УДК 37.047
Инновационные подходы к организации профессиональной ориентации
обучающихся в условиях нестабильной социально-экономической ситуации
Ю.С. Иванова,
ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
В статье обозначены основные инновационные подходы к организации профессиональной ориентации обучающихся в условиях нестабильной социально-экономической ситуации. Также определены основные задачи организации профориентационной работы в современных социальных и экономических условиях страны. Авторами описаны активизирующие технологии профориентации и примеры их использования в школе.
Ключевые слова: Профессиональная ориентация, система профориентационной работы, технологии профориентации.
Innovative approaches to vocational guidance
enrolled in an unstable socio-economic situation
Omsk State Pedagogical University
The article outlines the key innovative approaches to the organization of vocational guidance for students in an unstable socio-economic situation. Also identifies the main objectives of the organization of vocational guidance work in modern social and economic conditions of the country. The authors described activating technology guidance and examples of their use in the school.
Keywords: Professional orientation, the system of vocational guidance, vocational guidance technology.
Профессиональная ориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию обучающимся помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внеклассную работу с учащимися [2].
Профессиональная ориентация решает следующие задачи:
— создание условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении и активной адаптации на рынке труда,
— помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей,
— определение реальных возможностей в освоении той или иной профессии.
На современном этапе развития система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Состояние подготовленности учащихся образовательных учреждений к профессиональному выбору практически во всех исследованиях последних лет характеризуется как недостаточное и требующее более активной профориентационной работы со стороны школы. Сегодня в обществе готовность выпускников к профессиональному самоопределению служит своеобразным показателем качества предоставляемых школой услуг.
Система профориентационной работы в школе – это целостная, структурированная и в то же время динамичная система, состоящая из отдельных элементов, которые тесно связаны между собой: это различные формы и методы профориентационной работы, применяемые на разных ступенях обучения, учитывающие возрастные особенности учащихся [2].
Часто школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным. Поступая в вуз, мало кто из абитуриентов имеет ясное понимание того, что представляет собой выбранная им профессия, и где он будет работать после окончания вуза. Таким образом, профориентация является важным компонентом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Важно помнить, что организация работы по профессиональной ориентации обучающихся наиболее эффективна в совокупности деятельности всего педагогического коллектива: классный руководитель, учителя-предметники, психолог, библиотекарь, родители.
Для организации профориентационной работы с детьми классный руководитель может использовать различные формы, методы и средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников:
— индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
— психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;
— проектирование индивидуальной образовательной траектории, моделирование вариантов профильного обучения,
— анализ собственных достижений, составление портфолио;
— организация посещения учащимися Ярмарки учебных мест, дней открытых дверей в вузах, встречи учащихся с выпускниками школы — студентами.
Учитель-предметник способствует развитию познавательного интереса, через профориентационную направленность уроков.
Библиотекарь способствует просвещению обучающихся, подбирая литературу для учителей и учащихся, организуя выставки книг о профессиях, обобщая и систематизируя методические материалы по профориентации.
Школьный психолог изучает профессиональные интересы и склонности учащихся, осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; проводит тренинги по профориентации учащихся, беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора, психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки, оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся; создает базу данных по профессиональной диагностике.
При организации работы с родителями используются различные формы и методы работы:
— приглашение родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлечение их для работы руководителями кружков;
— проведение родительских собраний, лекториев для родителей, индивидуальных бесед, анкетирования родителей учащихся;
— помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.
Важную роль в системе профориентации, в условиях нестабильной социально-экономической ситуации, играют инновационные подходы к ее осуществлению.
Так профориентация молодежи в западных странах сегодня основана на системной модели. Профориентация и трудоустройство молодежи рассматриваются как основные части единого комплекса, включающего профинформацию, профконсультирование и предоставление рекомендаций, профессиональный отбор и профподбор, первоначальное трудоустройство и последующие меры по адаптации к трудовой деятельности, что в целом обозначается термином «переходные услуги» [1].
Несмотря на различия концептуальных подходов к организационному построению профориентационной работы, общим для всех развитых стран является то, что различные институты системы образования вместе с сетью государственных и частных агентств составляют главные элементы организационной структуры профориентации и трудоустройства молодежи.
Нужно создавать пространство профессиональных проб и диалога, где работодатели будут предлагать школьнику и студенту те задачи, кейсы, ценности, которые важны для них; учебное заведение будет отвечать на вопрос, как при помощи образовательных программ у них появятся компетенции, дающие доход и перспективы; а школьники научатся отбирать то, что является для них знаковым — работу, профессию, образование. В Европе многие годы проходят чемпионаты и целые шоу профессионалов, призванные сориентировать школьников в огромном мире профессий.
В Союзе предпринимателей России также пришли к выводу, что участие работодателей в образовательном процессе необходимо, начиная со школы. Самое главное — индивидуальный подход к ребенку. В настоящее время разработана комплексная методика профессиональной диагностики, исходя из ее результатов, определяется мотивация, способности, личностный тип ребенка. Происходит внедрение технологи «личный жизненный план», когда школьник четко ставит перед собой цели и понимает, что это такое. Сегодня работодатели хотят такого молодого специалиста, который начнет работать и давать отдачу, заниматься переподготовкой они не могут. Такие мероприятия, как полигон профессиональных проб, должны быть одной из постоянных форм профориентации. Если их регулярно проводить, есть надежда, что выбор школьников будет более осознанный и целенаправленный.
Анализ работы показал, что любые разовые мероприятия, как бы они хороши не были, большого эффекта не приносят. Нужна целенаправленная система. Вся работа должна проводиться в тесном взаимодействии с образовательными учреждениями, властными структурами, родительской общественностью и представителями бизнеса. Для этого важнейшим фактором поддержки старшеклассников в определении их с выбором профессии является организация профессионально-ориентирующей и развивающей среды [3].
К основным компонентам профориентационно-развивающей среды могут быть отнесены:
— постоянная экспозиция, представляющая региональные промышленные предприятия и профессиональные образовательные учреждения технического профиля;
— временные тематические экспозиции, приуроченные к определенным датам, юбилеям, а также посвященные различным проблемам науки и техники;
— меняющаяся экспозиция научно-технического творчества учащихся;
— информационно-ресурсный отдел, аккумулирующий научно-техническую информацию, представленную на различных носителях;
— кабинет профдиагностики и профконсультирования старшеклассников и родителей;
— портал в Интернете;
— издательский отдел;
— мастерская технического моделирования;
— методический кабинет для работы с педагогами и специалистами [3].
В российских школах внедряется новая педагогическая технология – тьюторское сопровождение учащихся в выборе профессии. Этой технологии могут обучиться при желании и применять на практике учителя-предметники, классные руководители, педагоги-психологи. Однако надо понимать, что «тьютор» это не классный руководитель. Этимология слова «тьютор» связана с понятиями – «защитник», «покровитель». Это педагог, который собирает вокруг себя детей возможно из разных классов и организует тьюторские часы, кружки по интересам, беседы, которые помогают учащимся определиться с выбором будущей профессии.
Содержание психолого-педагогической деятельности, направленной на профессиональное ориентирование молодежи предполагает использование так называемых активизирующих методик технологии профориентации – это специальный набор активизирующих форм, методов, способов, приемов, используемых в целях выбора старшеклассником вида профессиональной деятельности, системно используемых в работе профконсультантов [4, c. 89]. Активизирующая технология во многом близка к игровой, но имеет и свои особенности. Молодые люди при использовании данных методик проявляют наибольший интерес, поскольку им предоставлена возможность показать свои способности, другими словами, «примерить» на себя определенные виды профессиональной деятельности.
Ниже представлен краткий обзор некоторых групп активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения: [4, с. 17-19].
1) Профориентационные игры с классом — рассчитаны на реальные условия работы в школе: проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы.
2) Игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой);
3) Карточные профконсультационные методики:
а) информационно-поисковые системы — ИПС («профессьянсы», внешне напоминающие раскладывание «пасьянсов», когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий);
б) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где ученик, преодолевая по специальным правилам различные игровые трудности, часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей.
4) Настольные карточные игры эффективны при использовании их профконсультантом во внеурочной работе, на базе психологического центра.
5) Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее «игра в тесты», т.к. главная цель — заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся скучными, а в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка.
6) Ценностно-смысловые опросники — главный акцент в них делается на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения.
Таким образом, современные профориентационные технологии направлены на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагают не только формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив. Используя данные технологии, профконсультант должен помочь человеку действовать более эффективно и уверенно, что особенно важно в условиях современного общества.
Библиографический список
1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. — 304 с.
2. Крюкова, Е.П. Методы и формы профориентационной работы в школе. – Омск: «ООЦПО», 2007. – 316 с.
3. Мучински, П. Психология, профессия, карьера. СПб.: Питер, 2004. – 539 с.
4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2005. – 216 с.