Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Владимира «Гимназия№35»
«Особенности репертуара в детском самодеятельном коллективе»
Исследовательская работа
Исполнитель:
Педагог дополнительного образования
Лакомова Вероника Алексеевна
Владимир,2020-2022гг.
Современное российское общество находится на этапе кардинальных изменений. Главным объектом, оказавшимся наиболее восприимчивым к изменениям гуманистических устоев российского общества, оказалось молодое поколение, развивающееся в противоречивой среде.
Так, одна из задач дополнительного образования – формирование личности с четкими нравственными установками. Именно детские художественные коллективы смогут решить часть проблем, имеющихся в области художественной культуры и развития творческих способностей у подрастающего поколения. Любой коллектив и коллективная творческая деятельность в жизни ребенка играют огромную роль в индивидуальном развитии личности, его общении с окружающим миром.
Воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив являлось основополагающим положением в теории воспитания. Воспитание же в детском самодеятельном коллективе способствует не только развитию личностных качеств ребенка, но, а также и его нравственного, художественного и эстетического вкуса. Поэтому проблема воспитания, развития личности в настоящее время приобретает, как никогда, большую остроту и важность. Вступая в коллективные связи, взаимодействия, дети приобретают благоприятные условия для своего социального развития, удовлетворения потребности интересов, применения способности и дарований, для самопроявления, самоутверждения и самосовершенствования. Особую значимость в формировании личности представляет непосредственно эмоциональное формирование, что создается вследствие не только воспитания, отношений с окружающими, но и посредством детского творчества в детском творческом коллективе [46, 128 с. ].
Процессы развития личности и творческого коллектива неразделимо сопряжены друг с другом. Формирование личности находится в зависимости от развития коллектива, его степени развития, структуры сформировавшихся в нем деловых и межличностных взаимоотношений. С другой стороны, активность воспитанников, степень их физиологического и интеллектуального формирования, их способности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном результате общественное отношение выражено тем ярче, чем наиболее активны члены творческого коллектива, чем полнее они применяют собственные индивидуальные способности в жизни коллектива.
Огромную роль в воспитании и обучении участников театрального коллектива играет также умелый, правильный, подбор репертуара.
Если в репертуаре театрального кружка или народного театра нет хорошей пьесы, то воспитательная работа будет страдать, так как тренировку актерских качеств нельзя отрывать от формирования человеческих и гражданских качеств самодеятельных артистов.
Проблему детского творческого коллектива и вопросы репертуара рассматривали такие специалисты как: В. М. Букатов [6, 34 с.], С.Ф. Куц [23,С.81-84], Л.И Уманский [45, 160 с.], Некрасова, М.Н. [28, 10 c.]. Вопросы педагогики дополнительного образования рассмотрены в трудах М.А.Брутовой [6,34 c.]. Психология творчества представлена в трудах Я.А.Понамарева [36,300 c.]. Педагоги Ю.К.Бабанский [5, 240c.] и Д.И. Фельдштейн [49, 36 c.] рассматривали процессы обучения и проблемы развития образования. Учебно-воспитательная работа в коллективах художественной самодеятельности представлена в трудах Л.Жирновой [46, 128 c.], А.М.Асабина [4, 150 c.], В.А. Андрейчука [2, 3 c.].
В любом коллективе главное место занимает выбор репертуара. Зная репертуар, можно в определенной мере точно судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях, его исполнительских возможностях.
Руководитель должен обращать внимание на соответствие идейно-художественного содержания номера: возможностям восприятия детей, определять нагрузку, технические возможности. А также он должен составлять репертуар таким образом, чтобы сохранить стабильность, сохранять постановки, которые наиболее полно отражают лицо коллектива, постановки наиболее творчески интересные, яркие по мысли и ее сценическому воплощению. Это создает наглядную перспективу роста и движения коллектива. Вновь пришедшие и младшие участники видят на примере старших, каких результатов они могут добиться, к чему могут прийти через некоторое время. Появляется сплоченность коллектива, развивается творческая активность, порождается здоровое соревнование между участниками [2 ].
Материал для постановки можно взять из местного источника. Это могут быть особенности природы, род занятий, местная легенда, фольклор. Для этого необходимо изучить историю местности, этнографию, встречаться со старожилами, носителями культурного наследия, можно писать с участниками коллектива доклад в научной-практической конференции, исследовать местный фольклор, творческую жизнь местных сказителей, певцов. Такая постановка воспитывает у детей и зрителей бережное отношение к своему искусству, гордость за свой народ, за его культуру.
При работе в детском театральном коллективе следует соблюдать принцип педагогической целесообразности выбранной пьесы, то есть единства идейно-художественного содержания и ее воспитательного значения.
Существуют специальные издания, которые публикуют пьесы для постановок в любительских театральных коллективах. В частности, ежемесячно с 1997 года в Москве выходит репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств», в которой можно найти и пьесы и рекомендации по организации театрального творческого процесса. Ещё ранее выпускались специальные сборники, посвящённые репертуару художественной самодеятельности. В России издаются многочисленные сборники пьес как отдельных авторов, так и альманахи. Регулярно печатают пьесы журналы «Театр» и «Современная драматургия».
Таким образом, можно говорить о том, что детский самодеятельный коллектив имеет свою специфику функционирования и она заключаются в следующем:
– Самодеятельный коллектив — это организованная группа, в которой все участники объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей.
— Важнейшими принципами организации детских самодеятельных коллективов являются: массовость, общедоступность, добровольность, систематичность, планомерность.
— Работоспособный сплоченный коллектив возникает в результате его становления и развития.
— В воспитательном аспекте, самодеятельный коллектив играет большую роль в нравственном развитии культуры участников.
-Участники коллектива сами выбирают объект для занятий, добровольно участвуют в организационной и творческой работе, в ее планировании, в распределении обязанностей, в контроле и оценке деятельности.
— Руководитель коллектива активизирует творческий потенциал детей.
Принципы отбора репертуара в детском самодеятельном коллективе.
Репертуар (от позднелат. repertorium — список) совокупность произведений, исполняемых в театре (драматическом, музыкальном), на концертной эстраде, отдельным артистом. Различают также репертуар по стилям и жанрам (романтический, комедийный); существуют понятия «современный репертуар», «классический репертуар» [50, 592 c.].
Репертуар – основа творческой деятельности любого художественного коллектива. Добротный, высококачественный репертуар стимулирует рост исполнительского и художественного мастерства участников творческих коллективов и одновременно способствует развитию художественных вкусов публики. Правильный подбор репертуара является одним из наиболее ответственных моментов в творческой жизни детского коллектива. Репертуар воспитывает художественный вкус учащихся, расширяет их общеобразовательный и культурный диапазон [26,29 с.].
При подборе репертуара для детских коллективов следует учитывать, что каждый коллектив индивидуален в своем развитии, разнообразен по возрастным категориям его участников, располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится делать постановки. У каждого коллектива имеется свой профиль, уровень подготовленности участников к восприятию произведений и работе над ними. Репертуар детского коллектива должен быть отличным от репертуара взрослого коллектива. Однако есть общие принципы при формировании репертуара, это
— идейно-художественная значимость;
— актуальность темы;
— интерес учащихся к произведению;
— разнообразие видов и жанров.
При формировании репертуара необходимо учитывать следующие критерии:
— соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;
— соответствие творческим способностям;
— доступность для понимания и исполнения.
Репертуар определяется поставленной целью и задачами, планом воспитательной работы в коллективе, он должен быть связан с ближними и дальними перспективами развития коллектива.
Вопрос формирования репертуара является актуальным для всех руководителей детских театральных коллективов. Следует тщательно отбирать произведения, имеющие художественную ценность, сочетающие интересное содержание с совершенством формы, с оригинальными и разнообразными выразительными средствами, способными по-настоящему увлечь слушателей и раскрыть артистические дарования исполнителей. Сценическое воплощение пьесы в условиях театрального коллектива является средством духовного обогащения самих участников творческого процесса. Чтение и анализ пьесы, подробный разбор предлагаемых обстоятельств и персонажей зачастую влияют на формирование тех или иных личностных качеств исполнителей. Поэтому выбор репертуара должен рассматриваться как ответственный момент в деятельности руководителя театрального коллектива.
Пьес, специально написанных для актеров-детей очень мало, но есть пьесы, которые созданы профессиональными драматургами для театров юных зрителей и существует золотой фонд мировой классической драматургии. [26, 29 с. ]
Можно составить примерный список произведений для детского творческого коллектива [Приложение 1]
Педагогу необходимо учитывать художественную значимость материала и степень интереса к нему учащихся данного конкретного возраста. С последним требованием напрямую связаны доступность и понятность выбираемого текста определенному возрасту и определенному коллективу. Исполнителю должна быть ясна каждая фраза, она должна вызывать определенные конкретные представления, чувства, ассоциации. Понимание классических произведений, в которых отражены жизнь и образы, очень далекие от знаний и опыта современных школьников, и при чтении, и при постановке представляет для них определенные трудности. Но нередко, работая над знакомым художественным произведением, самодеятельные актеры открывают в нем много нового для себя, более полно проявляют собственную творческую инициативу, осознанно добиваются решения сложных сценических задач. Наиболее популярными, при выборе детской театральной постановки, являются комедии, водевили и разнообразные сказки, что совершенно объяснимо с точки зрения возрастных предпочтений [26, 29 с.].
Учащиеся всех возрастов, а особенно подростки, очень отзывчивы на комическое, на эксцентрику. Жанр пьесы-сказки (народно-бытовые, героико-романтические, волшебные, сатирические, сказки-иносказания) может в значительной степени удовлетворять интерес подростков и младших школьников к произведениям, сочетающим страшное и смешное, возвышенное и комическое.
Среди различных видов, жанров искусства театр является одним из наиболее эффективных в процессе формирования личности человека. Со словом «театр» у людей связано ощущение праздника. Особенно это касается детей. В.А. Сухомлинский говорил: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазий…» [43, с. 104].
Театрализованные сказки являются щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребёнок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. В процессе приобщения ребёнка младшего школьного возраста к театрализованной деятельности большое значение приобретает репертуар. Произведения, близкие, понятные детям, вызывают устойчивый интерес к занятиям различными видами театра. В этой ситуации сказка становится одним из наиболее востребованных жанров. В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста используются стихотворные сказки.
Нужно постоянно иметь в виду самый общий принцип, на котором базируются все остальные. Этот принцип гласит, что работа над репертуаром должна содействовать развитию необходимых актерских исполнительских способностей и навыков, обеспечивать разностороннее художественное воспитание учеников, способствовать становлению его мышления и творческого мировоззрения, пробуждению эстетического вкуса.
Каждый ученик развивается по-своему, и, включая в репертуар то или иное произведение, не всегда можно быть заранее уверенным, что он сыграет его полноценно как с технической, так и с музыкально-художественной стороны. Поэтому, нередко, приходится искать нужную пьесу, концерт или этюд, учитывая при этом целый ряд обстоятельств и факторов в развитии именно данного ученика.
Педагог должен, с одной стороны, уметь предварительно определить необходимый объем художественного и технического потенциала, а с другой — прогнозировать, сумеет и успеет ли данный ученик выработать недостающие качества и навыки в процессе непосредственной работы над ролью.
Педагог должен уметь определять степень подготовленности ученика к работе над данным драматическим произведением, учитывая возможность преодоления встречающихся в нем трудностей, целесообразность соответствующих усилий с точки зрения технического и актерского развития ученика, особенности его дарования и фактического состояния игры. При выборе репертуара важно обращать внимание не только на индивидуальность ученика, этап его исполнительского развития, уровень актерской и общей культуры, но и доступность драматического произведения в смысле постижения его содержания и формы. Чтобы понять, способен ли ученик охватить масштаб произведения, особенно если речь идет о масштабном, разумеется, нужно учитывать и реальный возраст ребенка, и степень его интеллектуального развития. Индивидуальные особенности развития ученика определяют педагогическую стратегию: либо движение его вперед, освоение более трудной в содержательном или в техническом отношении пьесы, либо — «остановка в пути», специальная работа над улучшением каких-либо актерских качеств ученика, совершенствование нужных навыков, преодоление недостатков и, в конечном итоге, повышение качественной стороны актерской игры [26, 29 с. ].
Социально-педагогический смысл самодеятельности – в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им острой идейно-нравственной направленности. Решение этой задачи связано с репертуаром, вокруг которого и строится работа самодеятельности. От их качества, идейно-художественного уровня и социально-педагогического потенциала зависит в многом эффективность выполняемых самодеятельностью функций. Вопрос о репертуаре тесно связан с идеологическим содержанием, идеологической направленностью деятельности художественного коллектива, с той ролью, которую он играет в духовно эстетической жизни общества.
Одним из критериев при подборе репертуара является его реальность, соответствие репертуара техническим и художественным возможностям коллектива.
Проблему репертуара приходится решать в основном в первый период работы коллектива, когда участники овладевают исполнительскими навыками, вырабатывают исходные эстетические позиции, устанавливают тесное взаимопонимание между собой. Пьесы для обучения должны быть интересны участникам и не представлять особенно на первом этапе больших технических и эстетических трудностей.
Такой репертуар способствует быстрому совершенствованию мастерства участников, развитию и закреплению навыков игры; развивает у исполнителей интерес к народному творчеству, к занятиям в коллективе, обогащает духовным мир, внутреннюю культуру, эстетические вкусы.
Список используемых источников
Андреева, И. Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Междунар. акад. наук пед. образования; [И. Н. Андреева и др.]; под ред. З. И. Васильевой. — М.: Академия, 2006. — 427с.
Андрейчук, В.А. Организация и руководство любительским театральным коллективом [Электронный ресурс]/ В.А.Андрейчук. — Барнаул: Алтайская государственная академия культуры и искусств, 2016.
Асабин, А. М. Методика педагогического руководства художественно творческим коллективом [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. М. Асабин. – Челябинск: ЧГАКИ, 2004. – 150
Брутова, М.А. Педагогика дополнительного образования : Учеб. пособие / М.А.Брутова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В.Ломоносова. — Архангельск: ИД САФУ, 2014. — 218 с.
Горшунова, А.С. Любительский театр: профессионализм и любительство [Электронный ресурс] /А.С.Горшунова // Ученые заметки ТОГУ. — Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2016.
Куц,С.Ф. Выбор репертуара в детском театральном коллективе[Электронный ресурс] /С.Ф.Куц, В.А.Бокий-Мощенских //Ученые записки.-Алтайская государственная академия культуры и искусств, 2018.- С.81-84.
Методические рекомендации по формированию репертуара детских творческих коллективов художественной направленности в КДУ [Электронный ресурс] / ОМО управления культуры и молодежной политики администрации Грайворонского района, 2017. — 29 с.