Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боброводворская средняя общеобразовательная школа»
Губкинского района Белгородской области
Спортивный праздник
«Папа, мама и я – спортивная семья»
(для учащихся начальной школы и родителей)
Подготовил:
Учитель физической культуры
МБОУ «Боброводворская СОШ»
Копцев В.Н.
Введение
О конкурсах «Спортивная семья» написано в печати, рассказано по радио и показано по телевидению немало и не раз. Казалось бы, всё ясно: праздничное настроение у зрителей и участников, забавные состязания сменяют друг друга, отменная организация, обильный набор инвентаря, призов и украшений.
В условиях школы, да еще сельской, проводить подобные праздники — задача не из легких. А праздники нужны, веселья хочется, и привлекать родителей к школьным проблемам просто необходимо. И еще: телевизионная передача заканчивается длинным перечнем всех организаторов «шоу», в школе же за всё в ответе — один (или два) учитель физической культуры. Он сценарист, режиссер, постановщик, психолог (попробуйте уговорить родителей в спортивных костюмах выйти на парад участников!), столяр, электрик, бутафор и, естественно, ведущий. А возможности материальные при этом самые минимальные. Остаются выдумка, энтузиазм и опыт. Вот опытом проведения праздника «Спортивная семья» в сельской школе и хочется поделиться с коллегами.
Подобное мероприятие готовится заранее. Главное —убедить родителей, что этот праздник сплотит семью, поможет и старшим, и младшим осознать пользу занятий физической культурой. Чем больше семей будет участвовать в нем, тем больше пользы он принесет. Значит, у учителя прибавится сторонников, помощников и для других дел.
Возраст родителей не ограничен, возраст детей строго определен.
Каждый учитель, сообразуясь с условиями своей работы и школы, может задумать и провести подобный праздник по-своему. У нас он проходил по сценарию, представленному ниже.
Сценарий праздника
Добрый вечер дорогие друзья!
Сегодня у нас в школе проводится один из лучших спортивных праздников:
« Папа, мама, я — спортивная семья!»
И разрешите мне с большим удовольствием пригласить на спортивную площадку наши команды:
( под музыку заходят команды, проходят по кругу спортзала и садятся на свои места.)
Теперь хочу представить вам наши команды:
Это самые дружные, сильные, смелые, ловкие и умелые семьи (представление семей). Поприветствуем их.
Это самые мужественные, смелые и отважные люди.
Так давайте же пожелаем им успехов в стартах и всего самого хорошего в жизни, счастья и здоровья.
Также на наших соревнованиях присутствует многоуважаемое жюри в составе: (представление жюри)
Для того, чтобы считать наши соревнования открытыми капитанам команд разрешается поднять флаг наших соревнований и подойти к жюри для жеребьёвки.
Итак друзья, начинаем:
1. «Что мы знаем».
Конкурс теоретических знаний.
Викторина на темы физической культуры и спорта. Каждая команда получает (выбирает) конверт с вопросами: о здоровом образе жизни, гигиене, закаливании, рациональном питании, физических нагрузках, о спортивном инвентаре, о видах спорта, о спортивных сооружениях, об истории Олимпийских игр, об Олимпиадах современности. Учитывается число правильных ответов, а также отмечаются наиболее полные, развернутые ответы.
Надо учесть. Вопросы следует формулировать так, чтобы хотя бы на часть из них могли ответить дети. Родители могут убедиться, что дети многое узнали на уроках физической культуры.
2. «Что мы умеем, что мы можем».
Эстафета туристская.
Старт — семья-команда в полном составе распаковывает свой рюкзак, устанавливает палатку, оборудует бивак, готовит место для костра, накрывает на стол, расставляет посуду. Оцениваются четкость действий, время установки палатки (по сигналу судьи), набор необходимых вещей в рюкзаке (что лишнее, чего не хватает). Команда на маршруте —ходьба по «кочкам», переноска детей через «канавы», преодоление различных препятствий, возвращение к месту бивака. Укладка палатки, уборка, укладка рюкзака. Финиш — построение всей команды.
Надо учесть. Желательно подобрать препятствия так, чтобы и старшие, и младшие могли помогать друг другу, чтобы была видна взаимная забота участников: в походе удача сопутствует дружным.
Итоги подводятся по общему времени, затраченному на весь маршрут и с учетом штрафных секунд за нарушения (например, одна ошибка —10 сек.).
Футбольная эстафета.
Дети показывают вбрасывание мяча двумя руками из-за головы
(расстояние 5 м), мама выполняет ведение мяча (15 м), папа — обводку (5 стоек). Мама и дети передают мяч друг другу с продвижением (15 м, пять передач), папа жонглирует мячом (не менее трех ударов подряд, любой частью тела). Дети бьют по воротам (вратарь — мама), после них по воротам бьет папа (после каждого удара мама возвращает мяч для следующего удара, вся команда бегом продвигается к финишу). Время фиксируется по последнему участнику. У команды один мяч.
Надо учесть. В воротах — мама! Особое поощрение может получить команда, которая показывает точность и безопасность ударов по воротам.
Игры с мячом.
Дети продвигаются, сидя на мячах, от старта до стойки и обратно, передают мяч (если детей двое, то два) маме; она прыжками (мяч зажат между коленей, если два мяча, второй в руке), преодолевает свой этап. Папа, получив мяч (мячи), обводит препятствия и на старте берет корзину. Дети ведут мячи от старта до обруча и с участием мамы готовятся к метанию мяча из обруча в корзину, которую держит папа. Разрешается подставлять корзину под летящий мяч. После последнего броска мячи в корзине и обруч доставляются на место. Зачет времени — по последнему участнику.
Надо учесть. Все задания согласовываются с партнерами. Ошибка одного мешает четкому выполнению задания другим участником. Помощь друг другу приходится оказывать быстро и без суеты. Предварительно судьи предупреждают, что ссоры и взаимные претензии могут наказываться штрафными секундами.
3. Кто самый быстрый, кто самый ловкий.
Хоккейная эстафета.
Хоккейной клюшкой дети ведут большой мяч (волейбольный, детский), обводя змейкой расставленные стойки. Мама ведет мяч для большого тенниса. Папа свой этап проходит с мячом для настольного тенниса. Зачет по последнему участнику команды.
Эстафета со скакалкой.
Передвижение от старта до стойки и обратно. Дети перепрыгивают скакалку в беге. Мама — на одной ноге (после поворота можно сменить опорную ногу). Папа совершает прыжки на обеих ногах.
Бег с ракеткой.
Дети бегут с ракеткой для бадминтона, на которой лежит теннисный мяч. Мама бежит с ракеткой для бадминтона, но на ней мяч для настольного тенниса. Папа при беге удерживает мяч для настольного тенниса на «своей» ракетке (открытой ладони).
Перекатывание мяча.
Упражнение надо выполнить так, чтобы рука была на мяче от старта до финиша. Дети катят большой надувной мяч, мама — баскетбольный, папа — набивной (5 кг).
Построение пирамиды.
Каждая команда получает 8 кубиков. Их надо по одному перенести от старта на определенное место и, поставив один на один, построить пирамиду-столбик. Итог подводится по количеству кубиков, перенесенных за отведенное время.
Составление слова.
Каждая команда получает предмет (в названиях должно быть одинаковое число букв). Дети по очереди с предметом в руках добегают до щита, находят нужную букву (или две), вешают ее на гвоздь и возвращаются к старту. Эстафету-предмет продолжает мама, завершает папа. Зачет — по составленному слову.
Переползание по скамейке.
В упоре лежа, подтягиваясь руками, дети проползают по одной гимнастической скамейке, мама — по двум, папа — по трем. Зачет — по последнему участнику.
Последнее достижение.
Комбинированная эстафета. Все препятствия каждый участник выполняет последовательно. Бег в мешке —10 м; бег в упоре сзади («тараканий» бег) — 10м; бег до обруча, пролезание через обруч, бег до старта, касание рукой следующего участника. Выполнив все задания, команда-семья, держась за руки, добегает до стойки, пролезает через мешок-трубу и выстраивается на финише.
Очень важно заранее предусмотреть систему подсчета очков и выявления победителей. Например, за победу на этапе команда-победитель получает 3 очка, за 2-е место — 2, за 3-е — 1 очко. Принимаются во внимание и штрафные секунды. Главное —оценить и отметить поощрительным призом примеры взаимопомощи и внимания друг к другу.
Подведение итогов соревнования
5