Урок 21
Тема: В мире физических и химических явлений.
Цель: Продолжить изучение темы строение и свойства вещества.
Изучить физические и химические явления.
Задачи:
Образовательные:Ознакомить учащихся с физическими и химическими явлениями;
Воспитательные:Воспитать внимательность, наблюдательность, аккуратность
Развивающие:Развивать умение отличать физические явления от химических;
Методы: |
Словесные: диалог; рассказ с элементами беседы. |
Наглядно — иллюстративные: демонстрация таблицы,прзентация,видеоролик |
Исследовательско- поисковые: уменья делать выводы |
Тип урока: комбинированный
Вид урока: комбинированный
Вид деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.
Оборудование:
-
спиртовка,
-
пробирки,
-
зажим,
-
стакан с водой,
-
лед,
-
сера,
-
железо.
Структура урока:
1. Опрос
2. Изучение нового материала
3. Гимнастика
4. Д/з
5. Закрепление
6. Вывод
7. Оценки за урок.
Ход урока
1. Организационный момент
Тест «Настроение» 3 смайлика.
Розовый,желтый ,зеленый
2. Актуализация знаний
— Что такое вещество?
— Какие бывают вещества?
— Приведите примеры простых и сложных веществ.
3. Проверка знаний
1 вариант (выберите правильное утверждение)
-
Тела живой природы образованы неорганическими веществами.
-
Вещество, состоящее из атомов одного элемента, называют простым.
-
Вещество, состоящее из атомов разных элементов, называют органическими.
-
Тела неживой природы образованы неорганическими веществами.
-
Белки, жиры, углеводы – это органические вещества.
-
Вода – это простое вещество.
-
Кислород, азот, водород – это неорганические вещества.
-
Озон – это простое вещество.
-
Изменение формы, размеров и объема тела называют диффузией.
-
Молекулы постоянно находятся в движении.
2 вариант (тест)
1. Вещество – это:
а) капля росы
б) мяч
в) вода
2. Твердые тела способны:
а) сохранять форму
б) сохранять объем
в) сохранять и форму, и объем
3. Жидкости способны:
а) сохранять форму и объем
б) сохранять объем
в) сохранять форму
4. Изменения формы, размеров и объема тела называют:
а) упругостью
б) деформацией
в) пластичностью
5. Свойство тела изменять форму и объем под действием других тел восстанавливать их после прекращения действия, называют:
а) деформацией
б) упругостью
в) пластичностью
6. Вещество, состоящее из атомов одного элемента, называют:
а) сложным
б) простым
в) органическим
7. Тела неживой природы образованы веществами:
а) простыми
б) неорганическими
в) сложными
8. Вещество, состоящее из атомов разных элементов, называют:
а) органическим
б) неорганическим
в) сложным
3.Работа с доской.
4. Изучение нового материала.Запись в тетрадь.
учитель сообщает тему и цель урока, предлагает учащимся выделить в названии темы знакомые и незнакомые термины (явление — процесс изменения каких-либо характеристик тел и веществ).
На каждой парте лист бумаги с перечислениями явлений природы:
таяние льда, набухание почек на деревьях, сверкании молнии, гроза, распускание почек, горение свечи.
Посмотрите, пожалуйста, на листы перед вами, прочтите.
Что за процессы там у вас перечислены?
Верно, все это явления природы. Они отличаются друг от друга? Чем отличаются? (происхождением)
Явления:
-
биологические
-
физические
-
химические
С биологическими явлениями мы познакомимся более подробно позже.
Домашнее задание №40 пересказ,нарисовать рисунок физических и химических явлений, творческое задание.
Сегодня рассмотрим физические и химические явления.
Звучит звук.
Видеоролик испарение.
Если провести Опыт: кусочек льда нагревается. Что происходит со льдом?
Продолжаем нагревание. Что происходит? Если долго нагревать что произойдет?
Вывод: в процессе нагревания твердое вещество превращается в жидкое, жидкое – в пар.
Вода осталась тем же веществом , но изменяется ее состояние.
На информационном листе рисунок испарения.
. К какому виду явления относится этот процесс? Также звук это физическое явление.
Физическое явление – это изменение состояния или формы вещества.(Запись в тетрадь).
Какой пример физического явления можете привести вы?
(изменение осадков по сезонам года, изменение формы алюминиевой проволоки под ударом молотка и т. д.)
Примеры : фен включенный, камертон, фонарь
Сообщение учащегося о химических лабораториях. Софья
При работе с химическими веществами необходимо соблюдать правила безопасности
У вас было домашнее задание нарисовать или описать явления.
1 учащийся: Пользуясь сведениями из биологии, вы знаете, что в клубнях картофеля содержится крахмал, который образуется в листьях на свету, а затем откладываются в клубнях. Если взять разрезать этот клубень и капнуть на срез настойку йода, то бурый цвет йода превратится в синий. Произошло это потому, что между крахмалом и йодом произошла реакция, и образовалось новое вещество синего цвета, (демонстрирует опыт).
— Хорошо, молодец, садись.
— Ребята, как вы думаете, о каком явлении рассказал ученик?
Учащиеся: Речь шла о химическом явлении.
— А ты как думаешь?
— Правильно, это химическое явление.
Кто еще приготовился?
2 учащийся: Собрались мы как-то с мамой напечь блинчиков. Для этого взяли молоко, муку, сахар, соль. Мама насыпает в чайную ложку питьевую соду и капают туда столовый уксус. И что мы наблюдаем?! Эта смесь “закипает”! Это в результате реакции выделяется углекислый газ. “ Зачем ты это делаешь? — спросила я у мамы. Оказывается, если эта смесь попадает в тесто, блинчики становятся “воздушными” и вкусными. После урока могу поделиться с вами своим фирменным рецептом.
— Молодец, хорошо, садись.
— Ребята, а о каком явлении здесь шла речь?
Учащиеся: Речь шла опять о химическом явлении.
— Ещё кто как думает?
— Молодцы, хорошо ребята, правильно ответили.
.
Видеоролик. (Вулкан).Это химическое явление.
Химическое явление – это превращение веществ, в результате которого образуется одно или несколько новых веществ.Запись в тетрадь.
Химические явления происходят в условиях нагревания веществ, при действии на них электрическим током, сильным давлением и др..
Какие примеры химических явлений можете привести вы?
(получение металлов из руд, дубление кожи и т. д.)
Где происходят химические явления? В окружающей природе.
Так же химические реакции протекают в живых организмах. Благодаря им организмы живут, питаются, движутся, растут.
Видеоролик о химических явлениях.
Вывод.
В результате физического явления новое вещество не образуется, меняется только агрегатное состояние или форма вещества. В результате химического явления образуется одно или несколько новых веществ.
Физминутка с человечком.
Закрепление.Проверь себя.
Разделить по столбикам.
Рефлексия. Смайлик.
Оценки за урок.
Итоги урока.
Дополнение: опрос на доске.
Заполнение схемы 5.
Физические явления |
Химические явления |
Сходство |
|
происходят какие-либо изменения |
|
Различия |
|
Может изменяться: агрегатное состояние вещества; форма тела; местоположение тела и др. физические характеристики, но не изменяется само вещество |
Изменяется само вещество |
1 вариант (выберите правильное утверждение)
-
Тела живой природы образованы неорганическими веществами.
-
Вещество, состоящее из атомов одного элемента, называют простым.
-
Вещество, состоящее из атомов разных элементов, называют органическими.
-
Тела неживой природы образованы неорганическими веществами.
-
Белки, жиры, углеводы – это органические вещества.
-
Вода – это простое вещество.
-
Кислород, азот, водород – это неорганические вещества.
-
Озон – это простое вещество.
-
Изменение формы, размеров и объема тела называют диффузией.
-
Молекулы постоянно находятся в движении.
2 вариант (тест)
1. Вещество – это:
а) капля росы
б) мяч
в) вода
2. Твердые тела способны:
а) сохранять форму
б) сохранять объем
в) сохранять и форму, и объем
3. Жидкости способны:
а) сохранять форму и объем
б) сохранять объем
в) сохранять форму
4. Изменения формы, размеров и объема тела называют:
а) упругостью
б) деформацией
в) пластичностью
5. Свойство тела изменять форму и объем под действием других тел восстанавливать их после прекращения действия, называют:
а) деформацией
б) упругостью
в) пластичностью
6. Вещество, состоящее из атомов одного элемента, называют:
а) сложным
б) простым
в) органическим
7. Тела неживой природы образованы веществами:
а) простыми
б) неорганическими
в) сложными
8. Вещество, состоящее из атомов разных элементов, называют:
а) органическим
б) неорганическим
в) сложным
Информационный лист.
Тема : В мире физических и химических явлений.
Цель: Продолжить изучать тему строение и свойства вещества.
Физическое явление – это изменение состояния или формы вещества.(Запись в тетрадь).
Химическое явление – это превращение веществ, в результате которого образуется одно или несколько новых веществ.
Вывод: Физические и химические явления очень разнообразны и имеют огромное значение для человека.
Физические явления |
Химические явления |
Сходство |
|
происходят какие-либо изменения |
|
Различия |
|
Может изменяться: агрегатное состояние вещества; форма тела; местоположение тела и др. физические характеристики, но не изменяется само вещество |
Изменяется само вещество |