Урок
Тема: Определение и подбор цвета изображаемого предмета.
Содержание: Натуральным цветом предмета называется основной, истинный цвет предмета, который и дает коренное различие между одним предметом и другим.
А как же точно определить натуральный цвет предмета, какие именно необходимо смешать краски, ведь не всегда цвет предмета бывает вполне определенным, ясным, ярким и выразительным? Мы часто встречаемся со сложными цветами. А если таких сложных цветовых оттенков набирается много и различия между ними почти мало заметны?
Помочь в этом случае поможет полоска белой бумаги. На конец полоски белой бумаги мы кладем приблизительно подобранную смесь красок – это первое наше впечатление от цвета предмета, который мы будем изображать. Это пробный вариант подбора натурального цвета изображаемого нами предмета. После этого кончик полоски бумаги мы прикладываем к изображаемому предмету (ваза, яблоко, ткань и т. д.), к той его части, которая не слишком освещена, но и не находится в тени, но есть к той части предмета, где ясно виден истинный, натуральный цвет предмета, и производим сравнение.
Сравнивать цвет мы будем по трем характеристика м цвета: тоновой, цветовой и яркостной. Такие сравнения и составление красочной смеси проводятся неоднократно, пока цвет не будет подобран, верно
Правильно подобранный цвет изображаемого предмета – это тот цвет на кончике полоски бумаги, который при сопоставлении с предметом становится, словно продолжением натурального цвета данного предмета, то есть сливается, точно совпадает с ним по всем трем характеристикам цвета:
тоновой (светлее – темнее);
цветовой (теплее – холоднее);
яркостной (яркость – приглушенность).
Стремитесь, чтобы подобранный цвет был настолько же теплый или настолько же холодный, как и натуральный цвет изучаемого предмета.
Задание: Подберите понравившиеся пятна цвета окружающих вас предметов, тканей и т. д.
Материал: простой карандаш, гуашь, формат листа – А 4.
Рекомендуемые живописные произведения: Левитан И.И. «Март», «Золотая осень», Серов В.А. «Девушка с персиками», Стожаров В.К. «Лен», Суриков В.И. «Портрет врача».
Урок
Тема: Изменение натурального цвета предмета под воздействием солнечного освещения и тени.
Содержание: Рассмотрим, как изменяются разные цвета под воздействием солнечного освещения, имеющего светло-желтый цвет, и тени, имеющей сине-фиолетовый оттенок.
Красный цвет:
красный, + желтый, = оранжевый;
красный, + синий = бордовый.
Оранжевый цвет:
оранжевый, + желтый = желто-оранжевый;
оранжевый, + синий, = зелено-охристый.
Желтый цвет:
желтый + желтый = желтый;
желтый, + синий, = зеленый.
Зеленый цвет:
зеленый, + желтый = зелено-желтый / салатовый;
зеленый, + синий = зелено-синий.
Синий цвет:
синий, + желтый, = зеленый;
синий + сине-фиолетовый = сине-фиолетовый.
Фиолетовый цвет:
фиолетовый, + желтый = темно-зеленый / охристый;
фиолетовый + сине-фиолетовый = фиолетовый.
Солнечный свет, освещая любой цвет, высветляет его и одновременно с этим придает всем цветам свой желтый оттенок.
Изменения основных цветов под влиянием солнечного (желтого) освещения.
Цвет |
Солнечный свет |
Результат |
Желтый |
Желтый |
Желтый |
Оранжевый |
Желтый |
Желто-оранжевый |
Красный |
Желтый |
Оранжевый |
Зеленый |
Желтый |
Салатовый |
Синий |
Желтый |
Зеленый |
Фиолетовый |
Желтый |
Темно-зеленый/охристый |
Цвета фиолетовый и желтый, синий и оранжевый плохо смешиваются, то есть в результате своего соединения дают серую грязь. Не все краски можно смешивать безнаказанно. Для того чтобы показать, например, присутствие солнечного света на сине-фиолетовых предметах, лучше не смешивать эти краски на палитре, а проложить их в картине рядом, как соседствующие мазки солнечного (желтого) света и синие или фиолетовые мазки натурального цвета какого-либо предмета, что сохранит и чистоту, и свежесть, свет в живописном произведении. Это такие приемы, как прием «воздушного мазка», и прием мозаичного положения мазка.
Погружаясь в тень сине-фиолетового оттенка, все цвета обретают синий оттенок тени, становятся чуточку темнее. На первых занятиях по живописи начинающий художник должен смело полагаться на свою интуицию. Смело вводить в картину все красочные оттенки, которые он видит, ощущает. Работа должна передавать правдиво и точно всю яркость и красоту красок природы в картине. В борьбе за полнокровную яркую живопись необходимо вначале впасть в некую яркую цветовую крайность. При этом, возможно рисунок собьется, все получится грубовато и варварски ярко, но этого не следует бояться. Необходимо стремиться к максимально свободному проявлению, добиваться силы, яркости, свежести, праздничности цвета, точности светотеневых отношений, соедини их по мере возможности с намеченным рисунком. По мере приобретения опыта постепенно вводите в живописную работу строгую дисциплину и порядок.
Изменение основных цветов под влиянием тени сине-фиолетового оттенка.
Цвет |
Тень |
Результат |
Желтый |
Синий |
Зеленый |
Оранжевый |
Синий |
Темно-зеленый/охристый |
Красный |
Синий |
Бордово-фиолетовый |
Зеленый |
Синий |
Зелено-синий |
Синий |
Сине-фиолетовый |
Сине-фиолетовый |
Фиолетовы |
Сине-фиолетовый |
Темно-фиолетовый |
Задание: Проследите в предлагаемых предметах, окружающих нас в повседневной жизни, плавные переходы, изменения натурального цвета предмета на свету, в тени, а также появление рефлексов на них.
Выполнить заливку геометрических фигур, основными цветами, смешивая их с желтым цветом (солнечный свет), с синим, сине-фиолетовым цветом (цвет тени).
Материал: простой карандаш, акварель, формат листа – А 4.
Рекомендуемые живописные произведения: Моне К. «Женщина с зонтиком», Коровин К.А. «У окна», Серов В.А. «Девочка с персиками», Серов В.А. «Девушка, освещенная солнцем. Портрет М. Симонович», Левитан И.И. «Вечерний звон».