Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания

«Ф ормирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания в старших классах»  Выполнила: Кузнецова  Любовь Геннадьевна,  учитель истории и  обществознания  ГБОУ СОШ №2 Шентала

«Ф ормирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания в старших классах»

Выполнила: Кузнецова

Любовь Геннадьевна,

учитель истории и

обществознания

ГБОУ СОШ №2 Шентала

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ установка  на инициативу в приобретении компетенций и  формировании высокой компетентности; готовность  и способность к технологическим, организационным,  социальным инновациям;

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • установка на инициативу в приобретении компетенций и

формировании высокой компетентности;

  • готовность и способность к технологическим, организационным,

социальным инновациям;

Требования, предъявляемые к образованию, изменились :

Требования, предъявляемые к образованию, изменились :

  • современный работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы, грамотно вести поиск, обработку и использование необходимой информации средствами информационных технологий (информационная компетентность

Противоречие С одной стороны современных условиях серьёзное внимание уделяется формированию  навыков работы с информацией, развитие и использование в системе образования  информационных технологий становится  важнейшим механизмом  социализации личности, а с другой стороны  сложилась настоятельная потребность  пересмотра некоторых принципов  применения ИКТ в организации  учебно-познавательного процесса.

Противоречие

С одной стороны современных условиях

серьёзное внимание уделяется формированию

навыков работы с информацией,

развитие и использование в системе образования

информационных технологий становится

важнейшим механизмом

социализации личности, а с другой стороны

сложилась настоятельная потребность

пересмотра некоторых принципов

применения ИКТ в организации

учебно-познавательного процесса.

Проблема Сложилась настоятельная потребность  пересмотра некоторых принципов  применения ИКТ в организации  учебно-познавательного процесса.

Проблема

Сложилась настоятельная потребность

пересмотра некоторых принципов

применения ИКТ в организации

учебно-познавательного процесса.

Требования к материально-техническим условиям  ФГОС ООО и проект ФГОС СПОО:

Требования к материально-техническим условиям ФГОС ООО и проект ФГОС СПОО:

  • Усилены требования к обеспечению возможности использования современных информационных и коммуникационных технологий при реализации основной образовательной программы, исходя из концепции формирования и развития ИКТ-компетентности, необходимой для дальнейшего обучения, в том числе профильного, а также подготовки к профессиональной деятельности.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что в современном обществе, на мой взгляд, сложилась настоятельная потребность пересмотра некоторых принципов применения ИКТ в организации учебно-познавательного процесса . Учителя-предметники, стремящиеся использовать эти технологии в процессе обучения, сталкиваютс я с проблемой отсутствия методических разработок по их грамотному применению , а поэтому часто используют эти технологии только как дополнительное (или единственное) техническое средство обучения, что снижает их результативность.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что в современном обществе, на мой взгляд, сложилась настоятельная потребность пересмотра некоторых принципов применения ИКТ в организации учебно-познавательного процесса . Учителя-предметники, стремящиеся использовать эти технологии в процессе обучения, сталкиваютс я с проблемой отсутствия методических разработок по их грамотному применению , а поэтому часто используют эти технологии только как дополнительное (или единственное) техническое средство обучения, что снижает их результативность.

Приоритеты государственной политики в сфере образования зафиксированы в:

Приоритеты государственной политики в сфере образования зафиксированы в:

  • Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года (раздел III «Образование»; одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года , протокол №36);
  • Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р);

Проблема  Необходимо создать комплексную систему использования ИКТ для формирования информационно- коммуникативных компетенций  на уроках истории и обществознания.

Проблема

Необходимо создать комплексную систему использования ИКТ для формирования информационно- коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания.

Компетенция и компетентность Компетентность  - это  обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности, результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач

Компетенция и компетентность

  • Компетентность — это обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности, результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач

Приоритеты государственной политики в сфере образования зафиксированы в:

Приоритеты государственной политики в сфере образования зафиксированы в:

  • Приоритетном национальном проекте «Образование» на 2009-2012 годы;
  • Федеральной целевой программе развития образования;
  • Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа ».

комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектиро­вать объекты .

  • комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектиро­вать объекты .

Национальная образовательная инициатива

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

«В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем». «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность школы будущего».

Процессы восприятия и запоминания строятся следующим образом Мы запоминаем: 10% того, что читаем 20% того, что слышим 30% того, что видим 50% того, что видим и слышим 80% того, что говорим 90% того, что говорим и делаем

Процессы восприятия и запоминания строятся следующим образом

Мы запоминаем:

10% того, что читаем

20% того, что слышим

30% того, что видим

50% того, что видим и слышим

80% того, что говорим

90% того, что говорим и делаем

Преимущества использования ИКТ   Что применение ИКТ дает учителю: позволяет внедрять ФГОС в учебную деятельность позволяет экономить время на уроке учитель – только организует и направляет познавательную деятельность учащихся учитель только помогает в самостоятельном получении и сортировке информации учащимися позволяет углублять краеведческую направленность в изучении материала  Что применение ИКТ дает ученику:

Преимущества использования ИКТ

Что применение ИКТ дает учителю:

  • позволяет внедрять ФГОС в учебную деятельность
  • позволяет экономить время на уроке
  • учитель – только организует и направляет познавательную деятельность учащихся
  • учитель только помогает в самостоятельном получении и сортировке информации учащимися
  • позволяет углублять краеведческую направленность в изучении материала

Что применение ИКТ дает ученику:

  • повышает мотивацию учащихся к учению
  • ученик является субъектом, при решении учебной задачи
  • развитие умения ставить перед собой цель
  • планировать свою деятельность
  • дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции
  • облегчает усвоение учебного материала
  • оптимизирует учебный процесс и позволяет более динамично развивать познавательную деятельность учащихся
  • контролировать результат
  • оценивать свою учебную деятельность
  • определять проблемы собственной учебной деятельности

В первую очередь ИКТ помогают формировать у учащихся УУД  УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  (УУД)  это совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

В первую очередь ИКТ помогают формировать у учащихся УУД УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) это совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

СОСТАВ УУД  ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

СОСТАВ УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Формы и методы использования информационных технологий на уроках истории и обществознания Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах:

Формы и методы использования информационных технологий на уроках истории и обществознания

Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах:

  • 1)Самый распространенный вид — мультимедийные презентации с помощью программы (PowerPoint) Преимущества Подготовка презентаций — серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Преимущества использования презентаций: I.  Преподаватель сам конструирует урок; II. Возможность использовать информацию в любой форме  представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.); III. Позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие  как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране; IV.  Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. V . Урок становится более ярким! 2) Так же в своей педагогической деятельности я использую учебно-методические комплекты (диски): «Всеобщая история 5,6,7,8 классы», «История России 20 век» От Кремля до Рейхстага» ,«Эрмитаж», «Изобразительное искусство» Это позволяет нагляднее красочнее представить учащимся новый материал .

Преимущества использования презентаций:

I.  Преподаватель сам конструирует урок;

II. Возможность использовать информацию в любой форме  представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.);

III. Позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие  как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране;

IV.  Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.

V . Урок становится более ярким!

2) Так же в своей педагогической деятельности я использую учебно-методические комплекты (диски): «Всеобщая история 5,6,7,8 классы», «История России 20 век» От Кремля до Рейхстага» ,«Эрмитаж», «Изобразительное искусство»

Это позволяет нагляднее красочнее представить учащимся новый материал .

  2Кроме мультимедийных презентаций на своих уроках я использую флеш-фильмы. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения.

  2Кроме мультимедийных презентаций на своих уроках я использую флеш-фильмы. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения.

3) Использование тестов-тренажеров при подготовке к итогоаой аттестации 9.11 классах

3) Использование тестов-тренажеров при подготовке к итогоаой аттестации 9.11 классах

  • позволяет отслеживать процесс усвоения учащимися основных знаний, умений и навыков, корректировать процесс обучения, обеспечивает оценочную деятельность. Дает возможность проводить работу над ошибками в самих тренажерах. Тесты-тренажеры помогают вести подготовку к ГИА и ЕГЭ, что очень актуально на сегодняшний день.

Использование метода проектов позволяет:   Оперативно обмениваться информацией, идеями, планами Формировать коммуникативные навыки культуры общения Добывать информацию из разных источников, Развивать ключевые компетенции Развить лидерские и организационные качеств личности учащихся Результатами метода проектов можно считать создание проектов по истории и обществознанию  учащимися 6-9 классов («Династия Рюриковичей», «Дети войны», «Моя семья».

Использование метода проектов позволяет:

Оперативно обмениваться информацией, идеями, планами

Формировать коммуникативные навыки культуры общения

Добывать информацию из разных источников,

Развивать ключевые компетенции

Развить лидерские и организационные качеств личности учащихся

Результатами метода проектов можно считать создание проектов по истории и обществознанию  учащимися 6-9 классов («Династия Рюриковичей», «Дети войны», «Моя семья».

  3) Следующий вид использование информационных технологий на моих уроках истории это мультимедийные карты.   6) Во внеклассной деятельности и на уроках обобщения я использую различные викторины. Для примера я выбрала три викторины разного рода и вида:   1. «Средневековый путешественник». При проведении данной викторины я делю класс на две команды. И вывожу на экран задания различного рода на экран, даю командам время для обсуждения и потом переходим к ответам. Такие викторины могут содержать задания – угадай политического деятеля, объясни красивое название, шарады, вопрос-ответ и т.д.  количество баллов.

  3) Следующий вид использование информационных технологий на моих уроках истории это мультимедийные карты.  6) Во внеклассной деятельности и на уроках обобщения я использую различные викторины. Для примера я выбрала три викторины разного рода и вида:  1. «Средневековый путешественник». При проведении данной викторины я делю класс на две команды. И вывожу на экран задания различного рода на экран, даю командам время для обсуждения и потом переходим к ответам. Такие викторины могут содержать задания – угадай политического деятеля, объясни красивое название, шарады, вопрос-ответ и т.д. количество баллов.

Презентации во внеурочное время

Презентации во внеурочное время

  • При проведении встреч с участниками боевых действий на территории Чеченской республики тематическая презентация выступает не только как наглядное средство, но и как важный источник пополнения знаний.

5) На уроках обществознания можно организовать работу с источниками (например,  с кодексами, постановлениями, текущими федеральными законами). Изучив данный вопрос, я пришла к выводу, что интерактивные технологии, как технологии формирующие компетенции учащихся могут использоваться на факультативных, индивидуальных занятиях; для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций;  в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов.

5) На уроках обществознания можно организовать работу с источниками (например,  с кодексами, постановлениями, текущими федеральными законами).

Изучив данный вопрос, я пришла к выводу, что интерактивные технологии, как технологии формирующие компетенции учащихся могут использоваться на факультативных, индивидуальных занятиях;

для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций;  в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов.

Таким образом , использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения: психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор детей; возрастает уровень использования наглядности на уроке; повышение интереса к изучению истории и успеваемости; идет более полное усвоение теоретического материала; идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения. повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Таким образом , использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:

психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;

возбуждает живой интерес к предмету познания;

расширяет общий кругозор детей;

возрастает уровень использования наглядности на уроке;

повышение интереса к изучению истории и успеваемости;

идет более полное усвоение теоретического материала;

идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.

повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Выводы Таким образом , использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:

Выводы

Таким образом , использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:

Применение учебных фильмов

Применение учебных фильмов

  • Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий
  • Широко использовать показ репродукций картин художников
  • Демонстрировать графический материал ( таблицы, схемы)
  • 4. «Оживлять карты»

5)Уроки с использованием Интернет-ресурсов

5)Уроки с использованием Интернет-ресурсов

  • . На уроках права и обществознания можно организовать работу с источниками (например, с кодексами, постановлениями, текущими федеральными законами). Можно организовать работу с сайтами образовательных материалов (например, www.schoo l-collection.ru )
  • Интернет можно рассматривать как часть информационно — коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов

5)Уроки с использованием Интернет-ресурсов    Созданы и удобны для использования уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций : cайт по истории Древней Месопотамии http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/  , сайт о Древнеримской цивилизации http://rome.webzone.ru / и Древнеегипетской цивилизации  http://www.kemet.ru /

5)Уроки с использованием Интернет-ресурсов

Созданы и удобны для использования уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций : cайт по истории Древней Месопотамии http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/ , сайт о Древнеримской цивилизации http://rome.webzone.ru / и Древнеегипетской цивилизации http://www.kemet.ru /

Необходимо использовать следующие  виды контроля: входной – контроль знаний и умений учащихся  в начале учебного года, неизученного материала  (особенно для вновь набранных детей) текущий – контроль, позволяющий непрерывно  отслеживать уровень усвоения знаний и умений учащихся в процессе изучения материала; правильно налаженный подобный контроль позволяет обеспечить обратную связь  и управлять познавательной деятельностью учащихся;

Необходимо использовать следующие

виды контроля:

входной – контроль знаний и умений учащихся

в начале учебного года, неизученного материала

(особенно для вновь набранных детей)

текущий – контроль, позволяющий непрерывно

отслеживать уровень усвоения знаний и умений учащихся в процессе изучения материала; правильно налаженный подобный контроль позволяет обеспечить обратную связь

и управлять познавательной деятельностью учащихся;

рубежный  – контроль знаний и умений учащихся по окончании  изучения определенной темы курса; отсроченный  – контроль «остаточных» знаний и умений , который проводится спустя какое-то время после изучения основных тем и разделов курса , проводится, как правило , выборочно с целью изучения прочности знаний наиболее слабых и наиболее сильных учащихся итоговый – контроль знаний, умений и навыков  учащихся переводных классов, который проводится в виде зачетов, годовых  итоговых контрольных работах по единым КИМам, тестирования.

рубежный – контроль знаний и умений учащихся по окончании

изучения определенной темы курса;

отсроченный – контроль «остаточных» знаний и умений

, который проводится спустя какое-то время после изучения

основных тем и разделов курса , проводится, как правило

, выборочно с целью изучения прочности знаний наиболее

слабых и наиболее сильных учащихся

итоговый – контроль знаний, умений и навыков

учащихся переводных классов, который

проводится в виде зачетов, годовых

итоговых контрольных работах по единым КИМам, тестирования.

Литература

1. Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. -«Информатика ПС» 1999г, № 47 с.292. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика . — Питер 2004 с.183-201.3. Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.4. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. –М.: 2003.5. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. — « Учитель». 2002. — № 4. – С.53.6. Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов . «Инновации в образовании». 2002. № 4. с.38-39.7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. «Школьные технологии» 1999 №2 с. 10-21, №3 с.3-19.8. Розов Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.// Информатика. 2005 № 6, с. 26. Интернет-ресурсы Фон: http://www.flywebtech.com/images/bg.jpg http://pedsovet.su/www.school-collection.ruhttp://members.tripod.com/~sesna/oldeast/http://rome.webzone.ru/http://www.kemet.ru/http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htmwww.consultant.ru.

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся