Конспект урока «В царстве Снежной Королевы»

Предмет: Физика

Учитель физики: Иванова Лидия Михайловна

Тема урока: «В царстве Снежной Королевы»

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Форма урока: повторительно-обобщающий урок.

Цель:  более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения,            систематизации тепловых явлений.

Задачи урока:

Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и            умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Тепловые явления.

Развивающие: развивать пространственное мышление, умение            классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать            коммуникативные навыки при работе в группах, развивать            познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности плавления льда и замерзания воды, анализировать результаты опытов, сопоставлять полученные результаты с табличными, сравнивать результаты нескольких экспериментов и классифицировать.

  Воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое            восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки            учащихся, реализации его как личности, формировать следующие компетентности: информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую, компетентность личностного совершенствования; формировать естественнонаучное мировоззрение обучающихся.

Психологические: вызвать интерес к предмету, выработать умения логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.

Метод познавательной деятельности: репродуктивный, исследовательский, проблемный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация учителя (Приложение 1), презентации обучающихся (Приложение 2), ёмкости с тёплой водой, ёмкости со льдом, мензурки, электронные весы, электронный термометр, таблицы с теплоёмкостью веществ.

Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint

Класс заранее разделён на 3 группы: «физические лаборатории»

План урока:

  1. Организационный момент. 1-2 мин.

  2. Этап мотивации к уроку. 5 мин.

  3. Игра «Мозговой штурм». 10 мин.

  4. Этап актуализации знаний учащихся. 4 мин.

  5. Экспериментальная исследовательская работа. 14 мин.

  6. Подведения итогов и формулирования выводов. 6 мин.

Ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент.

(1-2 мин.)

Приветствует, проверяет готовность к уроку, осуществляет мотивацию учебной работы обучающихся.

Звучит детская песня «Серебристые снежинки» шоу-группы «Улыбка».

Приветствуют учителя, знакомятся с раздаточным материалом на столах, отвечают на вопрос учителя.

Регулятивные: создать у обучающихся рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку на уроке.

  1. Этап мотивации к уроку.

(5 мин.)

Учитель: «Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится».

Казалось бы, что интересного можно найти в обыкновенном снеге? Замерзшая вода, образующаяся в атмосфере нашей планеты в холодное время и падающая на землю, на дома, людей, машины… Ну что тут может привлечь внимание? Однако есть в снеге какая-то притягательная сила, недаром все так радуются первому снегопаду.

Учитель: Не приходилось ли вам видеть, как в комнате идёт снег? Такой случай описан даже в 1773 году в Санкт-Петербургских ведомостях:

«В зимний вечер в одном из богатых домов Санкт-Петербурга происходила ассамблея (вечер-бал). В помещении скопилось очень много народа и стало так жарко и душно, что присутствующие начали падать в обморок. Форточек в окнах тогда ещё не делали. Поэтому одному из присутствующих пришлось шпагой выбить стекло в окне. От ворвавшегося морозного воздуха во всём помещении пошёл хлопьями густой снег. В чём причина этого явления?»

Учитель: Поэтому же на сильном морозе «пар идёт изо рта». Это кристаллизуются белым инеем пары, выдыхаемые человеком. Ресницы, усы, бороды людей на морозе покрываются инеем: это – тоже налёт снежных кристаллов.

Учитель: Поистине снег – один из удивительнейших феноменов природы. Его изменчивость почти таинственна. Сегодня мы с вами отправимся в царство Снежной Королевы, царство снега и льда! Итак, в путь!

Учитель:

Звенеть сосульки перестали,

У крыш застыли бахромой,

Холодным светом заблистали,

Заледенели, как зимой…

Е.Благинина.

Интересно, а как растут сосульки?

Отвечают на вопросы.

Ученик: От дыхания собравшихся людей скопилось множество водяных паров; когда через выбитое окно внезапно ворвался холодный воздух, эти пары очень быстро охладились и затвердели, образовав кристаллики льда.

Ученик: Сообщение «Как растут ледяные сосульки?» (презентация 2).

Слушают, наблюдают.

Личностные:формировать мотивацию к учению.

Познавательные:отвечать на простые вопросы учителя.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке, слушать и понимать речь других.

  1. Игра «Мозговой штурм».

(10 мин.)

Учитель: С одной стороны сосульки такие красивые, а с другой — очень опасны. Скорость сосульки при падении с высоты пятиэтажного дома у земли достигает более 60 км/ч.

Падают сосульки,
С крыши на тебя,
Метят, словно пульки,
Кто идёт, губя!

Ребята, а как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? Предложите методы борьбы с сосульками

Игра: «Мозговой штурм»

Учитель: Посмотрим все предложения с точки зрения соответствия двум критериям: оригинальности и возможности реализации.

Учитель: Предлагаю оформить самые лучшие идеи на стенде или представить их в виде рекомендаций ЖКХ, которые помогут им в борьбе с сосульками.

Ученики-генераторы: генерируют идеи.

Ученики-эксперты: анализируют идеи.

Регулятивные: определять цель выполнения задания,  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция;  оценка.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  структурирование знаний, моделирование.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

4.Этап актуализации знаний.

(4 мин.)

Учитель:

Он весь как музыка. Он – весть.

Его безудержность бескрайна.

Ах, этот снег….. Не зря в нём есть

Всегда какая – нибудь тайна.

Ученики: Сообщение «Тайны снега» (презентация 3) Смирнова Д. и Насырова Л.

  1. Экспериментальная исследовательская работа.

(14 мин.)

Учитель: Все замечали, что во время обильных снегопадов обычно наступает потепление. С чем это связано?

Почему разрушаются скальные породы?

Пусть на эти и другие вопросы ответят наши физические лаборатории.

Учитель: Инструкции с заданиями находятся в конвертах.

Перед тем как приступить к практической работе исследовательского характера, необходимо вспомнить правила ТБ при работе с представленным оборудованием.

ТБ:

  1. Прежде, чем приступить к выполнению эксперимента, изучите и уясните порядок выполнения предстоящей работы.

  2. Во время работы будьте максимально внимательны.

  3. При работе со стеклом будьте очень осторожны и внимательны, чтобы НЕ РАЗБИТЬ его и не порезаться.

  4. При обнаружении трещин, осколков на стекле ПРЕКРАТИТЕ работу и сообщите учителю.

  5. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывания.

  6. На чашки весов нельзя класть МОКРЫЕ тела.

Задание для 1 группы:

  1. Определите опытным путём удельную теплоту плавления льда.

Оборудование: калориметр, термометр, измерительный цилиндр, стакан с тёплой водой, стакан с колотым льдом.

  1. Сравните найденную вами удельную теплоту плавления с табличными значениями.

  2. Сравните удельную теплоту плавления льда с другими веществами.

  3. Как в природе отражается значение удельной теплоты плавления льда?

Задание для 2 группы:

  1. Определите плотность свежего и залежалого снега.

Оборудование: мензурка, плотномер или полые трубки, заполненные снегом с разной глубины сугроба, электронные весы.

  1. Сделайте вывод из своих результатов.

  2. Посмотрите в таблицу плотностей и найдите плотность снега. Сделайте вывод.

  3. Какое значение в природе играет то, что при замерзании вода расширяется? Ответ найдите в предложенных источниках.

Задание для 3 группы:

  1. Определите процентного содержания воды в мокром снеге.

Оборудование: калориметр с мокрым снегом, мензурка с горячей водой, термометр, измерительный цилиндр.

  1. Проанализируйте результат. Сделайте вывод..

  2. Как изменился бы результат, если бы потерь тепла в окружающее пространство удалось избежать?

Формулируют цель данного этапа, мотивируют деятельность обучающихся по решению экспериментальных задач, объясняет выбор типа задач, проверяет правильность решения и оформления задач.

Решают экспериментальные задачи в тетрадях, оценивают свои знания и сверяют свои решения. Отвечают на вопросы. Находят ответы на качественные вопросы из научно-популярной литературы.

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

Регулятивные:

планирование; составление плана и последовательности действий;  прогнозирование.   

.

7.Подведение итогов урока.

Рефлексия.

(6 мин.)

Учитель физики: Время заслушать отчёты наших лабораторий.

Учитель физики: Ребята, наше путешествие в царство Снежной Королевы не закончено. Оно продолжится на следующем уроке. Мы изучим электрические свойства льда.

Звучит детская песня «Серебристые снежинки» шоу – группы «Улыбка»

Подводят итоги урока, организуют самооценку учеников собственной учебной деятельности, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники на уроке, как  работал класс.

Выступают с решениями, обосновывают свой выбор способа решения задач.

Отчёт 1-ой группы:

«Определение удельной теплоты плавления льда».

Оборудование: калориметр, термометр, измерительный цилиндр, стакан с тёплой водой, стакан с колотым льдом.

Выполнение работы:

Удельную теплоту плавления льда можно определить следующим способом. Если налить в стакан калориметра теплую воду массой m1 и температурой t1 и опустить в нее лед массой m2 при температуре t2 = 0°С, то при расплавлении всего льда температура t3 , установившаяся в калориметре, определится следующим уравнением:

m2λ + m2c(t3 – t2) = m1c(t1— t3) + Ck(t4 – t3)

где λ — удельная теплота плавления льда, С – теплоёмкость воды, mk — масса калориметра, Сk — теплоемкость калориметра, t4 — начальная температура калориметра (комнатная).

Выполнение эксперимента и расчета можно упростить, если провести эксперимент таким образом, чтобы начальное t4 и конечное t3 значение температуры калориметра были одинаковыми. В этом случае уравнение теплового баланса принимает вид:

m2λ + m2c(t3 – t2) = m1c(t1 – t3).

Из последнего уравнения удельная теплота плавления льда равна:

Отчёт 2-ой группы:

«Определите плотность свежего и залежалого снега».

Оборудование: мензурка, плотномер или полые трубки, заполненные снегом с разной глубины сугроба, электронные весы.

Выполнение работы:

Массу определяем цилиндра со снегом и без него. Вычитаем массы и определяем массу снега.

Измеряем диаметр цилиндра и определяем объём цилиндра (снега) по формуле:

ρ= m/V

Отчёт 3-ой группы:

«Определение процентного содержания воды в мокром снеге».

Оборудование: калориметр с мокрым снегом, мензурка с горячей водой, термометр, измерительный цилиндр.

Выполнение работы:

1. Измерение температуры мокрого снега t1 (убедитесь, что она равна 0 °С).

2. Измерение объёма горячей воды V2 и её температуры t2.

3. Измерение конечной температуры смеси t (влейте горячую воду в калориметр с мокрым снегом и, только когда весь снег растает, производите измерение).

4. Определение общего объёма воды Vобщ (перелейте для этого всю воду из калориметра в измерительный цилиндр).

5. Вычисление объёма талой воды:

V1 = VобщV2.

6. Расчёт количества теплоты, отданного горячей водой:

Q2 = V2c(t – t2),

где = 1000 кг/м3 – плотность воды, с = 4200 Дж/(кг • °С) – её удельная теплоёмкость.

7. Расчёт количества теплоты, поглощённого талой водой:

Q1 = V1c(t – t1).

8. Определение количества теплоты Q, затраченного на таяние снега:

Q + Q1 + Q2 = 0, откуда Q = –(Q1 + Q2).

9. Вычисление массы снега в мокром снеге:

где – удельная теплота плавления льда.

10. Определение процентного содержания воды в мокром снеге:

Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Внутренне ставят себе отметку.

Регулятивные: оценка деятельности.

Личностные: степень правдивости при рефлексии.

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся