Размножение рыб

Урок биологии

7 класс

Учитель ГУ «СОШ №12 с ГК»

Дудник В.Н.

Тема: «Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и забота о потомстве. Инстинкты и их проявление у рыб, понятие о популяции».

Цель: Сформировать знания учащихся о размножении и развитии рыб; особенностях их поведения; миграциях; заботе о потомстве.

Научить школьников использовать полученные знания;

Развивать умение ставить задачи и их решать, проектировать свою деятельность через систему самостоятельных работ;

Развивать ясность речи, память, произвольное внимание.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, видеофрагменты, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

1.Приспособления рыб к водной среде обитания:

А — дышат при помощи жабр;

Б — имеют хорду;

В — имеют головной и спиной мозг;

Г — парные конечности имеют форму плавников.

2.Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу тока воды:

А — органом обоняния;

Б — боковой линией;

В — органом вкуса;

Г — органом слуха.

3.Жабры — это органы:

А — кровеносной системы;

Б — выделительной системы;

В — дыхательной системы;

Г — пищеварительной системы.

4.Кровеносная система рыб:

А — незамкнутая;

Б — замкнутая;

В — имеет один круг кровообращения;

Г — состоит только из артерий;

5.С помощью плавательного пузыря рыба:

А — быстрее передвигается;

Б — воспринимает направление и силу тока воды;

В — переваривает пищу;

Г — опускается на глубину или всплывает.

Выберите правильные утверждения

Поставьте + в графе верного утверждения

Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

Тело большинства рыб покрыто чешуей.

Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь.

Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.

Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами.

Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда.

Кровеносная система рыб незамкнутая.

Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка.

Кровь у рыб в предсердии венозная, а в желудочке артериальная.

У всех рыб имеется плавательный пузырь.

Органы выделения рыб – почки.

Подпишите название органов и систем органов рыбы.

3.Изучение нового материала.

Задание 1 группе.

Изучить материал. Составить эссе.

Окуни, как и большинство рыб, раздельнополые. У самок в полости тела находится большой яичник, в котором развиваются яйцевые клетки (икринки), у самцов — пара длинных семенников. В период размножения семенники наполнены густой белой жидкостью — молоками. Молоки содержат миллионы сперматозоидов. Половые органы открываются наружу на брюшной стороне тела половым отверстием.

Нерест.

При созревании половых клеток у рыб проявляется инстинкт размножения. В это время они перемещаются в места, более благоприятные для развития их потомства. Рыбы одних видов устремляются из моря в реки, а другие, наоборот, уходят из рек в море — это так называемые проходные рыбы. Для икрометания они проходят большие расстояния.

Сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения называют нерестом.

На Дальнем Востоке ход некоторых лососевых (кета, горбуша) во время нереста представляет интересное зрелище: огромные косяки рыб продвигаются против течения, преодолевая все препятствия. На порогах рыбы выпрыгивают из воды, а на мелких местах буквально ползут по дну, выставляя спину на воздух. В верховьях рек рыбы откладывают икру и совершенно обессиленные скатываются вниз по течению. Многие из них при этом погибают. К проходным рыбам, постоянно живущим в море, а для размножения заходящим в реки, относят также осетровых и некоторых других рыб.

Угри, имеющие длинное змеевидное тело, живут в пресных водоемах, а для размножения уходят из рек Европы и Северной Америки в Атлантический океан. Многие рыбы размножаются на мелководьях своих водоемов.

Окунь достигает половозрелости на втором году. Его нерест начинается только после исчезновения льда на водоемах. За некоторое время до нереста окраска окуней становится особенно яркой. Они собираются стаями в заводях, старицах и других местах, мелких и без течения.

Самки выметывают склеенную в виде лент икру на водные растения. Самцы в это время извергают молоки. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам и проникают в них.

Задание 2 группе.

Изучить материал. Составить эссе.

Развитие.

Оплодотворенная икринка начинает делиться.

Образуется многоклеточный зародыш, у которого на брюшной стороне виден желточный мешок — остаток запаса питательных веществ икринок. У окуня через 9-14 суток после оплодотворения личинка покидает оболочку икринки и вскоре начинает самостоятельно питаться сперва микроорганизмами, а потом мелкими рачками и другими животными, взвешенными в толще воды. Через некоторое время личинка становится похожей на взрослого окуня — это малек. Он растет сравнительно быстро: примерно через два месяца тело его бывает длиной 2 см, а через год молодой окунь вырастает до 10 см.

Задание 3 группе.

Изучить материал. Составить эссе.

Забота о потомстве.

Икра окуня часто погибает от пересыхания водоемов, гибнут от врагов личинки и мальки. Только благодаря тому, что при нересте самка окуня выметывает до 300000 икринок, часть потомства доживает до взрослого состояния. Количество икринок у рыб других видов может быть еще больше. Например, треска выметывает их несколько миллионов.

Те виды рыб, для которых характерна забота о потомстве, откладывают обычно немного икринок, но их икра, личинки и мальки не погибают в большинстве случаев.

Самец трехиглой колюшки строит из водорослей гнездо в форме муфты и сторожит икринки, отложенные в гнездо самками . Растопырив колючки, самец яростно нападает на рыб, приближающихся к гнезду, очищает его от мусора и поправляет, а движением грудных плавников гонит туда свежую воду. Несколько суток он охраняет мальков и не дает им расплываться далеко от гнезда, сохраняя таким образом молодое потомство.

Удивительна забота о потомстве у африканской пресноводной рыбы тиляпии: самец вынашивает икринки в ротовой полости, и мальки в случае опасности прячутся в рот отца. Самцы морского конька вынашивают икринки в сумке на брюхе .

Самка семисантиметрового горчака откладывает по 1-2 икринки в раковины моллюсков. Самец тут же оплодотворяет их, и парочка ищет новые раковины, чтобы введя свой длинный яйцеклад, отрастающий на время нереста, самка продолжила своё дело.

Задание 4 группе.

Изучить материал. Составить эссе.

Большинство рыб только выбирают подходящие места для нереста, после которого не проявляют никакой заботы о потомстве. Поскольку при этом значительная доля их икры и мальков гибнет, становится добычей хищников, самки таких «беззаботных» рыб вынуждены выметывать огромное количество икринок, чтобы до взрослого состояния выжило не меньше особей, чем приступило к размножению (что и обеспечивает стабильность общей численности вида). Каждая самка трески или сельди выметывает миллионы икринок, а самый плодовитый вид – луна-рыба – до 300 млн. Некоторые виды, например, проходные лососевые, выкапывают в галечном грунте в верховьях чистых рек ямки для откладывания икры, мелкие рыбки корюшки делают гнездо из водорослей, а самцы аквариумных рыбок-макроподов сооружают гнездо из пузырьков воздуха, куда приглашают самок отложить икру и от которых яростно отгоняют соперников (их брачное поведение и сооружение гнезда можно проследить в аквариуме). Такие «заботливые» виды откладывают значительно меньше – по нескольку десятков икринок, поскольку их выживаемость гораздо выше. Некоторые акулы и скаты откладывают очень мало, иногда не более десятка яиц, но каждое из них надежно защищено прочной роговой оболочкой. Самки немногих видов (скат, манта, латимерия, некоторые аквариумные рыбки: гуппи, меченосцы и др.) вынашивают оплодотворенную икру в себе и рождают живых мальков. В озере Виктория и других африканских водоемах живут похожие на наших полосатых окуней, но удивительные по своему поведению рыбы – телапии. Оплодотворенную икру они вынашивают во рту, куда при опасности прячутся и мальки. Самцы морских коньков и морских игл имеют на брюшной стороне специальную сумку, где также вынашивают по нескольку десятков оплодотворенных икринок.

5.Обмен информацией в группах.(5минут)

6.Презентация работ.(2минуты)

7. Закрепление изученного материала.

1. Каких рыб называют проходными? Приведите примеры. 
2. Какое значение имеет большое число откладываемых икринок у рыб?

3. Как проявляется забота о потомстве у рыб? 
4. От чего зависит число откладываемых икринок у разных рыб?

8. Самооценка, оценка учителя, оценка урока.

9.Домашнее задание.

Выучить конспект.

Поделитесь материалом коллегами:
Помощь учителям и учащимся