Проектная деятельность как средство достижения предметных, метапредметных и личностных результатов ФГОС
в обучении английскому языку
«Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памятью»
Л. Н. Толстой.
Проектная деятельность на уроках английского языка — важная составляющая ФГОС в начальной и основной школе.
Важно вооружить учащихся способами овладения знаниями, научить детей учиться. А метод проектов помогает в этом учителю.
Учебный предмет «Английский язык» метапредметен по своей сути. Именно на уроках английского языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни человека, изучают грамматику иностранного языка, оперируя понятиями, изученными на уроках русского языка, знакомятся с культурой и традициями стран изучаемого языка, что связывает его с историей, географией и МХК.
Что касается современного учителя английского языка, то он должен стать помощником в поиске знаний во время проектной деятельности. Фронтального типа работы на таком уроке меньше. Роль учителя – направлять ребенка, т.е. он помогает ему самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, учит выявлять главное.
Всё это обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию в проектной деятельности, и развитие мотивации учащихся. Одна из главных особенностей проектной деятельности — ориентация на достижение конкретной практической цели, наглядное представление результата, на моих уроках это может быть открытка, книга, письмо, презентация и т.д. В обучении английскому языку метод проектов дает возможность детям использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни.
Работа на уроках английского языка по данному направлению начинается с того, что ученики разрабатывают школьные проекты по темам, которые предлагает учебная программа. То есть, содержание проектной работы — это логическое продолжение учебника.
Важно отметить, что работа над каждым проектом предусматривает формирование личностных, предметных и метапредметных УУД. Каждый проект по своему уникален, он даёт возможность ученикам раскрыть свои творческие и коммуникативные способности. Начиная со второго класса, дети учатся говорить и защищать продукты своей проектной деятельности на иностранном языке, в результате чего у них исчезает страх перед английским языком (что очень важно!). Ещё одно условие эффективной работы – создание благоприятной атмосферы, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.
Например, изучив алфавит во 2 классе, детям было предложено создать страницу для книги об алфавите. Основой была инструкция по изготовлению книги из учебника, но дети могли выбрать собственный вариант работы над данным проектом. В результате они закрепили алфавит, узнали новые слова, самостоятельно выбрав их из словаря. Сильные ученики даже пытались составлять небольшие предложения с новыми словами. На итоговом уроке проходила защита проектов, ребята оценивали свои работы и работы своих одноклассников, анализировали, что у них получилось, а над чем ещё необходимо поработать. Занимательно, увлекательно и полезно.
Работая над проектами в рамках программы, появляется группа детей, желающих заниматься пректно-исследовательской деятельностью во внеурочное время, и таким образом в третьем и в четвертом классе возможно реализовывать программу внеурочной деятельности.
Работа по данному направлению должна продолжаться и в основной школе.
Таким образом, метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. В результате занятий проектной деятельностью у учащихся развиваются предметные, метапредметные и личностные УУД, дети учатся самооценке и самоанализу. Можно сказать, что все инновационные преобразования современной школы при правильной их организации дадут ожидаемый результат — успешного ученика!