Воспитание экологической этики у учащихся среднего звена в художественной и научно – популярной литературе

ТЕМА: «Воспитание экологической этики у учащихся среднего звена в художественной и научно – популярной литературе»

Проектно — исследовательская работа по экологии

Токаревой Елены Борисовны

Школы № 814 УК № 3 г. Москва

Содержание

Глава 1. Пояснительная записка 1.1 Сведения о проекте 1.2 Актуальность темы проекта 1.3 Постановка проблемы, темы, гипотезы, целей и задач. 1.4 План – календарь работы над проектом. Этапы. Деятельность. Сроки Глава 2. Основная часть 1. Экологическая этика личности: постижение смысла

2. Семья, школа и учреждения дополнительного образования: воспитательный потенциал и его реализация.

3. Анализ научно-популярной и художественной литературы как метод экологического воспитания. 2.1 Этапы работы 2.2 Экология – наука о доме 2.3 Обзор художественной и научно – популярной литературы. Заключение Список литературы

Глава 1. Пояснительная записка

1.1 Сведения о проекте

Предмет: Экологическое воспитание

Тип проекта: информационный.

Класс: 7

Время работы над проектом: сентябрь 2017 – апрель 2018 года.

Вид проекта: комплексный, включающий информационную, познавательную и исследовательскую составляющие.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

Цель проекта: Воспитание экологической культуры посредством художественной и научно – популярной литературы;

Способы обработки информации: анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы;

Результаты информационного поиска: творческие работы детей: биографии, стихи, статьи и фотографии, очерки;

Продукт: иллюстрированный журнал.

Проект направлен на осуществление межпредметных связей с литературой.

Аннотация: Информационный проект изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Проект направлен на развитие информационной, мыслительной и коммуникационной компетентностей учащихся.

Мотивация к работе над проектом: получение дополнительных знаний по объектам исследования, экологическое воспитание подростков.

Объекты исследования: русская и зарубежная литература, научно – популярная литература.

Предмет исследования: Взаимосвязь человека и природы.

Общеучебные и исследовательские умения, и навыки, формируемые в ходе работы над проектом:

— умения выбирать цель, формулировать гипотезу и задачи, планировать пути достижения, анализировать полученные результаты;

— умения собирать, анализировать информацию из различных источников;

— уметь проводить поиск информации через Интернет — ресурсы;

— уметь доказывать или опровергать гипотезу;

— оформлять результаты работы определенным способом.

1.2 Актуальность темы проекта

В 2010 году Президент Российской Федерации Д.А. Медведев поручил Правительству ввести обязательный учебный курс по предмету «Экология» в рамках школьного образования: « Я согласен, что бороться нужно с экологической безграмотностью и безразличием. Если экология не станет одним из курсов, которые преподаются в школе, то нормального экологического сознания у людей точно не будет».

Современная экология – это наука, познающая основы устойчивости жизни на всех уровнях её организации. Экология является научной основой грамотных взаимоотношений общества и природы, рационального использования природных богатств, и тем самым – поддержания на Земле человечества. Используя её законы, человечество может найти пути не только выживания, но и дальнейшего процветания на планете.

Сегодня проблемы экологии важны не только для отдельных территорий и стран – это проблема всего населения Земли. Изучение проблем экологии помогает людям научиться экологически мыслить, обрести экологическое самосознание, чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы, оценивать причины неблагоприятной экологической обстановки и принимать меры для исправления экологических ошибок, а также тяжёлых экологических болезней.

В настоящее время необходимо говорить об экологическом воспитании, как социально необходимого нравственного качества личности.

1.3 Постановка проблемы, темы, гипотезы, целей и задач.

Тема: «Воспитание экологической этики в художественной и научно–популярной литературе»

Проблема: экологические проблемы в природопользовании, недостаточное экологическое воспитание подростков.

Гипотеза: Организованная работа в микрогруппе, направленная на анализ российского и мирового опыта рассмотрения экологии, отражённого в художественной и научно – популярной литературе, позволяет проводить эффективное экологическое воспитание среди учащихся 7 классов с выходом на проблематику профориентации.

Цель: посредством проектной исследовательской работы в микрогруппе, провести экологическое воспитание учащихся 7 классов на основе анализа художественной и научно-популярной литературы, с акцентом на осознании себя частью природы, личной ответственности, нравственности и морали.

Задачи:

1. Отобрать необходимые для исследования хдожественные произведения и иные печатные материалы посредством обсуждения заявленной тематики в рамках микрогруппы под контролем руководителя.

2. Изучить отобранную литературу;

3. Выявить, проанализировать и проработать в микрогруппе экологические аспекты в изученных материалах;

4. Показать нравственную позицию авторов и героев произведений к природе;

5. Дать оценку изученному материалу;

6. Дать своё отношение к вопросам экологии и видения себя в окружающем мире.

7. Оценить сферы применения полученных знаний в контексте профориентации.

— предметные задачи: развивать представление о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой; ознакомиться с теоретическими материалами по данной проблеме;

— метапредметные задачи: анализировать жизненные ситуации как экологические; сформировать умения выявлять экологические связи;

— личностные задачи: сформировать готовность к природоохранной и созидательной деятельности, негативной оценки нарушений правил поведения против природы; воспитывать ценностное отношение к многообразию природы.

Методы работы.

1. Подбор литературы;

2. Изучение отобранной литературы;

3. Анализ материала;

4. Работа над созданием журнала.

1.4 План – календарь работы над проектом

Этапы. Деятельность. Сроки

Определение формы представления результатов проекта

Выбор темы и формы представления результатов: создание журнала.

Сентябрь 2017 года

Обсуждение плана работы

Формулирование гипотезы, постановка целей и задач проекта. Отбор необходимой литературы по теме проекта. Составление плана работы. Определение необходимых умений и навыков, которые надо приобрести для выполнения данного проекта.

Октябрь 2017 года

Информационно — исследовательский

Изучение художественной и научно – популярной литературы по данной теме;

Анализ экологических ситуаций в различных литературных источниках;

Знакомство с экологическими проблемами современного общества;

Подбор материалов для создания журнала;

Осмысление информации, подготовка и сбор материала (работ учащихся) для создания продукта (журнала),

Ноябрь 2017 года

Декабрь 2017 года

Январь 2018 года

Заключительный

Анализ и систематизация полученной информации, отбор материала, подготовленного учащимися, для журнала.

Работа над журналом.

Февраль 2018 года

Март 2018 года

Итоговый

Защита проекта

Апрель 2018 года

Глава 2. Основная часть

1. Экологическая этика личности: постижение смысла

2. Семья, школа и учреждения дополнительного образования: воспитательный потенциал и его реализация.

3. Анализ научно-популярной и художественной литературы как метод экологического воспитания.

1. Экологическая этика личности: постижение смысла.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести к равновесию, балансу деятельность человека с экологическими законами жизни. Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат жизненные ценности, которые в свою очередь покоятся на фундаменте абсолютных, вечных или, как сейчас говорят, общечеловеческих ценностей. Сделать эти ценности достоянием личности – задача воспитания. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, людям. Ухудшение экологической ситуации в стране, стремление взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду, не заботясь об ущербе наносимом природе и обществу, незнание и несоблюдение правовых норм, крайняя заниженность нравственных ценностей, — служит показателем крайне низкой общей и собственно экологической культуры взаимоотношений с окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях – добре, эмпатии, самоограничении, созидании.

В русле традиций российской педагогической культуры под воспитанием вообще и экологическим в частности имеется в виду более широкая категория по сравнению с экологическим образованием. Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определённым объёмом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональную, а не на рациональную сторону взаимоотношений. Воспитание экологической этики должно рассматривается как единая система отношений: отношение человека к себе, к знанию, к другому человеку, к природе.

Человека, наделённого экологической культурой, отличает умение достигать гармонии со своим как внутренним, так и внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счёт специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Возрастные индивидуальные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обусловливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром.

А ведь окружающий детей мир чрезвычайно разнообразен и многолик. Это не только природный и социальный мир, но и мир искусства, информатики и техники, мир вещей, слов, мимики и жестов и, наконец, внутренний мир самого ребёнка. И с каждым из этих миров ребёнку необходимо установить такие отношения, которые позволили бы ему жить в гармонии с ним. Иногда эти отношения стихийны, и тогда ребёнок получает уроки, которые преподносит ему жизнь, преодолевая собственные ошибки. Но чаще всего взрослые – родители, педагоги – пытаются передать детям свой жизненный опыт, тем самым, способствуя накоплению у детей позитивных взаимоотношений с другими людьми, природой. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребёнок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Однако зачастую опыт старшего поколения основывается на экологических ценностях, не отвечающих современным требованиям. Ведь многие поколения воспитаны в духе потребления, в духе «царей» природы. Далеко не всегда совпадают вкусы детей и родителей или педагогов в восприятии музыки, моды, изобразительного и театрального искусства. Вместе с тем многие наши дети уже лучше взрослых осведомлены в вопросах компьютерной, аудио и видеотехники. Отсюда во взаимоотношениях с подрастающим поколением по вопросам освоения окружающего мира авторитаризм, педагогическое руководство в его классическом понимании неуместен. Более правильным и рациональным становится подшефное сопровождение (ненавязчивый совет, аргументация доводов), которое позволяет усваивать новые формы взаимоотношений с природой и социумом, направленные на постепенное вытеснение потребительского отношения пониманием того, что окружающий Мир – объект постоянной заботы людей и что за его благополучие каждый несёт персональную ответственность.

2. Семья, школа и учреждения дополнительного образования: воспитательный потенциал и его реализация.

Такие социальные институты как семья, школа и система дополнительного образования в современных условиях выносят на себе основную нагрузку по экологическому воспитанию детей, приобщая их к новой культуре взаимоотношений со средой обитания, формируя потребности, развивая чувства отзывчивости и сопереживания в детях, привлекая их к практическому участию в решении экологических проблем. Этому служит преодоление в их сознании экокультурного перекоса о приоритете человека над природой и привитие нового видения мира, нового мироощущения, при котором и человек, и природа воспринимались бы в тесной связи и зависимости друг от друга. Таким образом, главный вектор воспитания экологической культуры направлен не на то, чтобы взять у природы все её богатства, а на формирование сознания, при котором человек одновременно ощущал бы себя и садовником, и рачительным хозяином. В какой мере родителям и педагогам удаётся продвинуть сознание детей в этом направлении, таков и воспитательный эффект.

В этом отношении наибольший воспитательный потенциал заключает в себе семья. Образ и стиль жизни, межличностные отношения и психологический климат, наличие совместной, значимой для всех её членов деятельности, режим, культура питания и отдыха, всё это вместе взятое, способно оказать решающее влияние на развитие личности ребёнка и в значительной степени сформировать его мировоззрение. Однако реализация этого потенциала сдерживается объективными обстоятельствами общественной жизни и частной ситуацией в семье. Так, например, существенным фактором, ограничивающим возможности использования потенциала института семьи в экологическом воспитании детей, является низкая экологическая культура самих родителей.

Вместе с тем, данные социологического обследования говорят о том, что именно семье, родителям принадлежит заслуга в том, что сказки, стихи, литература о природе по-прежнему сохраняют за собой ведущее место в реальном круге чтения детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Ребята этого возраста называют множество русских и зарубежных классических произведений этого жанра, но уже в раннем подростковом возрасте этот круг чтения резко сужается, а интерес к книге в целом стремительно падает.

Процесс совместного времяпровождения — прогулки в парк, лес, загородные поездки, туристические походы, участие в сельскохозяйственных работах – это время духовного сближение родителей с детьми, рождение общих интересов и увлечений, формирование убеждений. Конечно, здесь имеет значение и личный пример родителей – круг их интересов, культура проведения семейных праздников, поддержание семейных традиций.

К сожалению, в современных условиях семейное воспитание несёт значительные потери в связи с крайне неустойчивой социально-экономической ситуацией в стране, вынуждающей родителей переключить усилия на создание материального фона семьи, как условия её выживания.

И всё-таки, семья – важная жизненная цепочка, в которой экологические знания, приобретённые ребёнком сначала в детском саду, а потом и в школе, его первые представления о природе и окружающей среде объединяются с практикой повседневной жизни. Экологическое образование и воспитание детей состоит в обучении принципам жизни в новом тысячелетии, дети должны понять, что охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна. Человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может.

В отличие от семьи, экологическое образование и воспитание в школе возложено на профессиональных педагогов. В экологическом образовании детей, школа, особенно городская, выносит на себе основной груз не только из-за того, что подавляющее число учащихся получает в ней образование, но и потому, что в настоящее время город и городская среда – наиболее мощные импульсы, определяющие жизнь современных людей, характер их взаимоотношений с природой.

Практика экологического воспитания в школе показывает, что основной упор в нём делается на усвоении экологических знаний в процессе изучения биологии, географии, химии. В рамках конкретного урока, той экологической информации, которую получают дети, явно недостаточно, чтобы перестроить сознание детей. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», и учитель, раскрывая деткам мир природы, знакомя их с нуждами окружающей среды, может открыть и укрепить в детях такие высокие моральные качества, как доброта, любовь, милосердие, забота, чуткость. Важнейшая задача родителей, воспитателей, учителей – научить ребёнка любить жизнь, природу, людей, себя. Активно познавать мир, в который пришёл. Воспитание у ребенка уважения и любви к себе самому, к людям, к миру природы начинается  в семье и в дошкольном учреждении. Именно начиная с дошкольного возраста следует привлекать детей к общей со взрослыми экологически целесообразной деятельности.

По мнению В.А. Сухомлинского: «Человек был и всегда остаётся ребёнком природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры».

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского насквозь пронизано тревогой за сохранение земли как уникальной экосистемы – одна из его заповедей, обращённых к детям, говорит: «Чтобы сорвать один цветок, необходимо вырастить десять». Основой гуманного воспитания педагог считал осознание взаимообусловленности всего живого на планете. В.А. Сухомлинский подчёркивал: рассматривая цветок или отдельный лепесток, крыло бабочки или пушинку тополя, ребёнок не должен забывать глобальную истину: природа — это единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей. Единое целое, которое является источником и сущностью нашей жизни и которое никогда, ни при каких условиях, нельзя отделить от человека. Уместно и убедительно звучит в его словах мысль М.М. Пришвина: «Каждый из нас – природа, что стала человеком». Воспитание культуры взаимодействия с природой должно начинаться с наиболее доступного для ребенка содержания: с родного дома, жилища. Именно с поведения в быту у ребенка начинают закладываться основы экологической культуры и безопасного поведения в таких значимых для жизни и здоровья сферах природопользования как питьевая вода, электрическая энергия, отходы домашнего хозяйства.

Необходимо содержание разных видов деятельности обогатить за счет экологического компонента. В основе экологического воспитания должен лежать деятельный подход, поскольку именно «деятельность строит психику ребенка». В этой связи отдается предпочтение игре, наблюдению и экспериментированию. Это возможно только при организации эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении.

Показатели культуры взаимодействия с природой можно определить следующим образом: экологические представления, интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, эмоциональное отношение к «непорядкам», оценочные суждения о явлениях окружающей среды, соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, действия и поведение, направленные на сохранение ценностей природного мира.

Для детей именно педагоги и родители являются образцом для наследования. А наследование — прямой путь к подсознанию, где и заложены врожденные задатки личности. Если ребёнок в своём ближайшем окружении будет видеть высоконравственные примеры, то, приобретя определённые знания и умения, путем наследования, познавательной деятельности и образования, сможет скорректировать своё поведение. Наставникам следует постоянно помнить, что  влиять на других можно через себя. То есть всё, собственно, сводится к одному — как жить самому.

3. Анализ научно – популярной и художественной литературы как метод экологического воспитания.

Психологи Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин отмечают, что у детей может быть сформирован познавательный интерес к изучению окружающего мира. Он включает:

— эмоциональную сторону — восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения,

— деловую готовность — возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных (вне учебных) ситуациях;

желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия);

— интеллектуальную готовность — определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.

Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания – отношения — поведения».

При этом более актуальными являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.

На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике живого у детей могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: действенная готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются, развиваться познавательный интерес.

Главным принципом отбора экологических знаний является принцип научности, который предусматривает усвоение основных экологических идей, понятий и знаний. Центральным понятием в экологии является разнообразие объектов природы и их  взаимозависимость. Природа существует только благодаря экологическому единству,  она творит и оберегает жизнь, включая её самую совершенную форму – человека. Следовательно, каждый член общества ещё от рождения должен осознать: ценностное отношение к природе является ценностным отношением к жизни. Эта главная идея должна формироваться в сознании человека от рождения и на протяжении всей жизни.

Однако, несмотря на достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся, существует проблема организации внеклассной работы с учащимися с использованием эффективных форм и методов исследовательской работы по изучению окружающего мира.

Один из методов исследования, который можно использовать в работе – это теоретический метод исследования: анализ научно-популярной и художественной литературы.

Такая работа в развитии познавательного интереса имеет огромное значение. Рассказы, поэзия, статьи в научно-популярных журналах о природе и животных, являются неотъемлемой частью экологического воспитания.

2.1 Этапы работы

1. На первом этапе была выбрана и утверждена тема проекта.

2. На втором этапе был разработан и согласован план работы над проектом.

3. На третьем этапе велась работа над теоретической и практической частью проекта. Были найдены и изучены связанные с заданной темой информационные источники. Детально прорабатывалась каждая часть исследуемого материала.

4. На четвертом этапе — систематизация полученных данных, составления журнала.

5. Итоговым этапом является защита проекта.

2.2 Экология – наука о доме

ЭКОЛОГИЯ — наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен в 1866 году Э. Геккелем. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. В середине 20 в., в связи с усилившимся воздействием человека на природу, экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов, а сам термин «экология» более широкий смысл.

Для современного общества решение экологических проблем выходит практически на первый план. Но экология, как наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей средой и другими живыми организмами, формировались не на пустом месте. Вклад учёных различных эпох и отраслей науки в развития экологии является объектом изучения многих исследователей. Бережного отношения к природе, наблюдения за закономерностями природы, последствия нарушений этих закономерностей имеет глубокие исторические корни. В русской и мировой классике широко представлены экологические проблемы.

2.3 Обзор художественной и научно – популярной литературы.

К сожалению, в современной художественной литературе для детей среднего школьного возраста немного произведений, которые могли бы лечь в основу содержания такой работы. Но классической литературы очень много и она разнообразна.

После работы с книгой, журналом, статьёй, обязательным является обсуждение прочитанного материала. Это поможет ребёнку осознать то, что он только что узнал, дать нравственную и моральную оценку, правильно сформулировать свои мысли. Развитие творческих способностей детей будет происходить за счёт создания ими своих собственных работ: очерков, рисунков, стихов, фотографий.

Работа по воспитанию этического отношения к природе и эстетического её восприятия должна проходить постоянно.

Список художественной литературы:

1. Виталий Валентинович Бианки (аудиокнига)

2. Михаил Михайлович Пришвин (аудиокнига)

3. Владимир Клавдиевич Арсеньев (аудиокнига)

4. Николай Иванович Сладков (аудиокнига)

5. Константин Алексеевич Коровин «О животных и людях». Книга вышла в 2010 году. Константин Алексеевич Коровин – замечательный русский художник, добрый и внимательный человек, превосходный рассказчик. В книгу вошли некоторые его рассказы о людях и животных.

Современные писатели:

6. Василий Львович Токмаков («Приходи и будь другом»)

7. Семён Климович Устинов («Как живёшь, Медвежонок?»)

8. Николай Николаевич Красильников («Волшебная верёвочка»)

9. Николай Николаевич Дроздов

Зарубежная литература:

10. Джек Лондон (аудиокнига)

11. Эрнест Сетон–Томпсон (аудиокнига)

12. Джеральд Малкольм Даррелл

13. Бернгард Гржимек

14. Джеймс Хэрриот

Поэзия:

15. Владимир Алексеевич Солоухин

16. Сергей Александрович Есенин

17. Александр Яковлевич Яшин

18. Фёдор Иванович Тютчев

19. Александр Сергеевич Пушкин

Научно – популярная литература:

Журналы:

«Экология и жизнь», «Юный натуралист», «Любимец» и «Друг», «Лазурь», «Свирель» и «GEOлёнок».

А ещё я посоветовала бы журнал «Божий Мир». Учредителем этого журнала является Российский детский фонд. В каждом номере журнала публикуются замечательные рассказы о природе и животных. Маленькие заметки об удивительных вещах нашей повседневной жизни: о ласточках в метро, о музее, в котором собраны детские рисунки со всего мира, сказки. Журнал замечателен тем, что учит любви, ответственности, умению заботиться о ближних, бережному отношению к окружающему миру.

Этот список литературы, который, безусловно, может быть расширен, я бы рекомендовала для работы с детьми в школе. И, конечно, педагоги должны постоянно проводить работу с родителями. Нужно донести до сознания родителей, что им нельзя терять эмоциональную связь с детьми. Совместное чтение книг и обсуждение прочитанного, прогулки и беседы об увиденном, воспитание и забота о домашних питомцах и растениях – всё это будет сближать и укреплять связь между родителями и ребёнком.

Заключение:

Этой проектно — исследовательской работой я пыталась обратить внимание:

1. На актуальность темы. На то, что наиболее существенным моментом в воспитании экологической этики у детей является перевод их сознания на другой уровень – из природопотребительской в природосберегающую на примерах художественной и научно – популярной литературы.

2. На проблему, которую необходимо решать всем вместе – и педагогам и родителям. Это преодоление в сознании детей экокультурного перекоса о приоритете человека над природой и привитие нового видения мира, нового мироощущения, при котором и человек, и природа воспринимались бы в тесной связи и зависимости друг от друга.

В природе всё связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: землёй, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем, кто любит её, терпеливо наблюдает и бережно, с уважением относится к ней. Самых маленьких детей уже нужно учить вести себя так, чтобы они не могли навредить природе. А если наши дети смогут научиться останавливать тех, кто наносит вред окружающей среде, то это будет очень большим и правильным делом.

А.Н. Захлебный считает, что целью экологического воспитания являются формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности, формирование экологической культуры.

И.Т. Суравегина определяет цель экологического воспитания как «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления». Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности.

Экология развивается на природоведческих условиях, вбирает новейшие достижения точных наук – математики, физики, химии, обогащая их, в свою очередь, представлениями о единстве, взаимосвязи живого и неживого. Таким образом, экологическое воспитания является составной частью всего школьного образования и включает в себя решение задач по формированию экологического мышления и экологической культуры учащихся. Эти задачи требуют поиска эффективных форм и методов реализации содержания экологического воспитания учащихся. И закончить свою работу хотелось бы словами Михаила Михайловича Пришвина: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух. Зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»

Список литературы:

Библиографический список

Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1986. – 284 с.

Захлебный, А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении [Текст] / А.Н. Захлебный – М.: 2009, С.20-28.

Лихачев, Б.Т. Экология личности [Текст] / Б.Т. Лихачев.- Педагогика. – 2004. — №2. – С.19-21.

Суравегина, И.Т., Енкевич, В.М. Экология и мир [Текст]/ И.Т. Суравегина – М.: Новая школа, 2004. – 126с.

Суравегина, И.Т., Сенкевич, В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в школе [Текст] // Советская педагогика. – 1990. — №12. – С.12-14.

8. Сухомлинский В.А./ сост., вступительной статьи Г.Д. Глейзер. – М.: 1997. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики)

Эльконин, Д.Б. Избранные статьи [Текст]: – М.: Высшая школа.- 2001. – 428 с.

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся