Предмет: Физика
Учитель физики: Иванова Лидия Михайловна
Тема урока: «В царстве Снежной Королевы»
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.
Форма урока: повторительно-обобщающий урок.
Цель: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации тепловых явлений.
Задачи урока:
Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Тепловые явления.
Развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности плавления льда и замерзания воды, анализировать результаты опытов, сопоставлять полученные результаты с табличными, сравнивать результаты нескольких экспериментов и классифицировать.
Воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности, формировать следующие компетентности: информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую, компетентность личностного совершенствования; формировать естественнонаучное мировоззрение обучающихся.
Психологические: вызвать интерес к предмету, выработать умения логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.
Метод познавательной деятельности: репродуктивный, исследовательский, проблемный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация учителя (Приложение 1), презентации обучающихся (Приложение 2), ёмкости с тёплой водой, ёмкости со льдом, мензурки, электронные весы, электронный термометр, таблицы с теплоёмкостью веществ.
Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint
Класс заранее разделён на 3 группы: «физические лаборатории»
План урока:
-
Организационный момент. 1-2 мин.
-
Этап мотивации к уроку. 5 мин.
-
Игра «Мозговой штурм». 10 мин.
-
Этап актуализации знаний учащихся. 4 мин.
-
Экспериментальная исследовательская работа. 14 мин.
-
Подведения итогов и формулирования выводов. 6 мин.
Ход урока:
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
(1-2 мин.) |
Приветствует, проверяет готовность к уроку, осуществляет мотивацию учебной работы обучающихся. Звучит детская песня «Серебристые снежинки» шоу-группы «Улыбка». |
Приветствуют учителя, знакомятся с раздаточным материалом на столах, отвечают на вопрос учителя. |
Регулятивные: создать у обучающихся рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку на уроке.
|
(5 мин.) |
Учитель: «Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится». Казалось бы, что интересного можно найти в обыкновенном снеге? Замерзшая вода, образующаяся в атмосфере нашей планеты в холодное время и падающая на землю, на дома, людей, машины… Ну что тут может привлечь внимание? Однако есть в снеге какая-то притягательная сила, недаром все так радуются первому снегопаду. Учитель: Не приходилось ли вам видеть, как в комнате идёт снег? Такой случай описан даже в 1773 году в Санкт-Петербургских ведомостях: «В зимний вечер в одном из богатых домов Санкт-Петербурга происходила ассамблея (вечер-бал). В помещении скопилось очень много народа и стало так жарко и душно, что присутствующие начали падать в обморок. Форточек в окнах тогда ещё не делали. Поэтому одному из присутствующих пришлось шпагой выбить стекло в окне. От ворвавшегося морозного воздуха во всём помещении пошёл хлопьями густой снег. В чём причина этого явления?» Учитель: Поэтому же на сильном морозе «пар идёт изо рта». Это кристаллизуются белым инеем пары, выдыхаемые человеком. Ресницы, усы, бороды людей на морозе покрываются инеем: это – тоже налёт снежных кристаллов. Учитель: Поистине снег – один из удивительнейших феноменов природы. Его изменчивость почти таинственна. Сегодня мы с вами отправимся в царство Снежной Королевы, царство снега и льда! Итак, в путь! Учитель: Звенеть сосульки перестали, У крыш застыли бахромой, Холодным светом заблистали, Заледенели, как зимой… Е.Благинина.
Интересно, а как растут сосульки?
|
Отвечают на вопросы.
Ученик: От дыхания собравшихся людей скопилось множество водяных паров; когда через выбитое окно внезапно ворвался холодный воздух, эти пары очень быстро охладились и затвердели, образовав кристаллики льда.
Ученик: Сообщение «Как растут ледяные сосульки?» (презентация 2).
Слушают, наблюдают. |
Личностные:формировать мотивацию к учению. Познавательные:отвечать на простые вопросы учителя.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке, слушать и понимать речь других. |
(10 мин.) |
Учитель: С одной стороны сосульки такие красивые, а с другой — очень опасны. Скорость сосульки при падении с высоты пятиэтажного дома у земли достигает более 60 км/ч. Падают сосульки,
Ребята, а как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? Предложите методы борьбы с сосульками Игра: «Мозговой штурм» Учитель: Посмотрим все предложения с точки зрения соответствия двум критериям: оригинальности и возможности реализации.
Учитель: Предлагаю оформить самые лучшие идеи на стенде или представить их в виде рекомендаций ЖКХ, которые помогут им в борьбе с сосульками.
|
Ученики-генераторы: генерируют идеи.
Ученики-эксперты: анализируют идеи.
|
Регулятивные: определять цель выполнения задания, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний, моделирование.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
4.Этап актуализации знаний. (4 мин.) |
Учитель: Он весь как музыка. Он – весть. Его безудержность бескрайна. Ах, этот снег….. Не зря в нём есть Всегда какая – нибудь тайна.
|
Ученики: Сообщение «Тайны снега» (презентация 3) Смирнова Д. и Насырова Л.
|
|
(14 мин.) |
Учитель: Все замечали, что во время обильных снегопадов обычно наступает потепление. С чем это связано? Почему разрушаются скальные породы? Пусть на эти и другие вопросы ответят наши физические лаборатории.
Учитель: Инструкции с заданиями находятся в конвертах. Перед тем как приступить к практической работе исследовательского характера, необходимо вспомнить правила ТБ при работе с представленным оборудованием. ТБ:
Задание для 1 группы:
Оборудование: калориметр, термометр, измерительный цилиндр, стакан с тёплой водой, стакан с колотым льдом.
Задание для 2 группы:
Оборудование: мензурка, плотномер или полые трубки, заполненные снегом с разной глубины сугроба, электронные весы.
Задание для 3 группы:
Оборудование: калориметр с мокрым снегом, мензурка с горячей водой, термометр, измерительный цилиндр.
Формулируют цель данного этапа, мотивируют деятельность обучающихся по решению экспериментальных задач, объясняет выбор типа задач, проверяет правильность решения и оформления задач.
|
Решают экспериментальные задачи в тетрадях, оценивают свои знания и сверяют свои решения. Отвечают на вопросы. Находят ответы на качественные вопросы из научно-популярной литературы.
|
Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.
Регулятивные: планирование; составление плана и последовательности действий; прогнозирование. .
|
|
|
|
|
7.Подведение итогов урока. Рефлексия. (6 мин.) |
Учитель физики: Время заслушать отчёты наших лабораторий.
Учитель физики: Ребята, наше путешествие в царство Снежной Королевы не закончено. Оно продолжится на следующем уроке. Мы изучим электрические свойства льда. Звучит детская песня «Серебристые снежинки» шоу – группы «Улыбка» Подводят итоги урока, организуют самооценку учеников собственной учебной деятельности, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники на уроке, как работал класс.
|
Выступают с решениями, обосновывают свой выбор способа решения задач.
Отчёт 1-ой группы: «Определение удельной теплоты плавления льда». Оборудование: калориметр, термометр, измерительный цилиндр, стакан с тёплой водой, стакан с колотым льдом. Выполнение работы: Удельную теплоту плавления льда можно определить следующим способом. Если налить в стакан калориметра теплую воду массой m1 и температурой t1 и опустить в нее лед массой m2 при температуре t2 = 0°С, то при расплавлении всего льда температура t3 , установившаяся в калориметре, определится следующим уравнением: m2λ + m2c(t3 – t2) = m1c(t1— t3) + Ck(t4 – t3) где λ — удельная теплота плавления льда, С – теплоёмкость воды, mk — масса калориметра, Сk — теплоемкость калориметра, t4 — начальная температура калориметра (комнатная). Выполнение эксперимента и расчета можно упростить, если провести эксперимент таким образом, чтобы начальное t4 и конечное t3 значение температуры калориметра были одинаковыми. В этом случае уравнение теплового баланса принимает вид: m2λ + m2c(t3 – t2) = m1c(t1 – t3). Из последнего уравнения удельная теплота плавления льда равна:
Отчёт 2-ой группы:
«Определите плотность свежего и залежалого снега». Оборудование: мензурка, плотномер или полые трубки, заполненные снегом с разной глубины сугроба, электронные весы. Выполнение работы: Массу определяем цилиндра со снегом и без него. Вычитаем массы и определяем массу снега. Измеряем диаметр цилиндра и определяем объём цилиндра (снега) по формуле: ρ= m/V
Отчёт 3-ой группы: «Определение процентного содержания воды в мокром снеге».
Оборудование: калориметр с мокрым снегом, мензурка с горячей водой, термометр, измерительный цилиндр. Выполнение работы: 1. Измерение температуры мокрого снега t1 (убедитесь, что она равна 0 °С). 2. Измерение объёма горячей воды V2 и её температуры t2. 3. Измерение конечной температуры смеси t (влейте горячую воду в калориметр с мокрым снегом и, только когда весь снег растает, производите измерение). 4. Определение общего объёма воды Vобщ (перелейте для этого всю воду из калориметра в измерительный цилиндр). 5. Вычисление объёма талой воды: V1 = Vобщ – V2. 6. Расчёт количества теплоты, отданного горячей водой: Q2 = V2c(t – t2), где = 1000 кг/м3 – плотность воды, с = 4200 Дж/(кг • °С) – её удельная теплоёмкость. 7. Расчёт количества теплоты, поглощённого талой водой: Q1 = V1c(t – t1). 8. Определение количества теплоты Q, затраченного на таяние снега: Q + Q1 + Q2 = 0, откуда Q = –(Q1 + Q2). 9. Вычисление массы снега в мокром снеге:
где – удельная теплота плавления льда. 10. Определение процентного содержания воды в мокром снеге:
Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Внутренне ставят себе отметку.
|
Регулятивные: оценка деятельности.
Личностные: степень правдивости при рефлексии. |
|
|
|
|
|
|
|
|