«Павловский платок»

Павлово-Посадский  платок

Павлово-Посадский платок

Павловский Посад — город в Московской области, центр Павлово-Посадского района. Расположен при слиянии рек Вохны и Клязьмы в 68 км к востоку от Москвы. Впервые упоминается в 1328 году как село Павлово или Вохна в духовной грамоте Ивана Калиты. Был вотчиной князя Дмитрия Донского, который побывал здесь после Куликовской битвы. Город Павловский Посад был учреждён решением императора Николая I 2 июня 1844 год на месте сёл Павлово (оно же Вохна), давшего название городу,

Павловский Посад — город в Московской области, центр Павлово-Посадского района. Расположен при слиянии рек Вохны и Клязьмы в 68 км к востоку от Москвы. Впервые упоминается в 1328 году как село Павлово или Вохна в духовной грамоте Ивана Калиты. Был вотчиной князя Дмитрия Донского, который побывал здесь после Куликовской битвы. Город Павловский Посад был учреждён решением императора Николая I 2 июня 1844 год на месте сёл Павлово (оно же Вохна), давшего название городу,

Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) — один из старейших российских текстильных центров. В XVIII — первой половине XIX вв. богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной Павлово-посадские набивные платки́ — шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х гг.

Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) — один из старейших российских текстильных центров. В XVIII — первой половине XIX вв. богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной

Павлово-посадские набивные платки́ — шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х гг.

Подмосковная павлово посадская шаль давно стала одним из символов русской традиционной культуры.

Подмосковная павлово посадская шаль давно стала одним из символов русской традиционной культуры.

Впервые о Павлово-посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Как и многие подобные производства, это было основано зажиточным крестьянином - Иваном Лабзиным. В 50-х годах XIX века промысел по изготовлению платочных изделий развернулся в «Торговый дом Яков Лабзин и Василий Грязнов», производящий набивные шали и платки.

Впервые о Павлово-посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Как и многие подобные производства, это было основано зажиточным крестьянином — Иваном Лабзиным. В 50-х годах XIX века промысел по изготовлению платочных изделий развернулся в «Торговый дом Яков Лабзин и Василий Грязнов», производящий набивные шали и платки.

Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир. Роскошная роза, переливающаяся всевозможными цветами радуги, стала символом павлово-посадского платка. Обычный рисунок павлово-посадского платка - от крупного по краям к мелкому в центре. По углам - крупные, броские цветы, к центру рисунок уменьшается, и середина заполнена исчезающее мелкими элементами (тем не менее, даже самые мелкие части орнамента тщательно прорисованы).

Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир. Роскошная роза, переливающаяся всевозможными цветами радуги, стала символом павлово-посадского платка. Обычный рисунок павлово-посадского платка — от крупного по краям к мелкому в центре. По углам — крупные, броские цветы, к центру рисунок уменьшается, и середина заполнена исчезающее мелкими элементами (тем не менее, даже самые мелкие части орнамента тщательно прорисованы).

Число тонов в рисунке от 10 до 18, может доходить до 30. Не удивительно, что павлово-посадские платки отличаются удивительнейшей красочностью. Компоновка узоров овалами, звездами, «медальонами», фигурами из цветочных гирлянд или орнаментальных полос добавляют рисунку оригинальность. Такое великолепие павлово-посадского платка было основано на искусстве резчиков набойных досок (с них на ткани печатался рисунок)

Число тонов в рисунке от 10 до 18, может доходить до 30. Не удивительно, что павлово-посадские платки отличаются удивительнейшей красочностью. Компоновка узоров овалами, звездами, «медальонами», фигурами из цветочных гирлянд или орнаментальных полос добавляют рисунку оригинальность. Такое великолепие павлово-посадского платка было основано на искусстве резчиков набойных досок (с них на ткани печатался рисунок)

Издавна знаменитый рисунок павлово-посадских платков - это цветочные букеты и гирлянды. У индийских кашемировых шалей, приобретших популярность в Европе во времена Наполеона, мастера Павловского Посада позаимствовали орнамент «турецкие огурцы». Излюбленные цвета фона павлово-посадских платков - белый, черный, красный, темно-синий и вишневый (цвета, традиционно ассоциирующиеся с роскошью).

Издавна знаменитый рисунок павлово-посадских платков — это цветочные букеты и гирлянды. У индийских кашемировых шалей, приобретших популярность в Европе во времена Наполеона, мастера Павловского Посада позаимствовали орнамент «турецкие огурцы». Излюбленные цвета фона павлово-посадских платков — белый, черный, красный, темно-синий и вишневый (цвета, традиционно ассоциирующиеся с роскошью).

После 1917 года искусство изготовления набивных шерстяных платков с великолепным узором угасло. Видимо, советская власть считала, что Россия вполне может обойтись и без роскошных павлово-посадских платков, зато остро нуждается в хлопчатобумажных тканях с набивным и печатным узором. Но после второй мировой войны в Павловском Посаде вновь начали изготавливать знаменитые многоцветные платки, применяя ручную набойку.

После 1917 года искусство изготовления набивных шерстяных платков с великолепным узором угасло. Видимо, советская власть считала, что Россия вполне может обойтись и без роскошных павлово-посадских платков, зато остро нуждается в хлопчатобумажных тканях с набивным и печатным узором. Но после второй мировой войны в Павловском Посаде вновь начали изготавливать знаменитые многоцветные платки, применяя ручную набойку.

В конце 50-х годов прошлого столетия появились современные печатные машины, техника фотопечати, и с тех пор в Павловском Посаде изготавливается совсем немного платков ручной набойки. Но даже тиражированные платки, изготовленные с помощью современных методов печати, сохраняют традиционный павлово-посадский колорит: роскошь расцветки и точность рисунка.

В конце 50-х годов прошлого столетия появились современные печатные машины, техника фотопечати, и с тех пор в Павловском Посаде изготавливается совсем немного платков ручной набойки. Но даже тиражированные платки, изготовленные с помощью современных методов печати, сохраняют традиционный павлово-посадский колорит: роскошь расцветки и точность рисунка.

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся