Использование технологии проблемного диалога на уроках географии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.

Использование технологии проблемного диалога на уроках географии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.

Черемискина Е.Д., учитель географии

МБОУ «Большеусинская СОШ»

Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельной деятельности учащихся и формирование целостной системы универсальных учебных действий.

На мой взгляд, проблема развития познавательной активности учащихся в условиях современной школы, формирование у них познавательных универсальных учебных действий имеет очень большое значение.

Считаю, что содержание учебного материала, традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способствуют в полной мере динамичному развитию школьников в соответствии с современными требованиями. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.

Для решения этой проблемы пришла к необходимости использования современных образовательных технологий на уроках географии. В ходе реализации школьной программы развития «Использования СОТ на уроках» 2012-2014 годах детально изучила и начала использовать в своей педагогической деятельности технологию проблемного обучения.

Технология проблемного диалога дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения: постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования; поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

  • Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

  • Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Учитель сначала в диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым, вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию.

Затем посредством одного из диалогов учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

При использовании технологии проблемного диалога учитель не даёт готовых знаний – новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений.

Таким образом, технология проблемного диалога– это технология, обеспечивающая творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счет использования диалога — коммуникативных, за счет развития умений извлекать информацию, делать логические выводы и т.д. — познавательных.

В отличие от этого традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков.

Учитель должен обязательно выделить УУД для себя при подготовке к уроку и затем, во время урока, акцентировать внимание учащихся на данном учебном действии. Например, такое познавательное УУД, как «создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта», используется при создании модели Земли. В этом случае существенной характеристикой объекта будет наличие ядра, а моделью – рисунок (пластилиновая модель, аппликация, рисунок с использованием компьютерной анимации) Земли. Учащиеся 5-го класса прекрасно создают такие рисунки, и задача учителя – обратить внимание детей на то, что этот рисунок и есть «модель». А впоследствии, например, попросить создать модели планет Солнечной системы (на материале следующих уроков), найти у них существенное различие и закрепить данное УУД.

Во всех учебниках УМК «Сферы», которые вошли в федеральный перечень учебников, прошли экспертизу на соответствие ФГОС, кружком определённого цвета перед каждым заданием помечена его направленность на различные группы результатов (серым – предметные, красным – личностные, синим – познавательные УУД, зелёным – коммуникативные УУД, оранжевым – регулятивные УУД). Работая с таким учебником, учитель и ученики легко могут выбрать те задания, которые помогают сформировать определённое умение. Поэтому особое внимание на первом уроке учитель должен обратить на эти обозначения (повторить, если учащиеся уже работали по таким учебникам, или объяснить, если дети сталкиваются с такими учебниками впервые) и иногда в течение года возвращаться и напоминать ученикам об этом.

Какие же познавательные УУД могут быть сформированы с помощью технологии проблемного диалога?

Познавательные УУД

•поиск и выделение необходимой информации;

•применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

•структурирование знаний, группировка информации для оптимально быстрой возможности ею воспользоваться;

•смысловое чтение, умение применять различные виды чтения для оптимизации процесса получения разнообразной информации в зависимости от цели;

•извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;

• определение основной и второстепенной информации;

•свободная ориентация в текстах художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, умение определять какую информацию можно получить из каждого конкретного текста и для чего эта информация может быть применена;

•способность проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

•способность применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

•желание презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Действия, связанные с поиском информации

Поиск, предварительный отбор, фиксация информации предполагает умение находить

информацию по заданному основанию, существенным признакам, представленную в

явном и неявном виде, проводить отбор найденной информации, фиксировать

информацию разными способами: словесно, в виде таблицы, рисованной схемы,

графически и т. д.

Действия, связанные с оценкой достоверности информации.

Оценка достоверности информации предполагает умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, представленной в разных видах, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

На своих уроках умение интерпретировать информацию оцениваю при помощи таких заданий, как «Напиши, как ты понимаешь значение выражения «Вода камень точит»; интерпретировать информацию, переводить текстовую информацию в графическую с помощью знаково-символических средств – « Используя текст, составь план изучения Восточносибирского экономического района».

Для того, чтобы сформировать познавательные УУД считаю необходимым:

  1. научить детей мыслить логически, научно, творчески; сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся;

  2. вводить в свою практику формы организации образовательного процесса, которые содействовали бы формированию прочных знаний на основе самостоятельно добытых учащимися сведений;

  3. использовать методы, способы и приемы, направленные на обеспечение развития познавательной активности школьников, формирование элементарных навыков поисковой и исследовательской деятельности,

В своей практике на уроках географии использую различные задания, которые позволяют организовать диалог.

Например:

Урок в 10 классе «Проблема мира и разоружения»

Проблемная ситуация с затруднением (столкновение противоречивых мнений учащихся практическим заданием или вопросом)

Появление разных народов – это божественное предопределение. Разные народы возникли в результате хозяйственной деятельности.

Как вы думаете, разнообразие народов на планете к чему может привести?

Разные народы таят в себе множество культур – отсюда и главная из проблем 21 века.

Какая на ваш взгляд проблема?

Возможно ли, найти взаимопонимание при таком многообразии народов, обилии культур, законов и жить мирно? И если возможно, то как? Итак, проблемный вопрос поставлен.

Какую проблему мы будем изучать?

Урок в 10 классе «Проблема здоровья и долголетия»

В начале урока использую яркий мотивационный пример.

«У курдов есть притча о возрасте, отпущенном человеку всемогущим Создателем. Вначале Бог определил всем живым существам по 30 лет земного срока – поровну, без обид. Но царю природы этого показалось мало. Тогда Бог прибавил ему 15 лет, взяв их у ишака, которого тяготила нелегкая доля вьючного животного. Когда же и этого оказалось недостаточно, Всевышний подарил человеку еще 15 лет, отняв полжизни у собаки. Человек и на сей раз не угомонился. Тогда Создатель на 15 лет укоротил ради него век обезьяны. С тех пор первые 30 лет человек радуется жизни; следующие 15 наживает свое добро, вкалывая как ишак; затем, словно ревнивый пес, старается сберечь свое состояние; а в последние 15 годков уподобляется своему дальнему сородичу. Однако с точки зрения современной науки курдская притча не совсем верна: оказывается, “для венца творенья” 75 лет – не вечер, а всего лишь полдень жизни.

Далее идет постановка проблемная ситуация с удивлением (одновременное предъявление противоречивых фактов).

В конце ХХ столетия немецкий врач и психолог Хассо Тальман из Гамбурга заявил, что вычислил истинный биологический возраст человека, на который запрограммирован природой наш организм – 120 лет. Впрочем, и это не предел!

Японские коллеги Тальмана отважились на то, чтобы вдвое увеличить его прогноз. По их оценкам, человек не успевает прожить и половины возможного срока – он составляет 200-250 лет!

По данным 2000 г. средняя продолжительность жизни человека составила 66 лет, причем существенно различаясь по странам и регионам. Наиболее высока продолжительность жизни в Японии (80,7 лет), Австралии (79,8 лет) и Скандинавских странах (79,6 лет). В 40 наименее бедных странах Азии и Африки средняя продолжительность жизни 47 лет, но, к примеру, в Сьерра — Лионе – только 35 лет!

Какое противоречие здесь налицо? Что вас удивило? (Биологический возраст человека много больше, чем реальная продолжительность его жизни).

Какой возникает вопрос?»

Урок в 6 классе «Изображение неровностей земной поверхности» начинаю с проблемной ситуации с которой каждый может столкнуться в жизни: «Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода поднимается на несколько метров, до отметки 3м. Затапливается ли дом, который вы хотите купить, водой»

Организовать работу можно как в группе, в парах, так и индивидуально, все это зависит от класса.

Проблемный характер изложения учебного материала, организация поисковой, познавательной деятельности учащихся, даёт им возможность переживать радость самостоятельных открытий, формирует универсальные учебные действия.

В начальных классах начинается формирование одной из ключевых компетентностей учащихся — информационной (работа с информацией и речевая деятельность). Я как учитель географии основной ступени, должна данные познавательные УУД развивать дальше. В современных условиях увеличения информационной нагрузки имеет значение не столько объем прочитанного, сколько эффективность процесса чтения, т.е. качество овладения информацией, в первую очередь зависящее от культуры чтения.

Очевидно, что мои усилия должны быть направлены на формирование навыка чтения как необходимого условия полноценной читательской деятельности. Все больше современных методистов приходят к мысли о том, что основное внимание нужно сосредоточить на формировании и развитии читательских умений школьника. Считаю, что на уроках географии можно формировать следующие умения: 1) поиск информации, заданной в явном виде; 2) формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте; 3) интерпретация и обобщение информации. Уровень сформированности перечисленных умений можно оценить определенным набором заданий.

Первая группа заданий – базовые задания, которые направлены на проверку: 1) общего понимания содержания прочитанного текста; 2) умения находить информацию, заданную в явном виде; 3) определения времени и места действия; 4) значения слова или фразы.

Вторая группа – базовые задания повышенной сложности, которые проверяют те же умения, что и базовые задания, но одновременно определяют сформированность учебных умений и познавательной деятельности учащихся. Задания даются в непривычной для учащихся формулировке, либо их выполнение требует последовательного поэтапного контроля со стороны ученика или точного знания алгоритма выполнения действия. Эта группа заданий направлена на проверку следующих умений: 1) извлечь из текста информацию, данную в неявном виде; 2) сформулировать на основе прочитанного несложные выводы; 3) установить взаимосвязь между событиями.

Третья группа заданий направлена на проверку: 1) понимания использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности; 2) осознания последовательности смысловых частей, т.е. умение составлять план текста.

В проверочной работе использую задания следующих типов:

1) по тексту «Роль древних греков в истории географических открытий» 5 класс назвать имя учёного, считающегося автором первой географической карты; или древнегреческий учёный Геродот (484–425 года до н.э.) оставил миру ценные страноведческие описания. Существовали ли уже во время его путешествий первые географические карты? Дайте обоснование вашего ответа на основе того же текста.

2) задания с кратким ответом (дописать часть предложения, выписать предложение в соответствии с заданным условием). Например: Какой вид транспорта самый экологический? Закончи предложение. Самым чистым видом транспорта с точки зрения экологии считается……

3) задания со свободным развёрнутым ответом (составить небольшой собственный текст). Например: Туристы поднимаются на гору Малиновская по маршруту, обозначенному стрелкой. На каком из отрезков пути, обозначенных цифрами, их пути подъем будет наиболее крутым? Приведите обоснованный ответ.

За каждое верно выполненное задание из 1, 2, 3 группы (кроме заданий на составления плана текста) ученик получает 1 балл. За составление плана ученик получает 2 балла, за частично выполненные – 1 балл. По каждому тесту подсчитывается максимальное число баллов, которое может набрать ученик, а также процент выполнения заданий.

Степень выполнения работы показывает уровень подготовки, достигнутый учащимся. Процент выполнения 85% и выше – высокий уровень сформированности умений, 60% — 85% – средний уровень, 45% — 60% – низкий уровень, ниже 45% – у ребёнка не сформированы базовые читательские умения, требуется коррекционная работа.

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся