Краткий план урока по астрономии
Тема: «В поисках разумной жизни и контактов с ней»
Ход урока
Учитель: Приветствую всех присутствующих на уроке астрономии. Прошу разместиться поудобнее. Мы начинаем урок.
Видеоролик «Путешествие по Вселенной» (1 мин13 с).
Учитель: Итак, молодые и рьяные, начинаем путешествие в поисках разума во Вселенной. Представьте себе, что мы — инопланетяне, странствующие в поисках разумной жизни. Пролетев огромное количество звёздных систем, не обнаружив даже подобия разума, отчаявшись найти хоть какие-либо зачатки жизни, мы оказались в звёздной системе, которая возможно пригодна для существования жизни. Удастся ли нам найти ту, единственную планету, на которой мы обнаружим себе подобных? (Пауза)
Включается аудиозапись голоса робота Алисы.
Голос компьютера Алисы: Капитан звездолёта просит всю команду собраться в главном корпусе.
(Ученики рассаживаются за столы, на которых ноутбуки с файлами)
Учитель-капитан: Мы находимся на краю звёздной системы. Топлива хватит на разворот корабля и обратный путь. Эта звёздная система станет последней в нашем путешествии. Надо обсудить: есть ли необходимость исследовать эту звезду в поисках разумной жизни или лучше сразу отправиться домой? Какие будут мнения по этому поводу?
1 ученик: Предлагаю проанализировать условия для существования жизни в этой звёздной системе, а потом принять решение о продолжении или завершении нашего полёта.
2 ученик: Алиса, выведи на экраны условия существования жизни.
(Ученики открывают файлы и информацией, параллельно информация выводится на экран)
Включается голос Алисы.
Голос компьютера Алисы: Вывожу на экран условия для существования жизни в звёздных системах. (Зачитывает условия)
Слайд 1. Условия существования жизни в звёздной системе.
звёздная система должна иметь одну звезду, а не две и более;
2) у звезды должна быть планетная система, т.к. жизнь может развиться только на планетах;
3) планета должна двигаться по орбите, близкой к круговой, чтобы температура была более-менее постоянной;
4) планета должна находиться на таком расстоянии от звезды, чтобы температура на её поверхности была допустимой.
Слайд 2.Строение Солнечной системы с названиями планет.
3 ученик: Исследования показывают, что данная звёздная система состоит из одной звезды, которая имеет планетную систему из 8 планет. Орбиты планет достаточно близки к круговым. Это соответствует всем пунктам условий для жизни.
Слайд 3.Нептун и Уран.
4 ученик: Первые 2 планеты приблизительно одинаковы. Судя по скорости вращения и плотности планет, там нет твёрдых поверхностей – это газовые образования с металлическим ядром внутри. Да и спектральный анализ показывает, что они в основном состоят из гелия и водорода. Из-за быстрого вращения там постоянные ураганы, скорость ветра может достигать 500 м/с. Они далеко от звезды. Так что жизни там вероятно нет.
Слайд 4.Сатурн и Юпитер.
5 ученик: Следующие 2 планеты огромны, но по многим параметрам похожи на предыдущие: твёрдых поверхностей нет, бушуют ветры, атмосферы плотные, гелиево-водородные. Ещё есть кольца из пыли и камней небольшого размера и куча спутников. Похоже, что жизнь на них тоже отсутствует.
Слайд 5.Планеты земной группы.
6 ученик: А вот следующие четыре планеты вполне соответствуют некоторым условиям для жизни. Ну-ка, Алиса, выведи на наши экраны условия для возникновения жизни на планетах.
Голос компьютера-Алисы: Вывожу на экран условия для существования жизни на планетах. (Слайд 6. Зачитывает условия)
Слайд 6. Условия существования жизни на планетах.
наличие воды,
наличие периодической смены дня и ночи,
обитаемая планета должна быть достаточно массивной, чтобы удерживать атмосферу и гидросферу,
наличие разрядов атмосферного электричества,
атмосфера и гидросфера не должны содержать ядовитых для жизни веществ.
7 ученик: Данные показывают, что эти четыре планеты имеют достаточно большую плотность. Значит поверхности у них твёрдые. Анализ показывает, что у трёх планет есть атмосферы.
Слайд 7. Марс.
Четвёртая от звезды планета содержит много оксида железа. Наверное, именно поэтому на снимках имеет красновато-бурый цвет. Атмосфера у неё из углекислого газа, остальные газы присутствуют в малых количествах, воды всего 3 сотых процента. Магнитное поле слабое. Вращается достаточно медленно, поэтому есть смена дня и ночи. Колебания температуры в 120-140 единиц позволяет развиваться жизни. Да и расположена она на приемлемом расстоянии от звезды.
Слайд 8. Меркурий.
8 ученик: Самую первую к звезде планету можно отбросить сразу. Она слишком мала, очень близко к звезде. Атмосферы практически нет. Перепады температуры в 600 единиц: либо сгоришь, либо застынешь навеки. Да и вращается так, что всегда повёрнута к звезде одной стороной, значит, о смене дня и ночи говорить не приходится, воды нет. Скорее всего, поверхность похожа на выжженную или замёрзшую пустыню. Какая уж тут жизнь!
Слайд 9. Венера.
9 ученик: Вторая от звезды планета по размерам, расстоянию от звезды и наличию плотной атмосферы вполне подходит. А вот по остальным параметрам – большой вопрос. Смена дня и ночи всего два раза за один оборот вокруг звезды. Атмосфера на 96% из углекислого газа, немного азота. Разница температур в 400 единиц, поэтому вода, которая там есть, – это газ. Магнитное поле отсутствует, значит, нет защиты от космических лучей. Плюс парниковый эффект и очень агрессивная ядовитая среда. Думаю, разумной жизни там нет.
Учитель-капитан: А как вам третья от звезды планета?
Слайд 10. Земля.
10 ученик: Она по всем пяти параметрам подходит. Вода покрывает 2/3 суши, миллионы тонн газообразной воды в атмосфере, 78% азота и 21% кислорода. Значит, есть растения, которые вырабатывают этот кислород. Время вращения вокруг оси предполагает смену дня и ночи, а наклон оси планеты к орбите вращения вокруг звезды говорит о наличии смены времён года. Ядовитых газов в атмосфере мало, а магнитное поле сильно, значит, космические излучения проникают в допустимых для жизни дозах. Круговорот воды на планете делает её климат приемлемым для жизни, а энергии от звезды вполне хватает, чтобы температурный перепад был оптимальным и не погубил жизнь. И посмотрите, как планета красива на снимках!
Учитель-капитан: Значит, у нас две планеты, условия на которых подходят для существования жизни. Третья и четвёртая. Так куда летим?
11 ученик: Предпочтительнее третья планета. Если на ней жизни нет, то на обратном пути внимательнее присмотримся к четвёртой планете.
Учитель-капитан: Все согласны с поступившим предложением?
Ученики: Согласны.
Учитель-капитан: Алиса, скорректируй движение на третью планету.
Голос компьютера-Алисы: Выполняется, капитан. (Пауза.)
Учитель: Ну, что же, наше короткое путешествие в поисках разумной жизни в бесконечных глубинах Вселенной закончилось. А наш урок продолжается. И мы перемещаемся на заседание научного мирового сообщества по вопросам контактов с внеземным разумом.
(Ученики расставляют карточки с названиями стран-участниц совещания)
Видеоролик «Нужен ли нам контакт с внеземным разумом?»
(Проектор выключается)
Учитель-председатель комиссии: Уважаемые представители научных сообществ стран мира! Вы просмотрели видеосюжет. И сегодня мы должны обсудить важную проблему для всего человечества: Нужно ли контактировать с внеземными цивилизациями? И можем ли мы себе позволить такие контакты? Попрошу высказываться коротко и по существу вопроса.
1 ученик (представитель США): Мы категорически против контактов с инопланетянами. Это цивилизации, которые однозначно более развитые, чем мы. Значит, они могут прибыть сюда с захватническими целями, т.к. других целей их присутствия я не могу себе представить.
2 ученик (представитель Евросоюза): Нам видится всё в другом свете. Если они более развиты, значит, нам есть чему поучиться у них. Например, в сфере экологии, сохранения флоры и фауны Земли.
3 ученик (представитель Китая): Если они настолько развитые и успешные, зачем им прибывать к нам? Какие цели они могут преследовать? Если они смогли преодолеть пространственно-временные барьеры и добраться до нас, значит, мы им нужны? А зачем?
4 ученик (представитель России): Что вы заладили: зачем? почему? А вам не интересно познакомиться с инопланетными разумными существами? Не любопытно узнать что-то новое и открыть новые горизонты познания?
5 ученик (представитель Великобритании): А если они прибыли на нашу Землю в поисках полезных ископаемых? Сделают из нас раб. силу, высосут всё, а если станем сопротивляться – просто уничтожат.
6 ученик (представитель Индии): Вы наивно думаете, что они не смогли во всей Вселенной найти безжизненной планеты, чтобы пополнить запасы нужных им веществ? Или думаете, что, достигнув таких высот в развитии технологий и знаний, они начнут направо и налево уничтожать жизнь? Возможно, они помогут нам избавиться от неизлечимых заболеваний.
7 ученик (представитель Японии): А если они привезут на нашу планету какие-нибудь новые вирусы или бактерии, безопасные для них, но смертельные для людей Земли? Пусть даже ненамеренно, поставят нашу цивилизацию на грань вымирания?
8 ученик (представитель Австралии): Если они смогли добраться до нас, то уж наверняка смогут справиться с этой медицинской проблемой. Зато, какие перспективы откроются перед человечеством! Возможно, они помогут нам построить мир, в котором будет жить намного лучше, чем сегодня.
9 ученик (представитель Африки): А вы не подумали о том, что возможно их солнечная система стала непригодной для жизни и они ищут новое пристанище. И если наша планета окажется пригодной для них, то мы окажемся лишними на своей собственной Земле. А уничтожить нас с их-то возможностями – это дело нескольких лет, а может месяцев.
10 ученик (представитель Южной Америки): Не думаю, что достигнув таких высот в технологиях, они не развились в морально-этическом плане. И для них жизнь в любых её проявлениях – это священный дар, который необходимо беречь, а не уничтожать.
11 ученик (представитель стран Азии): Тогда почему же мы уничтожаем себе подобных? Где наше морально-этическое развитие? Наши технологии в сфере вооружения давно обогнали наше чувство самосохранения. Ещё немного и мы самоуничтожимся, доказывая кто главный на этой планете.
12 ученик (представитель России): А может инопланетяне и прибудут к нам, чтобы предотвратить эту катастрофу и уберечь нас от необдуманных действий? Может они всё это уже пережили в своей истории и хотят нам помочь избежать гибели?
Учитель-председатель комиссии: Уважаемые земляне! Все вы, возможно, правы. Каждый со своей точки зрения. Но давайте приходить к чему-то общему. Ставлю на голосование следующее предложение: «Кто за контакты с внеземными цивилизациями?» Прошу голосовать.
(Подсчитывает количество голосов)
Кто против таких контактов? Прошу голосовать.
(Подсчитывает количество голосов)
В результате подсчёта голосов большинство стран-участниц проголосовало за установление контактов (против установления контактов). В соответствии с принятым решением, надо обсудить программу совместных действий по установлению контактов с внеземными цивилизациями (недопущению установления контактов с инопланетными цивилизациями).
Следующее заседание научного мирового сообщества по вопросам контактов с внеземным разумом состоится (дата следующего урока) в (время урока) по Гринвичскому времени в (место проведения урока). (Дом. задание) Прошу представителей стран-участниц подготовить свои предложения по поводу принятого решения. Благодарю всех за плодотворную работу!
(Пауза. Включается проектор)
Учитель: Завершился ещё один этап нашей работы. Мне очень понравились ваши выступления. Теперь наступила пора узнать, насколько вы усвоили знания по теме нашего урока. Я предлагаю диагностику ваших знаний провести в форме игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Сдвиньте столы, чтобы представители команд разместились напротив друг друга.
Слайд 11. Игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
(Мальчики передвигают столы и команды рассаживаются)
Учитель: Игра будет содержать пять вопросов, на которые вы будете отвечать в течение одной минуты. Ответ записывайте на листах, лежащих на ваших столах, и передавайте нашему жюри. Каждый верный ответ – это 1 балл команде. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Членами жюри будут наши гости.
(Жюри передаются бланки с ответами и для заполнения результатов)
Учитель: Команды готовы? Я начинаю игру.
(Звучит музыка начала игры)
Слайд 12 .Фото Марса в красных тонах.
1 вопрос.
Почему поверхность Марса имеет красновато-бурый цвет на снимках?
(Звучит сигнал начала и окончания обсуждения, 1 мин)
Ответ: На поверхности планеты много оксидов железа, придающих такой цвет планете.
(Выключается проектор)
2 вопрос.
Как называется явление на планете Венера, при котором излучения, проникающее на планету от Солнца, поглощаются углекислым газом атмосферы и разогревают Венеру?
Ответ: Парниковый эффект.
3 вопрос.
С чем на планетах связано наличие или отсутствие смены времён года?
Ответ: С наклоном оси планеты к орбите вращения вокруг Солнца.
4 вопрос.
Почему для существования жизни на планете, одним из условий является её движение по орбите, близкой к круговой, а другим – её расположение на расстоянии не слишком близко и не слишком далеко от звезды?
Ответ: Чтобы температура была более-менее постоянной и допустимой для жизни.
5 вопрос.
Зачем планете для того, чтобы на ней могла существовать жизнь, необходимо наличие магнитного поля?
Ответ: Чтобы космическое излучение, проникающее от звезды на поверхность планеты, было в допустимых для жизни дозах.
Учитель: Теперь подведём итоги нашей игры и урока в целом. Уважаемое жюри, огласите результаты игры.
(Жюри озвучивает итоги)
Учитель: Команда, заработавшая … баллов, получает по … баллов каждый, а команда, заработавшая … баллов, – по … балла каждому. Также выставляю ещё по 5 баллов за подготовку выступлений для организации путешествия по Вселенной в поисках разума следующим ученикам … и по 4 балла … Ещё оцениваю 5 баллами участие в заседании научного совета по поводу контактов с внеземными цивилизациями следующих выступающих …, 4 балла получают …, 3 балла — … Разница в баллах объясняется точностью, грамотностью и эмоциональностью подготовленных выступлений. Сейчас попрошу выразить своё эмоциональное состояние после проведённого урока, выбрав один из смайликов, которые вы видите на моём столе. Каждый возьмите тот смайлик, который выражает ваше эмоциональное состояние, и положите его в эту коробку. Всем огромное спасибо за сотрудничество! Урок окончен!
4