подготовку к ГИА и ЕГЭ, что очень актуально на сегодняшний день.
Использование метода проектов позволяет:
Оперативно обмениваться информацией, идеями, планами
Формировать коммуникативные навыки культуры общения
Добывать информацию из разных источников,
Развивать ключевые компетенции
Развить лидерские и организационные качеств личности учащихся
Результатами метода проектов можно считать создание проектов по истории и обществознанию учащимися 6-9 классов («Династия Рюриковичей», «Дети войны», «Моя семья».
3) Следующий вид использование информационных технологий на моих уроках истории это мультимедийные карты. 6) Во внеклассной деятельности и на уроках обобщения я использую различные викторины. Для примера я выбрала три викторины разного рода и вида: 1. «Средневековый путешественник». При проведении данной викторины я делю класс на две команды. И вывожу на экран задания различного рода на экран, даю командам время для обсуждения и потом переходим к ответам. Такие викторины могут содержать задания – угадай политического деятеля, объясни красивое название, шарады, вопрос-ответ и т.д. количество баллов.
Презентации во внеурочное время
- При проведении встреч с участниками боевых действий на территории Чеченской республики тематическая презентация выступает не только как наглядное средство, но и как важный источник пополнения знаний.
5) На уроках обществознания можно организовать работу с источниками (например, с кодексами, постановлениями, текущими федеральными законами).
Изучив данный вопрос, я пришла к выводу, что интерактивные технологии, как технологии формирующие компетенции учащихся могут использоваться на факультативных, индивидуальных занятиях;
для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций; в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов.
Таким образом , использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:
психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор детей;
возрастает уровень использования наглядности на уроке;
повышение интереса к изучению истории и успеваемости;
идет более полное усвоение теоретического материала;
идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Выводы
Таким образом , использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:
Применение учебных фильмов
- Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий
- Широко использовать показ репродукций картин художников
- Демонстрировать графический материал ( таблицы, схемы)
- 4. «Оживлять карты»
5)Уроки с использованием Интернет-ресурсов
- . На уроках права и обществознания можно организовать работу с источниками (например, с кодексами, постановлениями, текущими федеральными законами). Можно организовать работу с сайтами образовательных материалов (например, www.schoo l-collection.ru )
- Интернет можно рассматривать как часть информационно — коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов
5)Уроки с использованием Интернет-ресурсов
Созданы и удобны для использования уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций : cайт по истории Древней Месопотамии http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/ , сайт о Древнеримской цивилизации http://rome.webzone.ru / и Древнеегипетской цивилизации http://www.kemet.ru /
Необходимо использовать следующие
виды контроля:
входной – контроль знаний и умений учащихся
в начале учебного года, неизученного материала
(особенно для вновь набранных детей)
текущий – контроль, позволяющий непрерывно
отслеживать уровень усвоения знаний и умений учащихся в процессе изучения материала; правильно налаженный подобный контроль позволяет обеспечить обратную связь
и управлять познавательной деятельностью учащихся;
рубежный – контроль знаний и умений учащихся по окончании
изучения определенной темы курса;
отсроченный – контроль «остаточных» знаний и умений
, который проводится спустя какое-то время после изучения
основных тем и разделов курса , проводится, как правило
, выборочно с целью изучения прочности знаний наиболее
слабых и наиболее сильных учащихся
итоговый – контроль знаний, умений и навыков
учащихся переводных классов, который
проводится в виде зачетов, годовых
итоговых контрольных работах по единым КИМам, тестирования.
Литература
1. Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. -«Информатика ПС» 1999г, № 47 с.292. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика . — Питер 2004 с.183-201.3. Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.4. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. –М.: 2003.5. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. — « Учитель». 2002. — № 4. – С.53.6. Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов . «Инновации в образовании». 2002. № 4. с.38-39.7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. «Школьные технологии» 1999 №2 с. 10-21, №3 с.3-19.8. Розов Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.// Информатика. 2005 № 6, с. 26. Интернет-ресурсы Фон: http://www.flywebtech.com/images/bg.jpg http://pedsovet.su/www.school-collection.ruhttp://members.tripod.com/~sesna/oldeast/http://rome.webzone.ru/http://www.kemet.ru/http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htmwww.consultant.ru.