Определение и подбор цвета изображаемого предмета

Урок

Тема: Определение и подбор цвета изображаемого предмета.

Содержание: Натуральным цветом предмета называется основной, истинный цвет предмета, который и дает коренное различие между одним предметом и другим.

А как же точно определить натуральный цвет предмета, какие именно необходимо смешать краски, ведь не всегда цвет предмета бывает вполне определенным, ясным, ярким и выразительным? Мы часто встречаемся со сложными цветами. А если таких сложных цветовых оттенков набирается много и различия между ними почти мало заметны?

Помочь в этом случае поможет полоска белой бумаги. На конец полоски белой бумаги мы кладем приблизительно подобранную смесь красок – это первое наше впечатление от цвета предмета, который мы будем изображать. Это пробный вариант подбора натурального цвета изображаемого нами предмета. После этого кончик полоски бумаги мы прикладываем к изображаемому предмету (ваза, яблоко, ткань и т. д.), к той его части, которая не слишком освещена, но и не находится в тени, но есть к той части предмета, где ясно виден истинный, натуральный цвет предмета, и производим сравнение.

Сравнивать цвет мы будем по трем характеристика м цвета: тоновой, цветовой и яркостной. Такие сравнения и составление красочной смеси проводятся неоднократно, пока цвет не будет подобран, верно

Правильно подобранный цвет изображаемого предмета это тот цвет на кончике полоски бумаги, который при сопоставлении с предметом становится, словно продолжением натурального цвета данного предмета, то есть сливается, точно совпадает с ним по всем трем характеристикам цвета:

  1. тоновой (светлее – темнее);

  2. цветовой (теплее – холоднее);

  3. яркостной (яркость – приглушенность).

Стремитесь, чтобы подобранный цвет был настолько же теплый или настолько же холодный, как и натуральный цвет изучаемого предмета.

Задание: Подберите понравившиеся пятна цвета окружающих вас предметов, тканей и т. д.

Материал: простой карандаш, гуашь, формат листа – А 4.

Рекомендуемые живописные произведения: Левитан И.И. «Март», «Золотая осень», Серов В.А. «Девушка с персиками», Стожаров В.К. «Лен», Суриков В.И. «Портрет врача».

Урок

Тема: Изменение натурального цвета предмета под воздействием солнечного освещения и тени.

Содержание: Рассмотрим, как изменяются разные цвета под воздействием солнечного освещения, имеющего светло-желтый цвет, и тени, имеющей сине-фиолетовый оттенок.

Красный цвет:

  • красный, + желтый, = оранжевый;

  • красный, + синий = бордовый.

Оранжевый цвет:

  • оранжевый, + желтый = желто-оранжевый;

  • оранжевый, + синий, = зелено-охристый.

Желтый цвет:

  • желтый + желтый = желтый;

  • желтый, + синий, = зеленый.

Зеленый цвет:

  • зеленый, + желтый = зелено-желтый / салатовый;

  • зеленый, + синий = зелено-синий.

Синий цвет:

  • синий, + желтый, = зеленый;

  • синий + сине-фиолетовый = сине-фиолетовый.

Фиолетовый цвет:

  • фиолетовый, + желтый = темно-зеленый / охристый;

  • фиолетовый + сине-фиолетовый = фиолетовый.

Солнечный свет, освещая любой цвет, высветляет его и одновременно с этим придает всем цветам свой желтый оттенок.

Изменения основных цветов под влиянием солнечного (желтого) освещения.

Цвет

Солнечный свет

Результат

Желтый

Желтый

Желтый

Оранжевый

Желтый

Желто-оранжевый

Красный

Желтый

Оранжевый

Зеленый

Желтый

Салатовый

Синий

Желтый

Зеленый

Фиолетовый

Желтый

Темно-зеленый/охристый

Цвета фиолетовый и желтый, синий и оранжевый плохо смешиваются, то есть в результате своего соединения дают серую грязь. Не все краски можно смешивать безнаказанно. Для того чтобы показать, например, присутствие солнечного света на сине-фиолетовых предметах, лучше не смешивать эти краски на палитре, а проложить их в картине рядом, как соседствующие мазки солнечного (желтого) света и синие или фиолетовые мазки натурального цвета какого-либо предмета, что сохранит и чистоту, и свежесть, свет в живописном произведении. Это такие приемы, как прием «воздушного мазка», и прием мозаичного положения мазка.

Погружаясь в тень сине-фиолетового оттенка, все цвета обретают синий оттенок тени, становятся чуточку темнее. На первых занятиях по живописи начинающий художник должен смело полагаться на свою интуицию. Смело вводить в картину все красочные оттенки, которые он видит, ощущает. Работа должна передавать правдиво и точно всю яркость и красоту красок природы в картине. В борьбе за полнокровную яркую живопись необходимо вначале впасть в некую яркую цветовую крайность. При этом, возможно рисунок собьется, все получится грубовато и варварски ярко, но этого не следует бояться. Необходимо стремиться к максимально свободному проявлению, добиваться силы, яркости, свежести, праздничности цвета, точности светотеневых отношений, соедини их по мере возможности с намеченным рисунком. По мере приобретения опыта постепенно вводите в живописную работу строгую дисциплину и порядок.

Изменение основных цветов под влиянием тени сине-фиолетового оттенка.

Цвет

Тень

Результат

Желтый

Синий

Зеленый

Оранжевый

Синий

Темно-зеленый/охристый

Красный

Синий

Бордово-фиолетовый

Зеленый

Синий

Зелено-синий

Синий

Сине-фиолетовый

Сине-фиолетовый

Фиолетовы

Сине-фиолетовый

Темно-фиолетовый

Задание: Проследите в предлагаемых предметах, окружающих нас в повседневной жизни, плавные переходы, изменения натурального цвета предмета на свету, в тени, а также появление рефлексов на них.

Выполнить заливку геометрических фигур, основными цветами, смешивая их с желтым цветом (солнечный свет), с синим, сине-фиолетовым цветом (цвет тени).

Материал: простой карандаш, акварель, формат листа – А 4.

Рекомендуемые живописные произведения: Моне К. «Женщина с зонтиком», Коровин К.А. «У окна», Серов В.А. «Девочка с персиками», Серов В.А. «Девушка, освещенная солнцем. Портрет М. Симонович», Левитан И.И. «Вечерний звон».

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся