Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с миром природы «Путешествие по экологической тропе»

МДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 50

Конспект образовательной деятельности

в старшей группе

по ознакомлению с миром природы

«Путешествие по экологической тропе»

Воспитатель I кв.категории: Лимасова Н.М.

2017г.

Задачи

Образовательные:

Расширить представления детей о многообразии мира растений, находящихся на территории детского сада, о сезонных изменениях в природе.

Развивающие:

Способствовать развитию связной речи.

Развивать интерес к миру природы, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Развивать творческую активность, любознательность, эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Предварительная работа: Чтение произведений о природе. Наблюдения за растениями на прогулке. Труд детей на огороде (посев семян овощей, прополка, полив растений, сбор урожая овощей). Беседы: «Деревья наши друзья», «Цветут садовые цветы». Дидактические игры («Четвертый лишний», «Кто быстрей найдет дерево»).

Оборудование: объекты природы на участке детского сада: клумба, кустарники, огород.

Ход ООД

Воспитатель — Ребята я приглашаю вас на прогулку по экологической тропе детского сада, ведь у нас очень много интересных уголков, узнаете ли вы их. Смотрите внимательно на экран. Это карта – схема экологической тропы, по которой мы с вами сегодня пойдем. Стрелочка показывает на цветок. Что это обозначает кто догадался? Правильно первая остановка – клумба.

Дети что это?

Дети — Это цветы.

Как называются цветы, которые растут в саду?

Где высаживают садовые цветы?

Дети — На клумбах.

Воспитатель — Для чего предназначены садовые цветы?

Дети — Для украшения улиц городов, поселков, детских садов.

Воспитатель — Назовите садовые цветы, которые растут у нас на клумбах.

Дети — Тюльпаны, нарциссы, петунья, циннии, бархатцы, ромашки, флоксы, пионы.

Как называется профессия человека, который выращивает цветы?

Цветовод знает все о цветах, когда их высаживать на клумбу, как за ними ухаживать, какие цветы однолетние, какие многолетние. Давайте и мы с вами немного побудем цветоводами.

Игра «Составь цветок из частей» Дети на доске выкладывают цветок-корень, стебель, листья, цветок и называют из чего он состоит.

Воспитатель. Чем похожи цветы друг на друга?

Чем они отличаются?

О цветах много сложено песен, поэты сочиняют стихи о них, а мы расскажем сказки о цветах, которые сами придумали.

Ребята посмотрите на экран. Что это за цветы расскажите сказку о них.

«Как цветы поспорили»

«Жили- были на клумбе цветы. Вот однажды заспорили они кто из них самый красивый. Я, сказала петунья, я самая красивая, я расцветаю в июне и цвету до самых морозов. Лепестки у меня нежные и ароматные.

Нет я, сказала цинния. Я самая высокая на клумбе, стебель у меня крепкий и прямой, и в цветке много лепестков.

Только бархатцы сидели тихо и молчали, они знали пусть они не очень красивы, но зато полезны, своим запахом они отпугивают вредных насекомых и остальные цветы благодарны им за это. Вот так».

Воспитатель — Что это за цветы?

«Тюльпан и нарцисс»

«Наступила весна. Стало ярко светить солнце. Тюльпан и нарцисс решили выглянуть наружу и посмотреть, что там происходит вокруг. Увидели они яркое солнце, услышали щебетанье птиц, снег уже растаял. Обрадовались они и стали звать своих друзей. Выходите поскорей, хватит вам спать весна уже наступила. Повыскакивали тюльпаны и нарциссы из своих луковиц и ну давай со всеми здороваться. Здравствуй солнышко, здравствуй теплый ветерок, здравствуйте все вокруг».

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если я и если ты

Если мы сорвем цветы,

То не будет красоты

И не будет доброты!

Воспитатель. О чем это стихотворение?

Дети. Цветы нельзя рвать на клумбе, на лугу и в лесу ими нужно любоваться.

Воспитатель. Давайте мы с вами встанем, представим, что идем по нашей тропе.

Физкультурная – минутка.

По дорожке мы идем (Дети идут по друг за другом)

Не спешим, не отстаем

Мы шагаем дружно (Идем высоко, поднимая колени)

Нам ведь это нужно.

Сколько видим мы (Разводим руками в стороны)

Цветов вокруг.

Ирис, мальва, георгин,

Петунья, цинния, нарцисс,

Бархатцы, ромашка, василек, (Загибаем поочередно пальцы на руках)

И тюльпанчик наш дружок.

К небу руки протянули (Поднимаем руки, вдыхаем)

Аромат цветов вдохнули.

Как приятно и красиво (Посылаем воздушные поцелуи)

Детский сад наш просто диво.

Воспитатель- Посмотрите на экран, вы догадались какая следующая у нас остановка? Ребята, не только цветы сажают для украшения детских садов, поселков, городов, но и кустарники.

Какие бывают кустарники?

Чем отличаются кустарник от дерева?

Какие кустарники растут на территории детского сада? «Сирень, смородина черная и красная».

Я хочу вам рассказать о калине. Это ветвистый кустарник с серовато-бурой корой. Листья калины неровные, с зубчиками по краям, темно-зеленого цвета. В конце мая калина зацветает. Небольшие цветы собраны в соцветия, похожие на зонтик.

В старину калину называли «свадебным деревцем». Ее белыми цветущими ветками украшали свадебные столы. Невесты дарили женихам полотенца и салфетки с вышитыми на них листьями и гроздьями калины.

Ягоды калины ярко красного цвета, округлые, внутри с маленькой косточкой. Калина -неприхотливый кустарник. Не боится ни морозной зимы, ни летнего зноя, но любит расти по берегам речек, озер, где много влаги. И на территории детского сада растет куст калины. Очень красива калина осенью, когда ее листья становятся ярко — оранжевого цвета. В ягодах калины содержится много полезных веществ «сахар, витамин с, растительные масла». Хозяйки готовят из ягод калины мармелад, пастилу, кисель, протирают свежую калину с сахаром. Полезными свойствами обладают цветы калины, ее кора и корни. Настой из цветов пьют при аллергии, отвар из коры при простудах. Вот какая она калина.

Как в старину называли калину?

Как выглядят ягоды, опишите их?

Что готовят из калины хозяйки?

Какими полезными свойствами обладает калина?

А сейчас поиграем в игру «Четвертый лишний».

Слушайте меня внимательно.

Смородина, малина, калина, береза.

Дуб, ель, тополь, сирень.

Облепиха, шиповник, жасмин, бархатцы.

Петунья, георгин, цинния, бабочка.

Помидор, огурец, кабачок, яблоня.

Прогулка наша продолжается.

Что это ребята вы узнали?

Правильно это наш огород.

Физкультурная минутка.

В огород сейчас пойдем

И лопатки все возьмем

Мы вскопаем грядки

Дружные ребятки.

Осторожно рассаду овощей сажаем

Стебелек мы не ломаем, корень прижимаем.

Чтобы вырос урожай

Грядки лучше поливай.

Один, два, три, четыре, пять

Сорняков не сосчитать.

Сорняки мы все срываем

И садимся отдыхаем.

Какое время года вы видите на экране? Когда созревают овощи на огороде? Скажите дети для чего людям овощи? А вы знаете, кто еще кроме людей помогает овощам расти?

Солнце дает растениям свет. Почва кормит растение, в ней находятся корни. Дождевые черви рыхлят почву, дают корням дышать. Дождь поливает растения. Птицы скворцы, синицы уничтожают гусениц. Пчелы, шмели опыляют растения. Божьи коровки уничтожают тлю.

Воспитатель. Загадаем мы загадки что у нас растет на грядке. «Дети загадывают загадки»

Я-и свежий и соленый.

Весь пупырчатый, зеленый.

Не забудь меня дружок

Запасай здоровье впрок. «Огурец»

Огородная краля

Скрылась в подвале,

Ярко – желтая на цвет,

А коса-то, как букет.

Красный детки, но не мак.

В огороде не бурак.

Сочный лакомый синьор.

Угадали?

В огороде желтый мяч.

Только не бежит он вскачь.

Он как полная луна

Вкусные в нем семена «Тыква»

В зеленой палатке

Колобки спят сладко.

Много круглых крошек!

Что это? «горошек»

Дети, а вы знаете, какие у овощей съедобные части, а какие несъедобные? Мы сейчас поиграем в игру «Вершки и корешки». В красную корзину кладем (вершки) т.е. верхнюю съедобную часть овоща, а в синюю, корешки. Дети делятся на две команды и собирают муляжи овощей в корзины.

Ребята мы идем с вами дальше. Отгадайте мою загадку.

Между веток новый дом,

Нет двери в доме том

Только круглое окошко.

Не пролезет даже кошка.

Дети вы отгадали загадку? Что такое скворечник? Откуда он взялся? Для чего люди развесили скворечники около огорода? Когда скворцы прилетают?

Давайте вспомним, что мы знаем об этой птице?

Скворец за морем жил зимой

Теперь вернулся он домой.

И рано утром в тишине

Запел о солнце о весне.

Когда скворцы прилетают они начинают петь около своих скворечников. Поют только самцы. Они чистят скворечник выбрасывают прошлогоднее гнездо и мусор, а затем строят новое. Гнездом занимается только скворчиха, а скворец приносит ей сухую траву, соломку, веточки, перья. Кладка яиц начинается в конце апреля. Яички днем насиживают самец и самка, а ночью только самка. А самцы собираются в стаи и ночуют где ни будь в густых зарослях кустарника.

-Это что за молодец?

Черный маленький скворец.

Он по огороду ходит

Червяков в земле находит

У нас в скворечнике живет

Прилетает каждый год.

Он заботливый отец,

Этот черненький скворец.

Слышите, пищат птенцы

Скоро вырастут скворцы.

Скворцы большие друзья человека, они уничтожают большое количество вредителей садов и огородов.

Вы хотите послушать, как поет скворец? «Включаем запись песни скворца»

Дети вам понравилась наша необычная прогулка?

Где мы свами побывали сегодня?

Ребята скажите какие правила нужно запомнить, чтобы сохранить природу которая нас окружает?

Дети: нельзя рвать цветы на клумбе. Ломать кусты и деревья. Нужно помогать птицам, строить скворечники. Любить природу, которая нас окружает.

Наша земля-это шар голубой

Где посчастливилось-жить нам с тобой

Реки и горы, леса и моря.

Все подарила нам наша земля

Помните, взрослые, помните дети,

Мы родились на прекрасной планете

Чтоб красоту на века сохранить

Надо природу беречь и любить.

7

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся